Посуда царских трапез

Еще в XVIII веке в Зимнем дворце было принято в канун рождественских праздников показывать лучшие изделия Императорского фарфорового производства. Эрмитаж возродил традицию циклом выставок об истории и искусстве фарфора - «Поднесение к Рождеству».

Посуда царских трапез | ФОТО Александра ДРОЗДОВА

ФОТО Александра ДРОЗДОВА

В Николаевском зале Зимнего дворца развернута пятнадцатая по счету и самая торжественная выставка этого цикла «Из Сервизных кладовых. Убранство русского императорского стола XVIII - начала XX века».

В зал можно войти с трех сторон, и с любой откроется перспектива парадно сервированных «высочайших столов».

Со стороны Концертного зала стол накрыт Гурьевским сервизом (гость из музея-заповедника «Петергоф»), к его созданию руку приложил рус-ский мастер Пименов. Если зайти с Восточной галереи, в глаза бросается стол, сервированный Арабесковым сервизом (из собрания Русского музея). Его рождение связано с творчеством французского скульптора Рашетта. Если начать осмотр выставки из Аванзала, перед посетителем предстанет эрмитажный сервиз, созданный на берлинской фарфоровой мануфактуре и подаренный Вильгельмом II к свадьбе Николая II. Он последним поступил в Сервизную кладовую Зимнего дворца.

Всего на выставке более 1200 предметов из собраний Эрмитажа, Русского музея, музеев-заповедников «Павловск», «Петергоф», музеев Московского Кремля и АО «Императорский фарфоровый завод». Впервые около пятидесяти сервизов собраны вместе.

Организаторы выставки старались соблюсти хронологию с XVIII по начало ХХ века и воссоздать историческую атмосферу даже в деталях.

Для каждого сервиза салфетки сложены определенным образом - в виде лотоса, кораблика, лилии или веера. Много так называемой бутафории. Четыре померанцевых деревца в витрине Арабескового сервиза выглядят как живые.

Во все времена «белое золото царей», как называли фарфор в XVIII веке, ценили и берегли. Даже когда он был в изобилии. Сервизные кладовые Зимнего дворца, первоначально предназначенные для посуды, использовавшейся в повседневной жизни, при Николае I стали местом хранения старинных сервизов. Их уже воспринимали как раритет дома Романовых, хранили как музейную ценность. Они находились на попечении специальных служителей, каждая вещь была учтена. Перед банкетом их передавали с рук на руки под расписку.

Жизнь парадных сервизов в императорских резиденциях была не бурной, но и не совсем музейной. Посуда, которая была в употреблении, порой разбивалась. В XIX веке Императорский фарфоровый завод выпускал так называемые доделки к сервизам, как европейским, так и русским. На предметах из одного комплекта может стоять марка от Екатерины II до Николая II.

На примере сервиза с камеями показаны формы посуды, бытовавшие в XVIII веке. Рядом на экране объясняется предназначение вещей, давно вышедших из употребления: передача ликерная, компотьеры, пладеменажи...

Зеркальные плато (прямоугольные подносы), сделанные на Императорском фарфоровом заводе, устанавливали посреди стола и украшали скульптурами, которые могли задавать тему беседы.

Сервировка зависела от эпохи. Так, в XVIII веке, когда меню не существовало, была принята так называемая французская сервировка. На столах выставлялся одновременно весь список блюд. Входила императрица, официанты поднимали крышки, демонстрируя блюда. Это выглядело эффектно.

При Александре I и позже закрепилась русская сервировка, более привычная сегодня: фрукты и цветы на столе в качестве украшения. Перед каждым приглашенным к застолью прибор. Блюда подавались по порядку в соответствии с меню, лежавшим на столе.

Картину императорских трапез дополняют ливрейные костюмы, предметы мебели, скатерти. Воссоздают атмосферу и печатная графика, акварели, книги, фотографии с изображениями особых дворцовых торжеств XVIII - начала XX века.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 233 (5850) от 13.12.2016.


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 Августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 Августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 Августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 Июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 Июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 Июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 Июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 Июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 Июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 Июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 Июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 Июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?