Представь, что ты Бергман

«Вдохни воздух Форе, надень куртку и представь на минутку, что ты Бергман» - предлагают на Новой сцене Александринского театра. Там до 17 апреля открыта выставка «Бергман - больше, чем кино», приуроченная к столетию шведского кинорежиссера.

Представь, что ты Бергман | Видеоинсталляции и фотографии рассказывают о роли костюмов в фильмах великого режиссера. ФОТО Игоря ЛЮБИМОВА

Видеоинсталляции и фотографии рассказывают о роли костюмов в фильмах великого режиссера. ФОТО Игоря ЛЮБИМОВА

Тема ее может удивить: куратор Луиз Валленберг решила исследовать связи между кинематографом Бергмана, его стилем жизни и модой. Но, казалось бы, нет ничего более далекого от суетной моды, чем интеллектуальные, философские фильмы режиссера, признанные киноклассикой, а значит, причисленные к вечным ценностям.

Сам Бергман не слишком интересовался модой. Одевался просто, но в этом был стиль. Тот самый, ныне ставший таким популярным скандинавский стиль, который отличают протестантская простота, любовь к комфорту и какая-то... разумность, что ли.

На выставке эти простые, добротные и уютные вещи, которые защитят и от ледяного ветра, и от колючих взглядов, представлены с таким уважением и любовью, будто это изделия Haute couture. Они не из гардероба самого Бергмана - просто похожие на те, что он любил. Фланелевая клетчатая рубашка. Двубортное полупальто из черной шерстяной ткани с высоким воротником-стойкой (его можно застегнуть, если ветер станет слишком сильным). Вязаный светло-коричневый кардиган. Черная шапочка.

На вернисаже многие люди охотно примеряли эти вещи, делая селфи на фоне цветных фотографий острова Форе, где жил режиссер, удалившийся от мира, выбравший холод, молчание и одиночество. Покой или хотя бы иллюзию покоя. Удивительно, но всем они были к лицу.

Как появляются в голове режиссеров персонажи будущего фильма? Федерико Феллини, к примеру, обдумывая очередной фильм, рисовал. Он делал бесчисленные наброски лиц, носов, усов, галстуков, сумочек... На бумаге, салфетках - на чем придется. Это было сродни автоматическому письму, когда, кажется, рука движется сама по себе, без участия сознания.

От Бергмана не осталось никаких эскизов. По словам директора Фонда Ингмара Бергмана Яна Холмберга, у него был другой метод, связанный с присущим ему литературным даром. Сочиняя сценарий, режиссер начинал именно с действующих лиц. Они появлялись перед его мысленным взором в виде законченных образов. Характер, внешность и, конечно же, прическа, одежда.

Два основных художника Бергмана - Маго (Макс Голдштейн) и Марик Вос-Лунд - были мастерами исторического костюма. Маго создал костюмы для двенадцати фильмов Бергмана, Вос-Лунд - для четырех.

Кстати, Марик Вос-Лунд, урожденная Мария-Анна Эриксон, была родом из Петербурга. Это она создала цветовую симфонию в фильме Бергмана «Шепоты и крики» - драме о трех сестрах. В фильме преобладает красный цвет. В кадре он всегда выступает в сочетании либо с белым, либо с черным. А за костюмы к фильму «Фанни и Александр», действие которого происходит в самом начале XX века, Марик Вос-Лунд была удостоена «Оскара». Как рассказали организаторы выставки, в создании этих костюмов Марик помог альбом фотографий, вывезенный ее родными из Петербурга.

К сожалению, на выставке нет костюмов из фильмов Бергмана. Жаль, ведь не все смогли побывать в Стокгольме, где в Музее Халлвил прошла выставка «Бергман и мода». Концепция нашей выставки - иная. По словам куратора Луиз Валленберг, ей хотелось показать, как влияли костюмы героев Бергмана на воображение дизайнеров одежды:

- Например, плащ, в который была одета Смерть в фильме «Седьмая печать». Он произвел настоящий фурор.

На стене - фотография. Один из самых красивых кадров в истории кинематографа, знаменитая сцена, где Смерть (Бенгт Экерот) и Рыцарь (Макс фон Сюдов) играют в шахматы. Рядом - фотография плаща от шведского модного бренда. Под ней подпись, которая гласит, что модель - дань уважения фильму «Седьмая печать» и персонажу, олицетворяющему Смерть. В витрине видим современный дождевик с капюшоном. Несмотря на мрачноватый бэкграунд, выглядит он привлекательно: понятно, что защитит от любой непогоды.

Надо сказать, что и сейчас этот фильм продолжает вдохновлять дизайнеров. В последней коллекции Демны Гвасалия, креативного директора Balenciaga, есть черный плащ с капюшоном из блестящей кожи, который напоминает образ бергмановского персонажа.

#Бергман #мода #выставка

Комментарии