Премьера фильма «Студия в квадрате обстрела» состоялась в сентябре в Мариинском дворце

Он рассказывает о ленинградских кинодокументалистах, которые с первых дней блокады снимали жизнь осажденного города и создали знаменитый фильм-документ «Ленинград в борьбе». Сразу после показа режиссер ленты «Студия в квадрате обстрела» Людмила ШАХТ, автор более шести десятков документальных и научно-популярных фильмов, ответила на вопросы «Санкт-Петербургских ведомостей».

Премьера фильма «Студия в квадрате обстрела» состоялась в сентябре в Мариинском дворце | Кадр из фильма «Студия в квадрате обстрела»

Кадр из фильма «Студия в квадрате обстрела»

— Людмила Евгеньевна, расскажите, пожалуйста, как родился ваш фильм?

— Идею создать фильм о документалистах блокадного Ленинграда подали ветераны Союза кинематографистов. Понятие «кинохроника» ушло в прошлое, больше не создается кинолетопись событий текущего времени — цифровая эпоха уничтожила кинопроизводство. Ушли и уходят легендарные ленинградские кинематографисты — летописцы эпохи. Студия «Леннаучфильм» в 2015 году на 82‑м году своей уникальной истории превратилась в непрофильный актив… киностудии им. Горького в Москве! Это событие стало трагедией для поколений, работавших на «Леннаучфильме».

Теперь в здании студии на Мельничной улице в доме № 4 — хостел. Там, где в войну кинематографисты Ленинградской объединенной киностудии, куда влились творческие коллективы «Ленкинохроники» и «Лентехфильма», создали такой пронзительный документ истории, как «Ленинград в борьбе», и где снимали обучающие ленты, помогавшие ленинградцам выжить. Поэтому нам осталось одно — не дать кануть в Лету памяти о подвиге блокадных хроникеров.

— Вы не первый раз обращаетесь к истории блокадного Ленинграда. До этого сняли тетралогию о его музе, Ольге Берггольц.

— Фильм «Ленинградка» об Ольге Берггольц глубоко и навсегда погрузил меня в изучение материалов о блокаде. Но я с ранней юности знала о героическом прошлом блокадной студии — родного мне «Леннаучфильма». Это было еще до того, как в 1971 году после окончания ВГИКа я была принята на эту студию. А моя «киношная» биография началась ровно 60 лет назад, когда в неполные 18 лет, в ноябре 1963 года, я пришла работать монтажницей на Ленинградскую киностудию кинохроники.

После освобождения Ленинграда от блокады многие операторы ушли дальше в составе наступающих армий и дошли до Берлина. Снимали водружение знамени над Рейхстагом, позже — Нюрнбергский процесс. На этом же процессе международному трибуналу были предъявлены кадры, отснятые ими в блокаду.

И вот я оказалась среди этих легендарных людей. Они жили происходящими в городе и стране событиями и научили меня относиться к кинокадрам не как к целлулоиду, а как к документам эпохи. Фильм «Студия в квадрате обстрела» — признание в любви и преклонение перед их наследием.

— Когда вы приступили к работе над этим фильмом, на что вы опирались в первую очередь?

— На архив Валерия Михайловича Соловцова, который в войну возглавил Ленинградскую объединенную киностудию, а потом был директором студии кинохроники на набережной Крюкова канала, 12. Его жена, Лариса Александровна Соловцова, с которой мы знакомы с нашей «монтажной» юности, открыла мне этот уникальный архив. Будущий фильм сразу сложился как отчет директора о работе блокадной студии.

Параллельно я четыре месяца изучала в ЦГАЛИ архивы двух студий за период 1941 – 1945 годов, а это тысячи страниц документов. Казалось бы, перед моими глазами были сухие приказы, сводки, отчеты, благодарности, выговоры, планы производства, а у меня перехватывало дыхание от волнения. С трепетом я перелистывала все более «неформатные» страницы — тексты, написанные карандашом на обрывках бумаги, а потом снова уже полным жизни четким машинописным шрифтом. О голодном казарменном быте, строгом подчинении «законам военного времени» и торжестве творчества как великой силы сопротивления врагу и смерти рассказывали эти документы.

— Сразу возникла идея сделать именно коллективный портрет?

— Из огромного массива материала стала вычленяться история возникновения самой «Объединенной киностудии», и фильм стал складываться, вбирая судьбы и воспоминания коллег Соловцова — операторов Богорова, Страдина, Учителя, Погорелова, Трофимова, «блокадного ребенка» Коли Боронина, будущего звукорежиссера и режиссера «Лендока», режиссера «Техфильма» Гребнева. Так собрался коллективный портрет создателей первого фильма о блокаде, снятого в невероятных условиях — в отсутствие света, воды, тепла, транспорта, связи. Полуживые кинематографисты, передвигаясь пешком по городу, волоча за собой саночки с аппаратурой, снимали все, что видели. А видели страшное, то, что с трудом выдерживала человеческая психика. Поначалу срабатывала самоцензура, внутренний нравственный запрет на съемку мертвых людей. Но очень скоро стало понятно, что кадры, ими снятые, — кинолетопись на века.

Позже, уже после выхода на экраны документального фильма «Ленинград в борьбе», в 1943 году Комитет по кинематографии, ссылаясь на массив материала, отснятого ленинградскими хроникерами, издал приказ об обязательной фиксации всех зверств фашистов на советской земле. Был организован специальный отдел и редакция кинолетописи с важным посылом: «…Но это не значит, что мы будем все показывать… Это надо для суда истории…».

После просмотра «Ленинград в борьбе» в июле 1942 года маршал Говоров сказал: «Этот фильм еще не закончен, мы должны завершить его нашей Победой»…

— В финале фильма говорится о невероятном количестве снятого блокадными хроникерами материала, не вошедшего в фильм «Ленинград в борьбе». Будете ли вы работать над продолжением, чтобы открыть хотя бы какую‑то часть из 85 тысяч метров кинолетописи?

— Да, конечно, надо продолжить рассказ о работе ленинградских документалистов в условиях блокады, о фильмах, которые им предстояло снимать и монтировать. Тем более что и ветераны-блокадники, наши первые зрители, не просто дали фильму высокую оценку, но и высказывали пожелание обязательно сделать продолжение. Мы бесконечно благодарны такой значимой для нас поддержке.



#фильм #премьера #блокада

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 185 (7514) от 03.10.2023 под заголовком ««Студия в квадрате обстрела»».


Комментарии