Прельжокаж поражает

Балетный марафон международного фестиваля искусств «Дягилев. P. S.» продолжается. Знаменательным событием стал гала-концерт, состоявшийся на сцене Александринского театра и посвященный творчеству выдающегося французского хореографа современного классика Анжелена Прельжокажа.

Прельжокаж поражает  | Сцена из балета «Ромео и Джульетта».<br>ФОТО Jean-Claude Carbonne предоставлено пресс-службой фестиваля

Сцена из балета «Ромео и Джульетта».
ФОТО Jean-Claude Carbonne предоставлено пресс-службой фестиваля

Перед началом концерта зрители почтили минутой молчания память погибших в авиакатастрофе самолета А-321 и жертв теракта в Париже. Затем на сцену вышли художественный руководитель фестиваля Наталья Метелица, председатель комитета по культуре Константин Сухенко и герой вечера Анжелен Прельжокаж. Хореографу вручили специальный приз фестиваля «Удиви меня!» – за реализацию художественных проектов, объединяющих различные национальные культуры.

В ответном слове Анжелен Прельжокаж рассказал, что его творчество было во многом связано с русской культурой, балетом, музыкой. Игорь Стравинский, Сергей Прокофьев – среди его любимых композиторов. Еще в десятилетнем возрасте он впервые увидел фотографии Рудольфа Нуреева в альбоме, который ему подарила подружка. Фотографии, запечатлевшие русского артиста в танце, поразили мальчика, и с тех пор «бацилла» танца поселилась в нем навсегда. Спустя годы Прельжокаж изложил свое жизненное кредо в призыве: «Танцевать при всех, танцевать в одиночку, танцевать в радости и горе, танцевать иногда в отчаянии, перед лицом человеческой истории».

Труппа Анжелена Прельжокажа – частая гостья Петербурга. Любители балета видели ранние работы мастера – «Весна священная», «Свадебка», «Белоснежка», а его балет «Парк» прочно вошел в репертуар Мариинского театра. Сам Прельжокаж сравнивает свою хореографию с электрошоком, и он не лукавит: каждый его балет поражает зрителей необычностью хореографического языка, эмоциональной раскрепощенностью и изобретательностью дуэтов, четкой драматургией и режиссурой спектакля. В его балетах – завораживающая магия простоты и тонкое проникновение в музыкальную партитуру.

Нынешний приезд труппы Прельжокажа – событие особое: 2015 год – юбилейный для выдающегося хореографа, его труппе исполнилось тридцать лет.

Программа гала-концерта включала наиболее яркие и своеобразные фрагменты из балетов хореографа, созданных им в разные годы – от 1996-го до 2015-го. «Ностальгия» — так назвал Прельжокаж первое отделение вечера. Номера концерта не отделены резко друг от друга, хореография одного эпизода плавно перетекала к другому, создавая своеобразную «реку времени». Хореограф чередует сольные номера с дуэтами, стремясь заинтриговать и взволновать зрителя.

Во втором отделении, названном «Трагедия», ведущее место было отдано фрагментам из балетов «Белоснежка» и «Ромео и Джульетта».

Лирический дуэт Белоснежки и Юноши сочинен хореографом на музыку томительно прекрасного Адажиетто из Пятой симфонии Малера, музыки, столь знакомой многим по фильму Лукино Висконти «Смерть в Венеции». Уникально сложный дуэт исполнялся Нагишей Шираи и Михаэлем Бенжафом с поразительным мастерством. Бездыханная Белоснежка то, словно влага, обтекала фигуру партнера, то расслабленно повисала на его руках, то перелетала через него. Но ни на мгновение не нарушалось впечатление безжизненности.

Два фрагмента из «Ромео и Джульетты» были контрастны по эмоциональному накалу. Встреча влюбленных у балкона полна радости, безоблачного счастья. Танец Жана-Шарля Жусни и Эмили Лаланд создал образ ночного полета, неясного смятения души, проникнутой предутренними чувственными ожиданиями. Герои не слышали шагов близящегося несчастья.

Сцена в склепе полна отчаянного трагизма, неверия в смерть близкого. Пластика танцовщиков исполнена гнева, юношеского негодования и горестного обвинения, брошенного судьбе, столь несправедливо распорядившейся их жизнями. Голова Джульетты склонилась к плечу Ромео, и все ее изогнутое в линиях тело говорило скорее о сне, нежели о смерти. Они казались спящими – эти веронские возлюбленные, нашедшие вечное ложе любви на плитах склепа.

Балетному театру Анжелена Прельжокажа только тридцать. Впереди – новые поиски и свершения и, вне сомнений, безграничное умение удивлять.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 218 (5589) от 20.11.2015.


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?