Повелители кукол

Центральный Театр кукол имени Сергея Образцова не был в городе на Неве 30 лет! Съездить на гастроли в Чувашию, Чечню, Кабардино-Балкарию, на Северный Кавказ ему почему-то проще. Только в этом году образцовские артисты побывали в Ханты-Мансийске, Сургуте, Нефтеюганске, Нижне-Вартовске, Тюмени, Омске.

Повелители кукол | ФОТО предоставлено пресс-службой театра

ФОТО предоставлено пресс-службой театра

Будь Сергей Владимирович Образцов жив сейчас, наверняка его порадовала бы афиша, которую привез на гастроли в Петербург его театр. Организаторы не отступили от традиции: визитная карточка – «Необыкновенный концерт», замечательное произведение Образцова, недавно отметившее свое семидесятилетие, – была первым номером программы. Спектакль, сыгранный 9000 раз, занесенный в «Книгу рекордов Гиннесса», – по-прежнему такой долгожданный в любом городе любого континента. Забытый почти жанр сборного концерта, где есть настоящий конферансье, цыганский хор Заполярной филармонии, братья-чечеточники Баклушины и другие чудесные артисты.

Спектакль живет. Пришлось даже сделать дубль материальной части и кукол – знаменитого конферансье Эдуарда Апломбова и его компанию. Один комплект может гастролировать в дальнем зарубежье, другой показывают на сцене театра.

Остальные спектакли Театра кукол имени Образцова покажут в Петербурге впервые. Это премьера нынешнего сезона «Безумный день, или Женитьба Фигаро» Бомарше в интригующем жанре «репетиция» (режиссер-постановщик Борис Константинов), спектакль по мотивам родного нам Н. В. Гоголя «Некто Нос», поставленный интернациональной творческой командой во главе с режиссером-новатором Эриком де Сарриа (соратником великого Филиппа Жанти) и импровизация режиссера и художника Виктора Никоненко, в основе которой магическая проза Габриэля Гарсиа Маркеса – самый настоящий эксперимент «с куклами и... саксофоном».

Театр экспериментирует – значит живет. Я помню, как впервые попала в «образцовский» в 1995 году, когда Сергея Владимировича уже не было, но присутствие его ощущалось физически. Все было проникнуто памятью о нем, оставался такой непререкаемый авторитет, что думалось: никогда на Садовой-Самотечной не будет ничего НЕ похожего на спектакли Образцова. И так было долго. Даже казалось, что так будет всегда: театр-мемориал с огромным музеем, богатейшей библиотекой, старинными тростевыми куклами на сцене – в этом антиквариате даже был какой-то смысл.

Двадцать лет театр существовал без художественного руководителя (может быть, это тоже достойно внимания Книги рекордов?).

– Да, были непростые времена, было безвременье, но никогда не было того, что можно было бы назвать падением. Всегда выручал образцовский репертуар, руки мастеров-кукольников, профессионализм актеров, – говорит директор театра Ирина Корчевникова. Три года назад Ирина Леонидовна стала победителем конкурса на должность директора театра.

– Я ничего особенного в своей программе не предлагала, – говорит она, – но считаю, что театр не может работать без худрука, без идеолога-творца, и мой девиз был «Назад, к Образцову!».

Примерно в одно время с новым директором появился и новый худрук, режиссер Борис Константинов, и директор считает, что с его приходом открылась новая творческая страница в истории театра.

Вопрос худруку:

– До театра Образцова вы работали в разных городах. В Питере основали «Карлссон-Хаус», ваши спектакли в Театре марионеток им. Деммени и в «Карлссоне» завоевывали «Золотые маски». Вам трудно было приступить к руководству театром с такой историей, традициями, как театр Образцова?

– В каждом новом городе, прежде чем начать работу, много времени тратишь на знакомство с людьми. Я дол-жен говорить с ними на одном языке, я должен «поднять» всех – от столяра до осветителя на решение общей задачи. То же самое и сейчас, с этой мощнейшей командой. Читал Образцова, знакомился с людьми, которые его знали, понимал, что кто-то его любит, кто-то ненавидит, но сила его была в команде. В умении подобрать вокруг себя людей, у которых загораются глаза, будь то драматург, или художник, или актер. И эта команда выстроила надежный фундамент, он держит стены до сих пор. Его нельзя разрушать, а, наоборот, именно на этом фундаменте строить новое.

– Сегодня многие заменяют куклу новыми технологиями, подчас кажется, что в куклах нет нужды, «сыграет» цифра.

– Если талантливо – ничто не бывает лишним. Помню, я еще был студентом, когда к нам приехали актеры труппы Филиппа Жанти. И впервые показали, как можно работать с крафтом. Крафт – это бумага. Европейская такая эстетика. Как мы мяли эту бумагу, шуршали, делали такой а-ля «бедный» театр. Ходили на свалку, собирали там палочки, железки. Было очень интересно, но кукле-то никто не изменил!

По признанию Бориса Константинова, нынешняя встреча с петербургской публикой для него особенно ответственна: он – выпускник Санкт-Петербургской театральной академии, как раз из того поколения режиссеров, художников, актеров, которых сформировала сильная школа Николая Петровича Наумова. И сейчас на спектакли придут педагоги, однокашники.

– Для меня Питер – прежде всего академия, школа. Бесконечные экзамены. И эти гастроли, как очередной зачет – тревога, мурашки...

– Трудно ли сегодня работать в театре кукол?

– Трудно. Мало кто понимает, что актер за ширмой – это тот же драматический актер, только еще владеющий очень сложной профессией кукловода, умеющий оживлять неодушевленный предмет и даже заставлять его думать. Часто мне говорят: «О, ты режиссер! Здорово! Что? Театр кукол? Ну не горюй, вот сделаешь что-нибудь выдающееся, тебя возьмут в драму». А я по первому диплому – режиссер драматического театра, но счастлив, что работаю в театре кукол.

В одном из первых интервью в качестве главного режиссера Борис Константинов сказал, что видит свою задачу в том, чтобы собрать репертуар, создавая новое и при этом сохраняя лучшее, что есть в образцовском наследии. Судя по афише гастролей, это ему удалось уже через два года.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 119 (5736) от 05.07.2016.

Комментарии

Самое читаемое

#
#
Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы
01 Августа 2018

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы

Как случается с любой более-менее резонансной литературной наградой, от Нобелевской премии до «Большой книги», одни коллеги поздравляли московскую писательницу с победой, другие шумно негодовали.

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»
02 Июня 2018

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»

Директор Эрмитажа - об автономности культуры, уголовных делах, связанных с хищениями в музее и о прошедшем Юридическом форуме.

Сказать всё, никого не обидев
12 Июля 2017

Сказать всё, никого не обидев

Музей работает для всех, но ему важна понимающая аудитория. Есть люди, которые все понимают, ориентироваться надо на них. Сегодня это важно.

Уроки танца не кончаются
13 Июня 2017

Уроки танца не кончаются

Состоялся 275-й выпуск Академии русского балета им. А. Я. Вагановой. По давней традиции, в июне выпускники демонстрируют свои таланты на сцене Мариинского театра в рамках фестиваля «Звезды белых ночей...

Гений места движет фестиваль
25 Мая 2017

Гений места движет фестиваль

XXV, международный фестиваль «Дворцы Санкт-Петербурга» откроется 31 мая в Эрмитажном театре концертным исполнением оперы «Сельская честь» Масканьи.

Великая Победа глазами потомков
19 Мая 2017

Великая Победа глазами потомков

В нарядном недавно отреставрированном Доме журналиста на Невском вчера было непривычно, по-школьному, шумно...

Вся ночь впереди
19 Мая 2017

Вся ночь впереди

Завтра в 10-й раз в Петербург придет «Ночь музеев» - одно из главных культурных событий года.

Гранатовый браслет из Гатчины
02 Мая 2017

Гранатовый браслет из Гатчины

В Гатчине подвели итоги XXIII кинофестиваля «Литература и кино».

Кармен-сюита
25 Апреля 2017

Кармен-сюита

Удивительное дело: ни в одной другой экранизации не было так очевидно, что эти двое совершенно не созданы друг для друга...

Уважение рождается в борьбе
09 Марта 2017

Уважение рождается в борьбе

Благодаря музею Исаакий стал гражданской святыней, обрел значение, которое выдвинуло его в первый ряд памятников Петербурга. Музеи всегда оказываются на передовой линии борьбы за цивилизацию. Они подч...

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит
02 Февраля 2017

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит

Я написал письмо Патриарху Кириллу. Пресс-секретарь Святейшего сообщил, что Патриарх готов встречаться и обсуждать эти вопросы.

Как сэкономить на культуре
15 Декабря 2015

Как сэкономить на культуре

Посещение музеев, особенно всей семьей, обычно влетает в копеечку и для многих становится роскошью. Сегодня мы расскажем о том, как можно сэкономить, напомним о бесплатных днях и льготах.