Повелители кукол

Центральный Театр кукол имени Сергея Образцова не был в городе на Неве 30 лет! Съездить на гастроли в Чувашию, Чечню, Кабардино-Балкарию, на Северный Кавказ ему почему-то проще. Только в этом году образцовские артисты побывали в Ханты-Мансийске, Сургуте, Нефтеюганске, Нижне-Вартовске, Тюмени, Омске.

Повелители кукол | ФОТО предоставлено пресс-службой театра

ФОТО предоставлено пресс-службой театра

Будь Сергей Владимирович Образцов жив сейчас, наверняка его порадовала бы афиша, которую привез на гастроли в Петербург его театр. Организаторы не отступили от традиции: визитная карточка – «Необыкновенный концерт», замечательное произведение Образцова, недавно отметившее свое семидесятилетие, – была первым номером программы. Спектакль, сыгранный 9000 раз, занесенный в «Книгу рекордов Гиннесса», – по-прежнему такой долгожданный в любом городе любого континента. Забытый почти жанр сборного концерта, где есть настоящий конферансье, цыганский хор Заполярной филармонии, братья-чечеточники Баклушины и другие чудесные артисты.

Спектакль живет. Пришлось даже сделать дубль материальной части и кукол – знаменитого конферансье Эдуарда Апломбова и его компанию. Один комплект может гастролировать в дальнем зарубежье, другой показывают на сцене театра.

Остальные спектакли Театра кукол имени Образцова покажут в Петербурге впервые. Это премьера нынешнего сезона «Безумный день, или Женитьба Фигаро» Бомарше в интригующем жанре «репетиция» (режиссер-постановщик Борис Константинов), спектакль по мотивам родного нам Н. В. Гоголя «Некто Нос», поставленный интернациональной творческой командой во главе с режиссером-новатором Эриком де Сарриа (соратником великого Филиппа Жанти) и импровизация режиссера и художника Виктора Никоненко, в основе которой магическая проза Габриэля Гарсиа Маркеса – самый настоящий эксперимент «с куклами и... саксофоном».

Театр экспериментирует – значит живет. Я помню, как впервые попала в «образцовский» в 1995 году, когда Сергея Владимировича уже не было, но присутствие его ощущалось физически. Все было проникнуто памятью о нем, оставался такой непререкаемый авторитет, что думалось: никогда на Садовой-Самотечной не будет ничего НЕ похожего на спектакли Образцова. И так было долго. Даже казалось, что так будет всегда: театр-мемориал с огромным музеем, богатейшей библиотекой, старинными тростевыми куклами на сцене – в этом антиквариате даже был какой-то смысл.

Двадцать лет театр существовал без художественного руководителя (может быть, это тоже достойно внимания Книги рекордов?).

– Да, были непростые времена, было безвременье, но никогда не было того, что можно было бы назвать падением. Всегда выручал образцовский репертуар, руки мастеров-кукольников, профессионализм актеров, – говорит директор театра Ирина Корчевникова. Три года назад Ирина Леонидовна стала победителем конкурса на должность директора театра.

– Я ничего особенного в своей программе не предлагала, – говорит она, – но считаю, что театр не может работать без худрука, без идеолога-творца, и мой девиз был «Назад, к Образцову!».

Примерно в одно время с новым директором появился и новый худрук, режиссер Борис Константинов, и директор считает, что с его приходом открылась новая творческая страница в истории театра.

Вопрос худруку:

– До театра Образцова вы работали в разных городах. В Питере основали «Карлссон-Хаус», ваши спектакли в Театре марионеток им. Деммени и в «Карлссоне» завоевывали «Золотые маски». Вам трудно было приступить к руководству театром с такой историей, традициями, как театр Образцова?

– В каждом новом городе, прежде чем начать работу, много времени тратишь на знакомство с людьми. Я дол-жен говорить с ними на одном языке, я должен «поднять» всех – от столяра до осветителя на решение общей задачи. То же самое и сейчас, с этой мощнейшей командой. Читал Образцова, знакомился с людьми, которые его знали, понимал, что кто-то его любит, кто-то ненавидит, но сила его была в команде. В умении подобрать вокруг себя людей, у которых загораются глаза, будь то драматург, или художник, или актер. И эта команда выстроила надежный фундамент, он держит стены до сих пор. Его нельзя разрушать, а, наоборот, именно на этом фундаменте строить новое.

– Сегодня многие заменяют куклу новыми технологиями, подчас кажется, что в куклах нет нужды, «сыграет» цифра.

– Если талантливо – ничто не бывает лишним. Помню, я еще был студентом, когда к нам приехали актеры труппы Филиппа Жанти. И впервые показали, как можно работать с крафтом. Крафт – это бумага. Европейская такая эстетика. Как мы мяли эту бумагу, шуршали, делали такой а-ля «бедный» театр. Ходили на свалку, собирали там палочки, железки. Было очень интересно, но кукле-то никто не изменил!

По признанию Бориса Константинова, нынешняя встреча с петербургской публикой для него особенно ответственна: он – выпускник Санкт-Петербургской театральной академии, как раз из того поколения режиссеров, художников, актеров, которых сформировала сильная школа Николая Петровича Наумова. И сейчас на спектакли придут педагоги, однокашники.

– Для меня Питер – прежде всего академия, школа. Бесконечные экзамены. И эти гастроли, как очередной зачет – тревога, мурашки...

– Трудно ли сегодня работать в театре кукол?

– Трудно. Мало кто понимает, что актер за ширмой – это тот же драматический актер, только еще владеющий очень сложной профессией кукловода, умеющий оживлять неодушевленный предмет и даже заставлять его думать. Часто мне говорят: «О, ты режиссер! Здорово! Что? Театр кукол? Ну не горюй, вот сделаешь что-нибудь выдающееся, тебя возьмут в драму». А я по первому диплому – режиссер драматического театра, но счастлив, что работаю в театре кукол.

В одном из первых интервью в качестве главного режиссера Борис Константинов сказал, что видит свою задачу в том, чтобы собрать репертуар, создавая новое и при этом сохраняя лучшее, что есть в образцовском наследии. Судя по афише гастролей, это ему удалось уже через два года.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 119 (5736) от 05.07.2016.


Комментарии