Прельжокаж поражает

Балетный марафон международного фестиваля искусств «Дягилев. P. S.» продолжается. Знаменательным событием стал гала-концерт, состоявшийся на сцене Александринского театра и посвященный творчеству выдающегося французского хореографа современного классика Анжелена Прельжокажа.

Прельжокаж поражает  | Сцена из балета «Ромео и Джульетта».<br>ФОТО Jean-Claude Carbonne предоставлено пресс-службой фестиваля

Сцена из балета «Ромео и Джульетта».
ФОТО Jean-Claude Carbonne предоставлено пресс-службой фестиваля

Перед началом концерта зрители почтили минутой молчания память погибших в авиакатастрофе самолета А-321 и жертв теракта в Париже. Затем на сцену вышли художественный руководитель фестиваля Наталья Метелица, председатель комитета по культуре Константин Сухенко и герой вечера Анжелен Прельжокаж. Хореографу вручили специальный приз фестиваля «Удиви меня!» – за реализацию художественных проектов, объединяющих различные национальные культуры.

В ответном слове Анжелен Прельжокаж рассказал, что его творчество было во многом связано с русской культурой, балетом, музыкой. Игорь Стравинский, Сергей Прокофьев – среди его любимых композиторов. Еще в десятилетнем возрасте он впервые увидел фотографии Рудольфа Нуреева в альбоме, который ему подарила подружка. Фотографии, запечатлевшие русского артиста в танце, поразили мальчика, и с тех пор «бацилла» танца поселилась в нем навсегда. Спустя годы Прельжокаж изложил свое жизненное кредо в призыве: «Танцевать при всех, танцевать в одиночку, танцевать в радости и горе, танцевать иногда в отчаянии, перед лицом человеческой истории».

Труппа Анжелена Прельжокажа – частая гостья Петербурга. Любители балета видели ранние работы мастера – «Весна священная», «Свадебка», «Белоснежка», а его балет «Парк» прочно вошел в репертуар Мариинского театра. Сам Прельжокаж сравнивает свою хореографию с электрошоком, и он не лукавит: каждый его балет поражает зрителей необычностью хореографического языка, эмоциональной раскрепощенностью и изобретательностью дуэтов, четкой драматургией и режиссурой спектакля. В его балетах – завораживающая магия простоты и тонкое проникновение в музыкальную партитуру.

Нынешний приезд труппы Прельжокажа – событие особое: 2015 год – юбилейный для выдающегося хореографа, его труппе исполнилось тридцать лет.

Программа гала-концерта включала наиболее яркие и своеобразные фрагменты из балетов хореографа, созданных им в разные годы – от 1996-го до 2015-го. «Ностальгия» — так назвал Прельжокаж первое отделение вечера. Номера концерта не отделены резко друг от друга, хореография одного эпизода плавно перетекала к другому, создавая своеобразную «реку времени». Хореограф чередует сольные номера с дуэтами, стремясь заинтриговать и взволновать зрителя.

Во втором отделении, названном «Трагедия», ведущее место было отдано фрагментам из балетов «Белоснежка» и «Ромео и Джульетта».

Лирический дуэт Белоснежки и Юноши сочинен хореографом на музыку томительно прекрасного Адажиетто из Пятой симфонии Малера, музыки, столь знакомой многим по фильму Лукино Висконти «Смерть в Венеции». Уникально сложный дуэт исполнялся Нагишей Шираи и Михаэлем Бенжафом с поразительным мастерством. Бездыханная Белоснежка то, словно влага, обтекала фигуру партнера, то расслабленно повисала на его руках, то перелетала через него. Но ни на мгновение не нарушалось впечатление безжизненности.

Два фрагмента из «Ромео и Джульетты» были контрастны по эмоциональному накалу. Встреча влюбленных у балкона полна радости, безоблачного счастья. Танец Жана-Шарля Жусни и Эмили Лаланд создал образ ночного полета, неясного смятения души, проникнутой предутренними чувственными ожиданиями. Герои не слышали шагов близящегося несчастья.

Сцена в склепе полна отчаянного трагизма, неверия в смерть близкого. Пластика танцовщиков исполнена гнева, юношеского негодования и горестного обвинения, брошенного судьбе, столь несправедливо распорядившейся их жизнями. Голова Джульетты склонилась к плечу Ромео, и все ее изогнутое в линиях тело говорило скорее о сне, нежели о смерти. Они казались спящими – эти веронские возлюбленные, нашедшие вечное ложе любви на плитах склепа.

Балетному театру Анжелена Прельжокажа только тридцать. Впереди – новые поиски и свершения и, вне сомнений, безграничное умение удивлять.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 218 (5589) от 20.11.2015.


Комментарии