Представители «Газаневщины». Выставка неофициальных художников открылась в Ленинграде полвека назад
22 декабря исполняется 50 лет со дня открытия в ДК им. И. И. Газа первой в Ленинграде разрешенной властями выставки неофициальных художников. В 1975 году многие из них участвовали и в выставке в ДК «Невский». И тогда появился термин «газаневская культура».
В одной из петербургских галерей открылась выставка памяти Игоря Иванова, представителя «газаневской культуры»./ФОТО АВТОРА
Об этом феномене брежневского времени много сказано, изданы с десяток книг, в которых о выставках рассказывают их участники и современники. Но время идет, сейчас те далекие уже события видятся во многом иначе. Об этом «Санкт-Петербургские ведомости» попросили высказаться Александра Боровского, заведующего отделом новейших течений Русского музея, и Михаила Дединкина, заведующего отделом западноевропейского изобразительного искусства Эрмитажа.
А. БОРОВСКИЙ: — Это светлая история. «Газаневщина» была важной частью ленинградской жизни. Скромно одетые интеллигентные люди стояли в очереди по много часов, чтобы попасть на эти выставки. Кстати, замечу, что те же самые люди ходили и на выставки работ Ильи Глазунова, их интересовало все неожиданное, чего не было на официальных выставках.
Кто в памяти остался, если, перефразируя Омара Хайяма, «окинуть холодным взором» те давние события? Евгений Михнов-Войтенко, хотя он не участвовал в выставках ДК им. Газа и ДК «Невский», но был одним из лидеров неофициального ленинградского искусства, Евгений Рухин, Владимир Овчинников…
Но в любом случае, даже если «газаневщина» не вошла во всемирную историю искусства, важно помнить о ней как о локальном явлении. Не менее важен и контекст, то есть художники и группы, которые работали в 1970‑е годы в Ленинграде и не имели отношения к «газаневщине». От группы Владимира Стерлигова до Бориса Смирнова, Бориса Ермолаева и даже искренних академиков Андрея Мыльникова и Евсея Моисеенко.
М. ДЕДИНКИН: — На мой взгляд, любой профессиональный искусствовед, чем бы он ни занимался, обязан хотя бы немного интересоваться современным ему искусством, знать современный контекст. Поэтому в 1970‑е годы, будучи студентом, я стал интересоваться творчеством ленинградских художников, в том числе тех, кто не имел возможности выставляться официально. С тех пор прошло много времени, история судит беспощадно. «Газаневщина» повторяла многие «измы» ХХ века. Это стало очевидно, когда мы получили возможность увидеть оригиналы.
Художники «газаневской культуры» были искренними в своих заблуждениях или сознательно повторяли достижения других? Сейчас это не так важно. Представим, что заново собраны выставки, состоявшиеся 50 лет назад в ДК им. Газа и затем в ДК «Невский». Это вызвало бы краеведческий интерес, но художественного отклика не было бы никакого. Если вы спросите меня, что действительно осталось от неофициального ленинградского искусства 1970‑х годов, то назову имя замечательного художника Владимира Яшке (1948 – 2018), яркого гениального самоучки. Он нашел свои неповторимые цветовые аккорды, его картины ни с чем не перепутаешь.
Читайте также:
«Площадь искусств» с новой музыкой. В Петербурге проходит международный фестиваль
В Николаевском зале Эрмитажа открылась выставка «Ландшафт души. Каспар Давид Фридрих»
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 240 (7816) от 18.12.2024 под заголовком ««Газаневщина» полвека спустя».
Комментарии