2Vtzqv4Hz9U

Потусторонние герои. В Петербурге открылась выставка живописи Георгия Гурьянова

В KGallery открылась выставка живописи Георгия Гурьянова «Куда ж нам плыть?».

Потусторонние герои. В Петербурге открылась выставка живописи Георгия Гурьянова | Г. Гурьянов. «Матросы». / РЕПРОДУКЦИЯ. ФОТО АВТОРА

Г. Гурьянов. «Матросы». / РЕПРОДУКЦИЯ. ФОТО АВТОРА

Куратор выставки искусствовед Аркадий Ипполитов отобрал 30 работ из восьми частных коллекций. Некоторые из них — незаконченные.

Перед вернисажем в галерее репетировали музыканты под предводительством Юрия Каспаряна, а среди экспонатов есть ударная установка Георгия Гурьянова.

Начинал он как музыкант «Кино», друг Виктора Цоя. Георгий не умел играть на ударных, но быстро научился и выработал особую манеру — играл стоя. Иначе, говорил Георгий, меня никто не увидит. Он был красавец и знал это.

Георгий часто цитировал Оскара Уайльда, говоря, что «каждый должен быть произведением искусства». На выставке присутствует его портрет. Он написан Тимуром Новиковым, главой петербургского неоакадемизма, ориентированного на идеалы классического искусства — от Античности до сталинского ампира, и известен под названием «Строгий юноша». На нем Георгий изображен обнаженным «юношей с веслом».

Стоит расшифровать название «Строгий юноша». Петербургские неформальные художники, объединившиеся в начале 1990‑х годов вокруг Новой академии ­изящных искусств Тимура Новикова, были буквально зачарованы фильмом Абрама Роома «Строгий юноша», снятым режиссером по пьесе Юрия Олеши в 1935 году. Фильм этот — утопия, повествующая о любви и ревности в идеальном бесклассовом обществе, — не укладывался в жесткие рамки соцреализма и вскоре был запрещен Сталиным. Вождя испугали «формалистические выкрутасы, безвкусная стилизация, погоня за внешней красивостью, эстетство, стилизаторство, мистическая бесплотность форм» (так было написано в постановлении 1936 года о запрете фильма).

Главные герои, облаченные в белые одежды, в особенности «волшебный комсомолец» и «строгий юноша» Гриша, сыгранный невероятно красивым актером Дмитрием Дорлиаком, действительно казались занесенными в Страну Советов из какой‑то другой эпохи или даже с другой планеты. Но именно за все то, что возмутило сталинских цензоров, картину Роома нежно и преданно любили неоакадемисты. А в Георгии Гурьянове они видели воплощение этого прекрасного инопланетного «строгого юноши».

Сейчас в КGallery можно увидеть диптих Гурьянова «Строгий юноша». Конечно, стилистика его работ отсылает не только к фильму Абрама Роома, но и к картинам Фассбиндера, к идеалам Древней Греции и Древнего Рима, к творчеству крупнейших советских художников Александра Дейнеки и Александра Самохвалова.

Как сказала однажды Олеся Туркина, ведущий научный сотрудник Русского музея, сделавшая небольшую выставку памяти Георгия в Мраморном дворце вскоре после его безвременной смерти в 2013 году, «он был настоящей звездой. Я бы сказала, что он воплощал собою звездность, не в смысле поп-звезды, но как очень высокий идеал. Не случайно герои его искусства — люди возвышенные: летчики, революционные матросы, борцы, в общем, те, кто борется. Он был главным носителем эстетики возвышенного в наше невозвышенное время».

Его незаконченные работы, которые показывают сейчас в КGallery, производят странное впечатление. Гребцы, фигуры которых лишь намечены белым, кажутся призрачными, потусторонними. Словно они плывут через Стикс к иным берегам.

#выставка #художники #галерея

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 127 (7210) от 14.07.2022 под заголовком «Строгий юноша».


Комментарии