Посуда для созерцания

На минувших выходных Эрмитаж открыл выставку из музейных и частных японских собраний с поэтическим названием «Керамика Раку: космос в чайной чашке». Она развернута в новом выставочном помещении музея – Манеже Малого Эрмитажа.

Посуда для созерцания | ФОТО предоставлено пресс-службой Эрмитажа.

ФОТО предоставлено пресс-службой Эрмитажа.

«Эта выставка по масштабу превышает любую проводившуюся за пределами Японии – в Италии, Голландии, Франции, – говорит куратор выставки Мацубара Рюити, главный куратор Национального музея современного искусства Киото. – В Эрмитаже показано намного больше экспонатов. Мы привезли живопись – ширмы, свитки, которые представляют исторический фон становления традиции керамики Раку».

Под высокими кирпичными сводами слабо освещенного зала (просьба японской стороны, которая считает, что освещение, выхватывающее отдельные вещи, способствует лучшему пониманию предмета) за стеклом витрин керамика XVI – ХХ столетий, произведения живописи и каллиграфии. Некоторые экспонаты имеют статус национального культурного достояния и важного художественного объекта Страны восходящего солнца.

Героиня выставки – чайная чашка, созданная вручную, без претензий на безупречность формы и внешнюю привлекательность. Главное ее качество – она отражает душу мастера.

Четыре столетия назад такие чашки стал создавать человек по имени Тедзиро. Секреты его мастерства дошли до наших дней, переходя от отца к сыну. Правда, форма наследования была необычной. Знания и навыки получал один из сыновей, для других они оставались тайной. Наследником мог стать и неродной ребенок, важно, чтобы он обеспечил продолжение семейной традиции.

До появления чайной церемонии Сэн Рикю в Японии ценилась китайская и корейская посуда. Создатель церемонии был убежден, что лучше всего ей соответствует японская керамика. Созданные руками, без применения гончарного круга, чашки Тедзиро стали воплощением принципа ваби (безыскусность, простота), выражающего высокую духовность чайного действа. Чашки делятся на красные и черные. Красные делались из красной глины и покрывались бесцветной глазурью. При изготовлении черных на красную глину наносилась железистая глазурь. Изделие обжигалось, глазурь плавилась, чашку вынимали из печи. Из письменных источников известно, что секрет технологии Тедзиро пытались разгадать несколько столетий. Это удалось лишь в 2005 году в результате анализа фигурки двухцветного льва из собрания музея Раку в Киото.

На выставке в Эрмитаже можно видеть работы прославленных мастеров шестнадцати поколений династии гончаров от ее основателя до нынешнего 15-го главы дома Раку Китидзаэмона и Раку Ацундо, который станет его преемником.

Раку Китидзаэмон выступал на открытии выставки. Он живет в Киото в доме, который принадлежит семье больше 400 лет. Там мастерская, где до сих пор обжигается керамика. Глава династии получил образование во Франции, его вещи говорят о том, что мастер живет в наше время.

Очень свободная расстановка экспонатов в витринах, точно направленный свет позволяют рассмотреть главную прелесть керамики Раку – ее продуманную небрежность. Ручная формовка глины делает каждую вещь уникальной. Лепка создает асимметрию контура и неравномерную толщину стенок изделия. Сетка трещин, растекшаяся по стенкам глазурь, намеренное использование технологических дефектов для создания иллюзорной безыскусности – балансируют на грани изысканной простоты и явного брака.

Воображение будят названия изделий, чашки: «Гряда облаков», «Покрытый снегом», «Счастливый день», «Рассветное небо»...

– У японцев развито ассоциативное мышление. Названия вещей отражают то, что хотел сказать мастер, – говорит куратор выставки с российской стороны ведущий научный сотрудник отдела Востока Эрмитажа Татьяна Арапова. – Мастеров Раку отличает умение лаконичными средствами выразить себя, потрясающее знание фактуры, умение извлечь из материала все его возможности.

Чайная церемония не только чашка. На выставке много других предметов – вазы для цветов, курильницы, коробочки для благовоний... Выставка интересна и тем, что таких вещей в собрании Эрмитажа нет.



Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 126 (5499) от 14.07.2015.


Комментарии