Посуда царских трапез

Еще в XVIII веке в Зимнем дворце было принято в канун рождественских праздников показывать лучшие изделия Императорского фарфорового производства. Эрмитаж возродил традицию циклом выставок об истории и искусстве фарфора - «Поднесение к Рождеству».

Посуда царских трапез | ФОТО Александра ДРОЗДОВА

ФОТО Александра ДРОЗДОВА

В Николаевском зале Зимнего дворца развернута пятнадцатая по счету и самая торжественная выставка этого цикла «Из Сервизных кладовых. Убранство русского императорского стола XVIII - начала XX века».

В зал можно войти с трех сторон, и с любой откроется перспектива парадно сервированных «высочайших столов».

Со стороны Концертного зала стол накрыт Гурьевским сервизом (гость из музея-заповедника «Петергоф»), к его созданию руку приложил рус-ский мастер Пименов. Если зайти с Восточной галереи, в глаза бросается стол, сервированный Арабесковым сервизом (из собрания Русского музея). Его рождение связано с творчеством французского скульптора Рашетта. Если начать осмотр выставки из Аванзала, перед посетителем предстанет эрмитажный сервиз, созданный на берлинской фарфоровой мануфактуре и подаренный Вильгельмом II к свадьбе Николая II. Он последним поступил в Сервизную кладовую Зимнего дворца.

Всего на выставке более 1200 предметов из собраний Эрмитажа, Русского музея, музеев-заповедников «Павловск», «Петергоф», музеев Московского Кремля и АО «Императорский фарфоровый завод». Впервые около пятидесяти сервизов собраны вместе.

Организаторы выставки старались соблюсти хронологию с XVIII по начало ХХ века и воссоздать историческую атмосферу даже в деталях.

Для каждого сервиза салфетки сложены определенным образом - в виде лотоса, кораблика, лилии или веера. Много так называемой бутафории. Четыре померанцевых деревца в витрине Арабескового сервиза выглядят как живые.

Во все времена «белое золото царей», как называли фарфор в XVIII веке, ценили и берегли. Даже когда он был в изобилии. Сервизные кладовые Зимнего дворца, первоначально предназначенные для посуды, использовавшейся в повседневной жизни, при Николае I стали местом хранения старинных сервизов. Их уже воспринимали как раритет дома Романовых, хранили как музейную ценность. Они находились на попечении специальных служителей, каждая вещь была учтена. Перед банкетом их передавали с рук на руки под расписку.

Жизнь парадных сервизов в императорских резиденциях была не бурной, но и не совсем музейной. Посуда, которая была в употреблении, порой разбивалась. В XIX веке Императорский фарфоровый завод выпускал так называемые доделки к сервизам, как европейским, так и русским. На предметах из одного комплекта может стоять марка от Екатерины II до Николая II.

На примере сервиза с камеями показаны формы посуды, бытовавшие в XVIII веке. Рядом на экране объясняется предназначение вещей, давно вышедших из употребления: передача ликерная, компотьеры, пладеменажи...

Зеркальные плато (прямоугольные подносы), сделанные на Императорском фарфоровом заводе, устанавливали посреди стола и украшали скульптурами, которые могли задавать тему беседы.

Сервировка зависела от эпохи. Так, в XVIII веке, когда меню не существовало, была принята так называемая французская сервировка. На столах выставлялся одновременно весь список блюд. Входила императрица, официанты поднимали крышки, демонстрируя блюда. Это выглядело эффектно.

При Александре I и позже закрепилась русская сервировка, более привычная сегодня: фрукты и цветы на столе в качестве украшения. Перед каждым приглашенным к застолью прибор. Блюда подавались по порядку в соответствии с меню, лежавшим на столе.

Картину императорских трапез дополняют ливрейные костюмы, предметы мебели, скатерти. Воссоздают атмосферу и печатная графика, акварели, книги, фотографии с изображениями особых дворцовых торжеств XVIII - начала XX века.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 233 (5850) от 13.12.2016.


Комментарии