Обманки всех эпох собрали в манеже Малого Эрмитажа

Тут открылась выставка иллюзий. Она не о несбыточных надеждах и напрасных мечтаниях. Музей затеял игру в обманки. Выставка так и называется «Не верь глазам своим. Обманки в искусстве».

Обманки всех эпох собрали в манеже Малого Эрмитажа | ФОТО Александра ДРОЗДОВА

ФОТО Александра ДРОЗДОВА

Как рассказывают кураторы старшие научные сотрудники отдела истории русской культуры Ирина Багдасарова и Наталья Бахарева, одна хранитель фарфора, другая живописи, идея возникла у них параллельно. Ее обсуждали в музейном кафетерии, где, как говорят, в разговорах за чашкой кофе не один проект родился. Решили объединиться, пригласили коллег из других отделов, даже тех, кто полагал, что у них в фондах обманок нет. Постепенно они находились, большая часть показывается публике впервые. Другого случая предстать перед публикой у них не было.

На выставке около семи сотен предметов, представляющих разные типы обманок различных эпох и регионов, начиная с древних культур Египта, Греции, Рима до начала ХХ века. Это живопись, графика, скульптура, изделия из серебра, стекла, фарфора, цветного камня, ткани, мебель.

У обманок есть определение - иллюзорное воспроизведение художественными средствами реальных предметов, которые вызывают эффект присутствия подлинной натуры, а не изображения. Это искусство, предполагающее игру. Обманка не подделка. Последняя боится разоблачения, первая разоблачение предполагает.

Есть разные виды обманок. Классический тромплей (от французского «обман зрения») создает иллюзию объема. Как пример - картины, в которых есть ощущение трехмерного пространства, где хочется дотронуться до нарисованных вещей, взять их в руки. Обманки имитируют материалы, из которых созданы предметы, а также сами предметы. Так, деревянные вещи могут «прикинуться» металлическими, те в свою очередь фарофровыми; шкатулка принимает облик пачки печенья или книги...

Выставка строится на сопоставлении объектов реальных и мнимых. В витринах перепутаны настоящие вещи и обманки, здесь нельзя верить глазам своим. Установить истину помогает внимательное чтение этикеток.

Дизайн выставки строится на том же принципе - имитация. Посетитель попадает в библиотеку, где хранятся книги-обманки, из которых ни одну нельзя прочесть. Их ставили рядом с настоящими, радовались, если удавалось обмануть гостя. Стоит открыть дверцу шкафа с книжным рядом за стеклом, обнаружится, что он пуст. У Екатерины II была такая ложная библиотека на половине Павла Петровича.

Шкатулки для письменных принадлежностей хранят другие предметы - счеты, монеты, музыкальные инструменты... Книжечки-коробочки не шедевры. И сегодня можно видеть коробки в виде книг в сувенирных магазинах. Выставка показывает, что у этой традиции глубокие корни.

Часы на каминах и полках из дерева и бронзы - отличить одно от другого трудно. Здесь же коллекция популярных в XVIII веке фигурок-обманок. Их ставили в темных углах комнат, в коридорах. Гости обманывались, здоровались с ними, раскланивались. Раскрашенные, расписанные, вырезанные из доски персонажи стоят у каминов, на галереях: знатные дамы, крестьяне, кормилица, единственная в коллекции двухсторонняя обманка - фигурка китайца.

Помещением библиотеки выставка не ограничивается. За ее стенами и на антресолях манежа - продолжение. В каждом из выстроенных архитектурных пространств свой сценарий - римский дворик, кабинет, художественная галерея, сад, деревенская изба... Интрига - двери в стенах, через которые можно попасть из одного времени или места в другое. Навигация помогает ориентироваться, увидеть все.

За стеклом серебряные кувшины, которые на самом деле из фарфора. Аккуратно сложенная стопочка печенья - тоже фарфор. Мухи на прозрачном стекле - как настоящие. Можно бесконечно гадать: фарфоровая это ваза или бронзовая. Деревянное кресло, которое участвовало в предыдущей экспозиции, надо было перенести. Один из рабочих нагнулся, чтобы взять с сиденья рукавицы. Его остановили: рукавицы из дерева...

Обманки ведут свою историю со времен античности и до нашего времени. Сегодняшний день на выставке представляет 3D-принтер. Он стоит в центре библиотеки и на глазах публики в размере и в пропорциях воспроизводит торс Венеры.

#выставка #искусство #Эрмитаж #обман

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 236 (6345) от 18.12.2018 под заголовком «Предполагается разоблачение».


Комментарии