Пой, гитарная струна
У знакомой сын учится играть на гитаре и на день рождения мечтал не о той, которая досталась от деда, а о новой, хорошей. В поисках гитары местного производства автор этих строк обошла музыкальные магазины Петербурга и услышала от продавцов однозначный ответ: «Отечественных гитар нет!». Неужели в городе на Неве больше не делают гитар?

Руки мастера словно вкладывают в инструмент будущие мелодии.
ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА
Как оказалось, сейчас в Петербурге работают около 40 авторитетных в своей среде гитарных мастеров, среди которых есть и представители старшего поколения, а есть и молодежь. Они создают свои инструменты в небольших мастерских, участвуют в конкурсах мастеров – изготовителей гитар.
«К сожалению, в Петербурге нет предприятия, где бы гитары производились на промышленном уровне. Нет и специализированного учебного заведения, где бы обучали этому делу. А оставшиеся мастера работают в своих личных мастерских и в редких случаях передают опыт ученикам», – подтверждает гитарный мастер во втором поколении Андрей Бабичев.
Андрей Георгиевич – сын известного в СССР гитарного мастера Георгия Константиновича Бабичева, чьи инструменты, а их около восьмисот, уже пережили своего создателя и высоко ценятся не только в России, но и за рубежом. А начинал Георгий Константинович в далекие 1950-е. Будучи плотником, он имел отменный слух и голос и мечтал делать гитары. Чтобы разобраться в гитарном деле, он купил дорогущую по тем временам (целых 17 рублей!) гитару и... разобрал ее, чем вызвал негодование своей молодой супруги: «Такие деньжищи на ветер!».
Первые гитары у молодого мастера действительно получались, мягко говоря, не такие, как надо. Тогда он решил идти другим путем и специально устроился грузчиком на знаменитую фабрику музыкальных инструментов им. Луначарского. Выполняя свои непосредственные обязанности, он внимательно наблюдал за работой мастеров. Сначала просто подсматривал, потом начал откровенно спрашивать, и со временем в профессиональном кругу «Луначарки» его стали воспринимать на равных.
В начале 1980-х его гитары оценили на Московской экспериментальной фабрике музыкальных инструментов и предложили выгодное сотрудничество. А тем временем у гитарного мастера Бабичева, чье имя и инструменты уже знали в международном профессиональном музыкальном мире, подрастал сын Андрей, который под руководством отца в 15 лет сделал свою первую гитару.
«Ту гитару я сделал скорее не под руководством, а под тяжелым гнетом своего отца, поскольку он был человек очень требовательный и жесткий, – вспоминает Андрей Бабичев. – Мучительный процесс совместного создания моей первой гитары продолжался полгода. Тогда я твердо решил, что никогда в жизни этим делом заниматься не буду. Но от судьбы не уйдешь, и после череды жизненных перипетий я в 28 лет уже осознанно вернулся в мастерскую отца и начал заниматься производством гитар на профессиональном уровне».
С тех пор прошло почти тридцать лет. Георгий Бабичев покинул этот мир, а его сын Андрей достойно продолжает дело отца. На его счету уже более 300 гитар, на многих из них играют музыканты Старого и Нового Света.
Работает Андрей Георгиевич, как и остальные питерские мастера, в собственной мастерской. Как правило, такие мастерские оборудуют либо на дачах, либо в специально арендованных помещениях. В домашние условия процесс создания гитар не вписывается: пыль, стружки, запах лака. Для станков и материалов место нужно.
«Как только я перестал работать с отцом, я сразу же купил фрезер, круглопильный станок, – вспоминает Андрей Георгиевич. – Отец несколько раз приходил, что-то на этих станках делал, но все-таки относился к ним скептически. Сегодня у меня практически на каждую операцию есть какой-то станок».
Что касается сырья, то Бабичев работает с материалом только после того, как он пролежит в его мастерской минимум пять лет. В этом случае дерево становится пригодным для создания музыкальных инструментов (сухим, плотным и легким) и дает гарантию их качества.
Материал для своих гитар мастер закупает на европейских фабриках, старается ездить лично, а не делать заказы по Интернету. Конечно, заказы онлайн дешевле, но, как правило, в подобные посылки кладут материал не такого высокого качества, как того требует производство хороших музыкальных инструментов. Именно для этих целей он с каждой проданной гитары откладывает определенную сумму. Этому его когда-то научил отец.
Создание гитары с соблюдением всех необходимых технологий требует около трех месяцев. Но у востребованных мастеров дело поставлено на поток, так что они параллельно делают несколько гитар. Конечно, создание инструмента – это ремесло, но без творчества, которое повышает планку ремесленника, не обойтись.
«Над каждой надо думать, – говорит Андрей Георгиевич, – и даже сегодня каждый мастер привносит в создание гитар что-то свое, изобретает какие-то новшества, которые улучшают звучание инструментов».
Бабичев уверен, что организовать большое производство гитар сегодня вполне реально. Для этого необходимы земля, помещение, оборудование, знания и руки мастеров, соответствующие экономические условия и налаженный рынок сбыта. Из всего набора самым реальным условием можно считать знания и руки мастеров, которые пока еще в Петербурге есть.
У Андрея подрастает сын. Двенадцатилетний парень учится в музыкальной школе. Иногда он заглядывает в мастерскую отца и пытается помогать, с интересом выполняя простейшие операции на станках. «У меня нет учеников, но сыну свой опыт передам. Только если он сам этого захочет», – улыбается гитарный мастер.
Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 241 (5612) от 23.12.2015.
Самое читаемое



Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?
Комментарии