Пой, гитарная струна

У знакомой сын учится играть на гитаре и на день рождения мечтал не о той, которая досталась от деда, а о новой, хорошей. В поисках гитары местного производства автор этих строк обошла музыкальные магазины Петербурга и услышала от продавцов однозначный ответ: «Отечественных гитар нет!». Неужели в городе на Неве больше не делают гитар?

Пой, гитарная струна | Руки мастера словно вкладывают в инструмент будущие мелодии.<br>ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Руки мастера словно вкладывают в инструмент будущие мелодии.
ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Как оказалось, сейчас в Петербурге работают около 40 авторитетных в своей среде гитарных мастеров, среди которых есть и представители старшего поколения, а есть и молодежь. Они создают свои инструменты в небольших мастерских, участвуют в конкурсах мастеров – изготовителей гитар.

«К сожалению, в Петербурге нет предприятия, где бы гитары производились на промышленном уровне. Нет и специализированного учебного заведения, где бы обучали этому делу. А оставшиеся мастера работают в своих личных мастерских и в редких случаях передают опыт ученикам», – подтверждает гитарный мастер во втором поколении Андрей Бабичев.

Андрей Георгиевич – сын известного в СССР гитарного мастера Георгия Константиновича Бабичева, чьи инструменты, а их около восьмисот, уже пережили своего создателя и высоко ценятся не только в России, но и за рубежом. А начинал Георгий Константинович в далекие 1950-е. Будучи плотником, он имел отменный слух и голос и мечтал делать гитары. Чтобы разобраться в гитарном деле, он купил дорогущую по тем временам (целых 17 рублей!) гитару и... разобрал ее, чем вызвал негодование своей молодой супруги: «Такие деньжищи на ветер!».

Первые гитары у молодого мастера действительно получались, мягко говоря, не такие, как надо. Тогда он решил идти другим путем и специально устроился грузчиком на знаменитую фабрику музыкальных инструментов им. Луначарского. Выполняя свои непосредственные обязанности, он внимательно наблюдал за работой мастеров. Сначала просто подсматривал, потом начал откровенно спрашивать, и со временем в профессиональном кругу «Луначарки» его стали воспринимать на равных.

В начале 1980-х его гитары оценили на Московской экспериментальной фабрике музыкальных инструментов и предложили выгодное сотрудничество. А тем временем у гитарного мастера Бабичева, чье имя и инструменты уже знали в международном профессиональном музыкальном мире, подрастал сын Андрей, который под руководством отца в 15 лет сделал свою первую гитару.

«Ту гитару я сделал скорее не под руководством, а под тяжелым гнетом своего отца, поскольку он был человек очень требовательный и жесткий, – вспоминает Андрей Бабичев. – Мучительный процесс совместного создания моей первой гитары продолжался полгода. Тогда я твердо решил, что никогда в жизни этим делом заниматься не буду. Но от судьбы не уйдешь, и после череды жизненных перипетий я в 28 лет уже осознанно вернулся в мастерскую отца и начал заниматься производством гитар на профессиональном уровне».

С тех пор прошло почти тридцать лет. Георгий Бабичев покинул этот мир, а его сын Андрей достойно продолжает дело отца. На его счету уже более 300 гитар, на многих из них играют музыканты Старого и Нового Света.

Работает Андрей Георгиевич, как и остальные питерские мастера, в собственной мастерской. Как правило, такие мастерские оборудуют либо на дачах, либо в специально арендованных помещениях. В домашние условия процесс создания гитар не вписывается: пыль, стружки, запах лака. Для станков и материалов место нужно.

«Как только я перестал работать с отцом, я сразу же купил фрезер, круглопильный станок, – вспоминает Андрей Георгиевич. – Отец несколько раз приходил, что-то на этих станках делал, но все-таки относился к ним скептически. Сегодня у меня практически на каждую операцию есть какой-то станок».

Что касается сырья, то Бабичев работает с материалом только после того, как он пролежит в его мастерской минимум пять лет. В этом случае дерево становится пригодным для создания музыкальных инструментов (сухим, плотным и легким) и дает гарантию их качества.

Материал для своих гитар мастер закупает на европейских фабриках, старается ездить лично, а не делать заказы по Интернету. Конечно, заказы онлайн дешевле, но, как правило, в подобные посылки кладут материал не такого высокого качества, как того требует производство хороших музыкальных инструментов. Именно для этих целей он с каждой проданной гитары откладывает определенную сумму. Этому его когда-то научил отец.

Создание гитары с соблюдением всех необходимых технологий требует около трех месяцев. Но у востребованных мастеров дело поставлено на поток, так что они параллельно делают несколько гитар. Конечно, создание инструмента – это ремесло, но без творчества, которое повышает планку ремесленника, не обойтись.

«Над каждой надо думать, – говорит Андрей Георгиевич, – и даже сегодня каждый мастер привносит в создание гитар что-то свое, изобретает какие-то новшества, которые улучшают звучание инструментов».

Бабичев уверен, что организовать большое производство гитар сегодня вполне реально. Для этого необходимы земля, помещение, оборудование, знания и руки мастеров, соответствующие экономические условия и налаженный рынок сбыта. Из всего набора самым реальным условием можно считать знания и руки мастеров, которые пока еще в Петербурге есть.

У Андрея подрастает сын. Двенадцатилетний парень учится в музыкальной школе. Иногда он заглядывает в мастерскую отца и пытается помогать, с интересом выполняя простейшие операции на станках. «У меня нет учеников, но сыну свой опыт передам. Только если он сам этого захочет», – улыбается гитарный мастер.



Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 241 (5612) от 23.12.2015.


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 Июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?

Лариса Малеванная: «Купчинскую квартиру выстроили  в Румынии – это дешевле»
22 Января 2019

Лариса Малеванная: «Купчинскую квартиру выстроили в Румынии – это дешевле»

Народная артистка России празднует сегодня юбилей – 80 лет. Наш автор пообщался с актрисой.

Делатель судеб. К 100-летию Игоря Владимирова
10 Января 2019

Делатель судеб. К 100-летию Игоря Владимирова

Его учеников-актеров было так много, что из них в Ленинграде с нуля был создан новый театр – Молодежный, который жив и сегодня.

Михаил Пиотровский. Что мы приносим в Петербург
19 Декабря 2018

Михаил Пиотровский. Что мы приносим в Петербург

Глава Эрмитажа – о прошедшем Дне музея и о том, что можно делать на Дворцовой площади.

«Иллюстратор» на фоне истории
13 Декабря 2018

«Иллюстратор» на фоне истории

Книга известного петербургского кинематографиста Дмитрия Долинина построена на воспоминаниях художника-иллюстратора Петра Воскресенского. Разберем ее составляющие.

Хирург запустил «Русский реактор» в Петербурге
08 Октября 2018

Хирург запустил «Русский реактор» в Петербурге

Фильм, снятый лидером Всероссийского мотоклуба «Ночные волки», представили в День рождения президента России.

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы
01 Августа 2018

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы

Как случается с любой более-менее резонансной литературной наградой, от Нобелевской премии до «Большой книги», одни коллеги поздравляли московскую писательницу с победой, другие шумно негодовали.

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»
02 Июня 2018

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»

Директор Эрмитажа - об автономности культуры, уголовных делах, связанных с хищениями в музее и о прошедшем Юридическом форуме.

Александр Петров, родившийся заново
01 Февраля 2018

Александр Петров, родившийся заново

Саша Петров поставил исповедальное поэтически-музыкальное шоу «#Зановородиться» по собственным стихам и издал книгу, которая вышла в январе.

Топ-100 от РОСФОТО
17 Июля 2017

Топ-100 от РОСФОТО

Свое 15-летие музейно-выставочный центр РОСФОТО отмечает выставкой ста лучших фотографий из собственной коллекции.

Сказать всё, никого не обидев
12 Июля 2017

Сказать всё, никого не обидев

Музей работает для всех, но ему важна понимающая аудитория. Есть люди, которые все понимают, ориентироваться надо на них. Сегодня это важно.

Юность покоряет олимп в Петербурге
20 Июня 2017

Юность покоряет олимп в Петербурге

На XXII международном фестивале «Музыкальный олимп» выступили лауреаты самых престижных конкурсов последних лет из семнадцати стран, среди которых значились не только США и Германия, но также Египет, ...