Главная городская газета

Поцелуй нас, Господи...!

Каждый день
свежий pdf-номер газеты
в Вашей почте

Бесплатно
Свежие материалы Культура

Главные лица моды Петербурга представят «Ассоциации» в Царском Селе

Ежегодный проект проводит своей десятый сезон в пригороде Петербурга. Кто станет его участником? Читать полностью

Запах «Счастья» в Летнем саду

Как связаны «Пирамида», «Коронный», «Прекрасное ожерелье» и картины из овощей - в нашем специальном материале. Читать полностью

Выставка буддийского искусства открылась в Петербурге

Вниманию посетителей готовы представить порядка ста уникальных произведений IX - XVIII веков. Читать полностью

Фестиваль «Михайловское» прошел в Пушкинских Горах

Студенты Пушкинского театрального центра представили пушкиноогорцам свои премьерные спектакли. Читать полностью

«Петербург» в Театре на Васильевском

С драматургом Юлией Тупикиной - автором популярной пьесы - встретился автор «СПб ведомостей». Читать полностью

Первая балетная школа России отпраздновала юбилей

В течение трех дней на сцене Мариинского театра сдавали экзамен выпускники Академии русского балета имени А. Я. Вагановой.
Читать полностью
Поцелуй нас, Господи...! | photo.peoples.ru

photo.peoples.ru

С 31 марта по 4 апреля на сцене Александринского театра пройдут гастроли Театра им. Вахтангова. Московская труппа покажет четыре спектакля, два из которых поставил художественный руководитель театра Римас Туминас. На этот раз вахтанговцы наряду с другими постановками сыграют «Маскарад» по драме М. Ю. Лермонтова и комедию «Ветер шумит в тополях» по пьесе современного французского драматурга Жеральда Сиблейраса (пьеса несколько лет назад получила престижную премию Лоуренса Оливье как лучшая комедия).

– Римас Владимирович, как вы можете определить направление поисков вашего театра?

– Все определения – «интеллектуальный театр», «метафизический» – придумали театроведы, чтобы как-то квалифицировать явления. Мой театр – жизненных парадоксов. Чем глубже познаешь с актерами драматургию, тем парадоксальнее кажется жизнь и тем заметнее сила, которую надо преодолеть.

Я делаю только то, что меня волнует. Главное, не потерять чувство жалости: мне жалко всех – моих друзей, детей... Нам было легче, чем будущему поколению. Молодые люди сейчас оставлены – у них нет героев. Какие бы ни были политические потрясения, в прошлом всегда были герои, у которых душа болела за человека, они страдали за всех и за все, имели подсознательное чувство вины...

Еще во время учебы в литовской консерватории я изучал курс античной драматургии и стал понимать, как законы жанра между собой переплетаются. Древнегреческое искусство полно мудрой иронии. Философы знали, что гораздо легче жить, если относиться ко всему с иронией. Такое отношение позволяет осознать, что все проходит и уходит, любое счастливое мгновение через секунду – уже прошлое. Мне оказалось близко такое ироничное отношение к жизни и к искусству.


– В чем, по вашему мнению, состоит сегодня задача театра?

– Театр – это дом отпущения грехов. Человек с ранних лет хочет, чтобы его погладили по голове, и вместе с этим прикосновением через уши и глаза придет сила и мудрость. Тогда зритель захочет вернуться в театр. Но если у него появилось чувство, что его в театре били, показывали муки, он не придет туда снова мучиться. Для меня театр – это попытка поймать посылы с небес. Нам Господь сказал какую-то мысль, и мы делаем ее видимой.


– Какая тема в искусстве и в жизни вас сейчас волнует?

– Моя последняя премьера «Улыбнись нам, Господи» – это длинная дорога к детству. Путь родителей к своим детям. Человек всегда в дороге, мимо него проходят встречи, расставания, на этом длящемся неопределенное время пути он сталкивается со всем миром. Движение – главное в жизни человека.


– В России многие крупные государственные театры носят имена выдающихся режиссеров. Но кажется, что каждое следующее поколение все легче расправляется с предыдущим. Как вы выстраиваете свои отношения с прошлым?

– Все мы, представители знаменитого литовского театра, начинали с психологической школы. Потом, разумеется, предпочтения расходились. Главное, не остаться на уровне бытового, развлекательного театра, который не сообщает людям ничего, кроме их обыкновенных проблем, неурядиц и каких-то житейских радостей. Молодым нужно помочь уловить божественные послания.


– А что может помочь услышать эти послания?

– Самое верное средство – музыка. Каждую репетицию я сопровождаю музыкальным произведением. Музыка пишется не специально для актеров, но живет своей жизнью. Точно так же сценография и световая партитура и хореография соединяются в моих спектаклях по принципу монтажа; и далее единение идет на более высшем уровне: сливаются жест и слово, движения и чувства... Я не очень умею это объяснить.


– Вас сейчас интересует в основном классика?

– Постоянно возникают картины, картины, картины... Из увиденного, прочувствованного, прочитанного. Но все труднее найти ту самую нужную мне пьесу – это все равно, как если бы я сейчас искал себе жену. Имею в виду не только новую драму, но из всего наследия трудно найти нужную мне здесь и сейчас пьесу. Из современных такой я не нашел, пока перечитываю классику и жду, когда найдется какой-нибудь новый Вампилов. А за ним другие потянутся. Я в этом плане оптимист, хотя, возможно, таковым не выгляжу.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в наших группах ВКонтакте и Facebook