Пой, гитарная струна

У знакомой сын учится играть на гитаре и на день рождения мечтал не о той, которая досталась от деда, а о новой, хорошей. В поисках гитары местного производства автор этих строк обошла музыкальные магазины Петербурга и услышала от продавцов однозначный ответ: «Отечественных гитар нет!». Неужели в городе на Неве больше не делают гитар?

Пой, гитарная струна | Руки мастера словно вкладывают в инструмент будущие мелодии.<br>ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Руки мастера словно вкладывают в инструмент будущие мелодии.
ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Как оказалось, сейчас в Петербурге работают около 40 авторитетных в своей среде гитарных мастеров, среди которых есть и представители старшего поколения, а есть и молодежь. Они создают свои инструменты в небольших мастерских, участвуют в конкурсах мастеров – изготовителей гитар.

«К сожалению, в Петербурге нет предприятия, где бы гитары производились на промышленном уровне. Нет и специализированного учебного заведения, где бы обучали этому делу. А оставшиеся мастера работают в своих личных мастерских и в редких случаях передают опыт ученикам», – подтверждает гитарный мастер во втором поколении Андрей Бабичев.

Андрей Георгиевич – сын известного в СССР гитарного мастера Георгия Константиновича Бабичева, чьи инструменты, а их около восьмисот, уже пережили своего создателя и высоко ценятся не только в России, но и за рубежом. А начинал Георгий Константинович в далекие 1950-е. Будучи плотником, он имел отменный слух и голос и мечтал делать гитары. Чтобы разобраться в гитарном деле, он купил дорогущую по тем временам (целых 17 рублей!) гитару и... разобрал ее, чем вызвал негодование своей молодой супруги: «Такие деньжищи на ветер!».

Первые гитары у молодого мастера действительно получались, мягко говоря, не такие, как надо. Тогда он решил идти другим путем и специально устроился грузчиком на знаменитую фабрику музыкальных инструментов им. Луначарского. Выполняя свои непосредственные обязанности, он внимательно наблюдал за работой мастеров. Сначала просто подсматривал, потом начал откровенно спрашивать, и со временем в профессиональном кругу «Луначарки» его стали воспринимать на равных.

В начале 1980-х его гитары оценили на Московской экспериментальной фабрике музыкальных инструментов и предложили выгодное сотрудничество. А тем временем у гитарного мастера Бабичева, чье имя и инструменты уже знали в международном профессиональном музыкальном мире, подрастал сын Андрей, который под руководством отца в 15 лет сделал свою первую гитару.

«Ту гитару я сделал скорее не под руководством, а под тяжелым гнетом своего отца, поскольку он был человек очень требовательный и жесткий, – вспоминает Андрей Бабичев. – Мучительный процесс совместного создания моей первой гитары продолжался полгода. Тогда я твердо решил, что никогда в жизни этим делом заниматься не буду. Но от судьбы не уйдешь, и после череды жизненных перипетий я в 28 лет уже осознанно вернулся в мастерскую отца и начал заниматься производством гитар на профессиональном уровне».

С тех пор прошло почти тридцать лет. Георгий Бабичев покинул этот мир, а его сын Андрей достойно продолжает дело отца. На его счету уже более 300 гитар, на многих из них играют музыканты Старого и Нового Света.

Работает Андрей Георгиевич, как и остальные питерские мастера, в собственной мастерской. Как правило, такие мастерские оборудуют либо на дачах, либо в специально арендованных помещениях. В домашние условия процесс создания гитар не вписывается: пыль, стружки, запах лака. Для станков и материалов место нужно.

«Как только я перестал работать с отцом, я сразу же купил фрезер, круглопильный станок, – вспоминает Андрей Георгиевич. – Отец несколько раз приходил, что-то на этих станках делал, но все-таки относился к ним скептически. Сегодня у меня практически на каждую операцию есть какой-то станок».

Что касается сырья, то Бабичев работает с материалом только после того, как он пролежит в его мастерской минимум пять лет. В этом случае дерево становится пригодным для создания музыкальных инструментов (сухим, плотным и легким) и дает гарантию их качества.

Материал для своих гитар мастер закупает на европейских фабриках, старается ездить лично, а не делать заказы по Интернету. Конечно, заказы онлайн дешевле, но, как правило, в подобные посылки кладут материал не такого высокого качества, как того требует производство хороших музыкальных инструментов. Именно для этих целей он с каждой проданной гитары откладывает определенную сумму. Этому его когда-то научил отец.

Создание гитары с соблюдением всех необходимых технологий требует около трех месяцев. Но у востребованных мастеров дело поставлено на поток, так что они параллельно делают несколько гитар. Конечно, создание инструмента – это ремесло, но без творчества, которое повышает планку ремесленника, не обойтись.

«Над каждой надо думать, – говорит Андрей Георгиевич, – и даже сегодня каждый мастер привносит в создание гитар что-то свое, изобретает какие-то новшества, которые улучшают звучание инструментов».

Бабичев уверен, что организовать большое производство гитар сегодня вполне реально. Для этого необходимы земля, помещение, оборудование, знания и руки мастеров, соответствующие экономические условия и налаженный рынок сбыта. Из всего набора самым реальным условием можно считать знания и руки мастеров, которые пока еще в Петербурге есть.

У Андрея подрастает сын. Двенадцатилетний парень учится в музыкальной школе. Иногда он заглядывает в мастерскую отца и пытается помогать, с интересом выполняя простейшие операции на станках. «У меня нет учеников, но сыну свой опыт передам. Только если он сам этого захочет», – улыбается гитарный мастер.



Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 241 (5612) от 23.12.2015.

Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы
01 Августа 2018

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы

Как случается с любой более-менее резонансной литературной наградой, от Нобелевской премии до «Большой книги», одни коллеги поздравляли московскую писательницу с победой, другие шумно негодовали.

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»
02 Июня 2018

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»

Директор Эрмитажа - об автономности культуры, уголовных делах, связанных с хищениями в музее и о прошедшем Юридическом форуме.

Сказать всё, никого не обидев
12 Июля 2017

Сказать всё, никого не обидев

Музей работает для всех, но ему важна понимающая аудитория. Есть люди, которые все понимают, ориентироваться надо на них. Сегодня это важно.

Уроки танца не кончаются
13 Июня 2017

Уроки танца не кончаются

Состоялся 275-й выпуск Академии русского балета им. А. Я. Вагановой. По давней традиции, в июне выпускники демонстрируют свои таланты на сцене Мариинского театра в рамках фестиваля «Звезды белых ночей...

Гений места движет фестиваль
25 Мая 2017

Гений места движет фестиваль

XXV, международный фестиваль «Дворцы Санкт-Петербурга» откроется 31 мая в Эрмитажном театре концертным исполнением оперы «Сельская честь» Масканьи.

Великая Победа глазами потомков
19 Мая 2017

Великая Победа глазами потомков

В нарядном недавно отреставрированном Доме журналиста на Невском вчера было непривычно, по-школьному, шумно...

Вся ночь впереди
19 Мая 2017

Вся ночь впереди

Завтра в 10-й раз в Петербург придет «Ночь музеев» - одно из главных культурных событий года.

Гранатовый браслет из Гатчины
02 Мая 2017

Гранатовый браслет из Гатчины

В Гатчине подвели итоги XXIII кинофестиваля «Литература и кино».

Кармен-сюита
25 Апреля 2017

Кармен-сюита

Удивительное дело: ни в одной другой экранизации не было так очевидно, что эти двое совершенно не созданы друг для друга...

Уважение рождается в борьбе
09 Марта 2017

Уважение рождается в борьбе

Благодаря музею Исаакий стал гражданской святыней, обрел значение, которое выдвинуло его в первый ряд памятников Петербурга. Музеи всегда оказываются на передовой линии борьбы за цивилизацию. Они подч...

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит
02 Февраля 2017

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит

Я написал письмо Патриарху Кириллу. Пресс-секретарь Святейшего сообщил, что Патриарх готов встречаться и обсуждать эти вопросы.

Как сэкономить на культуре
15 Декабря 2015

Как сэкономить на культуре

Посещение музеев, особенно всей семьей, обычно влетает в копеечку и для многих становится роскошью. Сегодня мы расскажем о том, как можно сэкономить, напомним о бесплатных днях и льготах.