Посуда для созерцания

На минувших выходных Эрмитаж открыл выставку из музейных и частных японских собраний с поэтическим названием «Керамика Раку: космос в чайной чашке». Она развернута в новом выставочном помещении музея – Манеже Малого Эрмитажа.

Посуда для созерцания | ФОТО предоставлено пресс-службой Эрмитажа.

ФОТО предоставлено пресс-службой Эрмитажа.

«Эта выставка по масштабу превышает любую проводившуюся за пределами Японии – в Италии, Голландии, Франции, – говорит куратор выставки Мацубара Рюити, главный куратор Национального музея современного искусства Киото. – В Эрмитаже показано намного больше экспонатов. Мы привезли живопись – ширмы, свитки, которые представляют исторический фон становления традиции керамики Раку».

Под высокими кирпичными сводами слабо освещенного зала (просьба японской стороны, которая считает, что освещение, выхватывающее отдельные вещи, способствует лучшему пониманию предмета) за стеклом витрин керамика XVI – ХХ столетий, произведения живописи и каллиграфии. Некоторые экспонаты имеют статус национального культурного достояния и важного художественного объекта Страны восходящего солнца.

Героиня выставки – чайная чашка, созданная вручную, без претензий на безупречность формы и внешнюю привлекательность. Главное ее качество – она отражает душу мастера.

Четыре столетия назад такие чашки стал создавать человек по имени Тедзиро. Секреты его мастерства дошли до наших дней, переходя от отца к сыну. Правда, форма наследования была необычной. Знания и навыки получал один из сыновей, для других они оставались тайной. Наследником мог стать и неродной ребенок, важно, чтобы он обеспечил продолжение семейной традиции.

До появления чайной церемонии Сэн Рикю в Японии ценилась китайская и корейская посуда. Создатель церемонии был убежден, что лучше всего ей соответствует японская керамика. Созданные руками, без применения гончарного круга, чашки Тедзиро стали воплощением принципа ваби (безыскусность, простота), выражающего высокую духовность чайного действа. Чашки делятся на красные и черные. Красные делались из красной глины и покрывались бесцветной глазурью. При изготовлении черных на красную глину наносилась железистая глазурь. Изделие обжигалось, глазурь плавилась, чашку вынимали из печи. Из письменных источников известно, что секрет технологии Тедзиро пытались разгадать несколько столетий. Это удалось лишь в 2005 году в результате анализа фигурки двухцветного льва из собрания музея Раку в Киото.

На выставке в Эрмитаже можно видеть работы прославленных мастеров шестнадцати поколений династии гончаров от ее основателя до нынешнего 15-го главы дома Раку Китидзаэмона и Раку Ацундо, который станет его преемником.

Раку Китидзаэмон выступал на открытии выставки. Он живет в Киото в доме, который принадлежит семье больше 400 лет. Там мастерская, где до сих пор обжигается керамика. Глава династии получил образование во Франции, его вещи говорят о том, что мастер живет в наше время.

Очень свободная расстановка экспонатов в витринах, точно направленный свет позволяют рассмотреть главную прелесть керамики Раку – ее продуманную небрежность. Ручная формовка глины делает каждую вещь уникальной. Лепка создает асимметрию контура и неравномерную толщину стенок изделия. Сетка трещин, растекшаяся по стенкам глазурь, намеренное использование технологических дефектов для создания иллюзорной безыскусности – балансируют на грани изысканной простоты и явного брака.

Воображение будят названия изделий, чашки: «Гряда облаков», «Покрытый снегом», «Счастливый день», «Рассветное небо»...

– У японцев развито ассоциативное мышление. Названия вещей отражают то, что хотел сказать мастер, – говорит куратор выставки с российской стороны ведущий научный сотрудник отдела Востока Эрмитажа Татьяна Арапова. – Мастеров Раку отличает умение лаконичными средствами выразить себя, потрясающее знание фактуры, умение извлечь из материала все его возможности.

Чайная церемония не только чашка. На выставке много других предметов – вазы для цветов, курильницы, коробочки для благовоний... Выставка интересна и тем, что таких вещей в собрании Эрмитажа нет.



Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 126 (5499) от 14.07.2015.

Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы
01 Августа 2018

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы

Как случается с любой более-менее резонансной литературной наградой, от Нобелевской премии до «Большой книги», одни коллеги поздравляли московскую писательницу с победой, другие шумно негодовали.

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»
02 Июня 2018

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»

Директор Эрмитажа - об автономности культуры, уголовных делах, связанных с хищениями в музее и о прошедшем Юридическом форуме.

Сказать всё, никого не обидев
12 Июля 2017

Сказать всё, никого не обидев

Музей работает для всех, но ему важна понимающая аудитория. Есть люди, которые все понимают, ориентироваться надо на них. Сегодня это важно.

Уроки танца не кончаются
13 Июня 2017

Уроки танца не кончаются

Состоялся 275-й выпуск Академии русского балета им. А. Я. Вагановой. По давней традиции, в июне выпускники демонстрируют свои таланты на сцене Мариинского театра в рамках фестиваля «Звезды белых ночей...

Гений места движет фестиваль
25 Мая 2017

Гений места движет фестиваль

XXV, международный фестиваль «Дворцы Санкт-Петербурга» откроется 31 мая в Эрмитажном театре концертным исполнением оперы «Сельская честь» Масканьи.

Великая Победа глазами потомков
19 Мая 2017

Великая Победа глазами потомков

В нарядном недавно отреставрированном Доме журналиста на Невском вчера было непривычно, по-школьному, шумно...

Вся ночь впереди
19 Мая 2017

Вся ночь впереди

Завтра в 10-й раз в Петербург придет «Ночь музеев» - одно из главных культурных событий года.

Гранатовый браслет из Гатчины
02 Мая 2017

Гранатовый браслет из Гатчины

В Гатчине подвели итоги XXIII кинофестиваля «Литература и кино».

Кармен-сюита
25 Апреля 2017

Кармен-сюита

Удивительное дело: ни в одной другой экранизации не было так очевидно, что эти двое совершенно не созданы друг для друга...

Уважение рождается в борьбе
09 Марта 2017

Уважение рождается в борьбе

Благодаря музею Исаакий стал гражданской святыней, обрел значение, которое выдвинуло его в первый ряд памятников Петербурга. Музеи всегда оказываются на передовой линии борьбы за цивилизацию. Они подч...

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит
02 Февраля 2017

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит

Я написал письмо Патриарху Кириллу. Пресс-секретарь Святейшего сообщил, что Патриарх готов встречаться и обсуждать эти вопросы.

Как сэкономить на культуре
15 Декабря 2015

Как сэкономить на культуре

Посещение музеев, особенно всей семьей, обычно влетает в копеечку и для многих становится роскошью. Сегодня мы расскажем о том, как можно сэкономить, напомним о бесплатных днях и льготах.