Поцелованные богом
Средняя специальная музыкальная школа-лицей Санкт-Петербургской консерватории отмечает 80-летие. Сегодня в Большом зале Филармонии состоится юбилейный концерт, в котором примут участие выпускники разных лет, среди которых скрипач Айлен Притчин, трубач Тимур Мартынов, маримбист Дмитрий Нилов, а также сводный оркестр учеников и выпускников школы под управлением Аркадия Штейнлухта. А накануне директор школы Анна ДЗЕВАНОВСКАЯ ответила на вопросы музыковеда Владимира ДУДИНА.

ФОТО предоставлено пресс-службой Консерватории
- Среди ваших выпускников прошлого - Марис Янсонс, Юрий Темирканов, Владимир Спиваков, Давид Голощекин. Со временем процент выдающихся выпускников изменился?
- Этот процент более-менее постоянен. К нам приходят дети, поцелованные в макушку богом. Концентрация выдающихся учеников школы держится примерно на одном уровне - всегда есть звездочки в младших, средних и старших классах.
- Наиболее талантливые участвуют в конкурсах?
- Что касается конкурсов, то не стоит забывать о том, что мы - образовательное учреждение. Детям достаточно концертных выступлений, существующих в рамках программы. Наши дети участвуют не только в учебных концертах, которые проходят в школе, но и в абонементах Малого зала Филармонии, Капеллы, выступают в музеях-квартирах, то есть получают большие возможности для того, чтобы продемонстрировать свое мастерство публике, а это, на мой взгляд, гораздо ценнее и сложнее любого конкурса. Я не могу себя назвать поклонником конкурсной карьеры. Мы прекрасно понимаем, что не все выпускники станут выдающимися солистами. Часть из них будут «рабочими лошадками» - артистами разных оркестров. Да, несколько учеников смогут прославить нашу школу и родной город, достойно выступив на конкурсах мирового масштаба. Но никогда этого не произойдет в массовом порядке. Безусловно, каждый родитель считает своего ребенка самым лучшим. Но нередко участие детей в конкурсах движимо исключительно амбициями родителей, стремящихся обвешать свое дитя грамотами и дипломами. В то время, когда я училась, были один-два лауреата на класс.
- Родители в целом играют едва ли не решающую роль, отдавая ребенка в школу-десятилетку, определяя его судьбу...
- Да, родители должны осознавать, что это один раз и на всю жизнь. Наше образование с первого класса нацелено на профессиональный уровень. Родители должны понимать, что переживут непростой период. Надо быть готовым к состоянию серьезной конкуренции на любом уровне - в школе ли, в Консерватории ли, а позже - когда будут конкурсы в оркестры. Соревновательный момент сопровождает музыканта всю жизнь.
- Головной болью для музыкальных школ бывает парк инструментов. Как с этим у вас?
- Да, эта тема сохраняет свою злободневность. У нас есть инструменты, которые помнят руки выпускников, окончивших школу 50 - 60 лет назад. И если струнные и духовые инструменты мы можем приобретать за счет поддерживающих нас спонсорских фондов, то проблему роялей решить таким путем крайне сложно.
- То есть родители должны понимать и то, что музыкальное образование не из дешевых.
- Это дорогое удовольствие - и в финансовом отношении, и для здоровья, и для свободного времени.
- А на какие инструменты сегодня мода?
- Если говорить о «модных» инструментах, то самые популярные в музыкальных школах Петербурга сегодня - гитара и саксофон. У нас саксофон представлен как академический инструмент, а класса гитары нет. Постоянной модой все же является мода на академическую музыку, профессиональное образование.
- Не так давно появился закон, дающий преимущество поступления в ту или иную школу детям, прописанным в этом же районе. Вас этот закон как-то коснулся?
- Нет, Закон об образовании учитывает нашу специфику, и у нас есть право устанавливать дополнительные испытания. И при поступлении в особые учебные заведения, какими являются спортивные школы, школы творческой направленности, специально оговаривается, что мы проводим творческий отбор и вправе отказать в приеме тем, кто этот отбор не прошел.
- Дети из других городов России к вам по-прежнему приезжают учиться?
- Сейчас у нас есть немало детей из регионов, ежегодно в конкурсе участвует большое количество иногородних.
- Учиться здесь непросто, но знаю, что выпускники вспоминают школьные годы с удовольствием.
- Ребенка здесь окружают талантливые, интересные сверстники, с которыми можно говорить на одном языке не только о музыке. Дети получают здесь комплекс знаний в окружении уникального педагогического коллектива - сплоченного, состоящего из людей, работающих вместе всю жизнь. Маленькие музыканты попадают в комфортные условия: в классе немного учеников, к каждому - почти индивидуальный подход. Педагоги знают обо всех проблемах ученика, окружают его вниманием и заботой. И самое главное - после нашей школы друзья будут сопровождать вас в течение всей жизни, даже если вдруг уходят в другую профессию.
Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 227 (5844) от 05.12.2016.
Самое читаемое



Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?
Комментарии