
Поцелуй нас, Господи...!
С 31 марта по 4 апреля на сцене Александринского театра пройдут гастроли Театра им. Вахтангова. Московская труппа покажет четыре спектакля, два из которых поставил художественный руководитель театра Римас Туминас. На этот раз вахтанговцы наряду с другими постановками сыграют «Маскарад» по драме М. Ю. Лермонтова и комедию «Ветер шумит в тополях» по пьесе современного французского драматурга Жеральда Сиблейраса (пьеса несколько лет назад получила престижную премию Лоуренса Оливье как лучшая комедия).

photo.peoples.ru
– Римас Владимирович, как вы можете определить направление поисков вашего театра?
– Все определения – «интеллектуальный театр», «метафизический» – придумали театроведы, чтобы как-то квалифицировать явления. Мой театр – жизненных парадоксов. Чем глубже познаешь с актерами драматургию, тем парадоксальнее кажется жизнь и тем заметнее сила, которую надо преодолеть.
Я делаю только то, что меня волнует. Главное, не потерять чувство жалости: мне жалко всех – моих друзей, детей... Нам было легче, чем будущему поколению. Молодые люди сейчас оставлены – у них нет героев. Какие бы ни были политические потрясения, в прошлом всегда были герои, у которых душа болела за человека, они страдали за всех и за все, имели подсознательное чувство вины...
Еще во время учебы в литовской консерватории я изучал курс античной драматургии и стал понимать, как законы жанра между собой переплетаются. Древнегреческое искусство полно мудрой иронии. Философы знали, что гораздо легче жить, если относиться ко всему с иронией. Такое отношение позволяет осознать, что все проходит и уходит, любое счастливое мгновение через секунду – уже прошлое. Мне оказалось близко такое ироничное отношение к жизни и к искусству.
– В чем, по вашему мнению, состоит сегодня задача театра?
– Театр – это дом отпущения грехов. Человек с ранних лет хочет, чтобы его погладили по голове, и вместе с этим прикосновением через уши и глаза придет сила и мудрость. Тогда зритель захочет вернуться в театр. Но если у него появилось чувство, что его в театре били, показывали муки, он не придет туда снова мучиться. Для меня театр – это попытка поймать посылы с небес. Нам Господь сказал какую-то мысль, и мы делаем ее видимой.
– Какая тема в искусстве и в жизни вас сейчас волнует?
– Моя последняя премьера «Улыбнись нам, Господи» – это длинная дорога к детству. Путь родителей к своим детям. Человек всегда в дороге, мимо него проходят встречи, расставания, на этом длящемся неопределенное время пути он сталкивается со всем миром. Движение – главное в жизни человека.
– В России многие крупные государственные театры носят имена выдающихся режиссеров. Но кажется, что каждое следующее поколение все легче расправляется с предыдущим. Как вы выстраиваете свои отношения с прошлым?
– Все мы, представители знаменитого литовского театра, начинали с психологической школы. Потом, разумеется, предпочтения расходились. Главное, не остаться на уровне бытового, развлекательного театра, который не сообщает людям ничего, кроме их обыкновенных проблем, неурядиц и каких-то житейских радостей. Молодым нужно помочь уловить божественные послания.
– А что может помочь услышать эти послания?
– Самое верное средство – музыка. Каждую репетицию я сопровождаю музыкальным произведением. Музыка пишется не специально для актеров, но живет своей жизнью. Точно так же сценография и световая партитура и хореография соединяются в моих спектаклях по принципу монтажа; и далее единение идет на более высшем уровне: сливаются жест и слово, движения и чувства... Я не очень умею это объяснить.
– Вас сейчас интересует в основном классика?
– Постоянно возникают картины, картины, картины... Из увиденного, прочувствованного, прочитанного. Но все труднее найти ту самую нужную мне пьесу – это все равно, как если бы я сейчас искал себе жену. Имею в виду не только новую драму, но из всего наследия трудно найти нужную мне здесь и сейчас пьесу. Из современных такой я не нашел, пока перечитываю классику и жду, когда найдется какой-нибудь новый Вампилов. А за ним другие потянутся. Я в этом плане оптимист, хотя, возможно, таковым не выгляжу.
Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 053 (5426) от 27.03.2015.
Самое читаемое



Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?
Комментарии