Потусторонние герои. В Петербурге открылась выставка живописи Георгия Гурьянова

В KGallery открылась выставка живописи Георгия Гурьянова «Куда ж нам плыть?».

Потусторонние герои. В Петербурге открылась выставка живописи Георгия Гурьянова | Г. Гурьянов. «Матросы». / РЕПРОДУКЦИЯ. ФОТО АВТОРА

Г. Гурьянов. «Матросы». / РЕПРОДУКЦИЯ. ФОТО АВТОРА

Куратор выставки искусствовед Аркадий Ипполитов отобрал 30 работ из восьми частных коллекций. Некоторые из них — незаконченные.

Перед вернисажем в галерее репетировали музыканты под предводительством Юрия Каспаряна, а среди экспонатов есть ударная установка Георгия Гурьянова.

Начинал он как музыкант «Кино», друг Виктора Цоя. Георгий не умел играть на ударных, но быстро научился и выработал особую манеру — играл стоя. Иначе, говорил Георгий, меня никто не увидит. Он был красавец и знал это.

Георгий часто цитировал Оскара Уайльда, говоря, что «каждый должен быть произведением искусства». На выставке присутствует его портрет. Он написан Тимуром Новиковым, главой петербургского неоакадемизма, ориентированного на идеалы классического искусства — от Античности до сталинского ампира, и известен под названием «Строгий юноша». На нем Георгий изображен обнаженным «юношей с веслом».

Стоит расшифровать название «Строгий юноша». Петербургские неформальные художники, объединившиеся в начале 1990‑х годов вокруг Новой академии ­изящных искусств Тимура Новикова, были буквально зачарованы фильмом Абрама Роома «Строгий юноша», снятым режиссером по пьесе Юрия Олеши в 1935 году. Фильм этот — утопия, повествующая о любви и ревности в идеальном бесклассовом обществе, — не укладывался в жесткие рамки соцреализма и вскоре был запрещен Сталиным. Вождя испугали «формалистические выкрутасы, безвкусная стилизация, погоня за внешней красивостью, эстетство, стилизаторство, мистическая бесплотность форм» (так было написано в постановлении 1936 года о запрете фильма).

Главные герои, облаченные в белые одежды, в особенности «волшебный комсомолец» и «строгий юноша» Гриша, сыгранный невероятно красивым актером Дмитрием Дорлиаком, действительно казались занесенными в Страну Советов из какой‑то другой эпохи или даже с другой планеты. Но именно за все то, что возмутило сталинских цензоров, картину Роома нежно и преданно любили неоакадемисты. А в Георгии Гурьянове они видели воплощение этого прекрасного инопланетного «строгого юноши».

Сейчас в КGallery можно увидеть диптих Гурьянова «Строгий юноша». Конечно, стилистика его работ отсылает не только к фильму Абрама Роома, но и к картинам Фассбиндера, к идеалам Древней Греции и Древнего Рима, к творчеству крупнейших советских художников Александра Дейнеки и Александра Самохвалова.

Как сказала однажды Олеся Туркина, ведущий научный сотрудник Русского музея, сделавшая небольшую выставку памяти Георгия в Мраморном дворце вскоре после его безвременной смерти в 2013 году, «он был настоящей звездой. Я бы сказала, что он воплощал собою звездность, не в смысле поп-звезды, но как очень высокий идеал. Не случайно герои его искусства — люди возвышенные: летчики, революционные матросы, борцы, в общем, те, кто борется. Он был главным носителем эстетики возвышенного в наше невозвышенное время».

Его незаконченные работы, которые показывают сейчас в КGallery, производят странное впечатление. Гребцы, фигуры которых лишь намечены белым, кажутся призрачными, потусторонними. Словно они плывут через Стикс к иным берегам.

#выставка #художники #галерея

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 127 (7210) от 14.07.2022 под заголовком «Строгий юноша».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?