Постоянная экспозиция работ Инны Олевской открылась в Главном штабе
В Главном штабе открылась постоянная экспозиция работ выдающегося художника Инны Олевской. Она ушла из жизни в 2021 году, так что эта небольшая экспозиция — своеобразный памятник ей.

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА
когда впервые
Я Музу обнаженную увидел —
лежащей на полу,
В причудливом пространстве,
Где Инна обитает при свечах,
Обрывках кружев и воздухом
колеблемых предметах…
— из стихотворения «Муза», которое посвятил Олевской итальянский поэт и сценарист Тонино Гуэрра.
Муза, которая долго жила в квартире художницы и которую Гуэрра хотел забрать к себе в Италию, в свой Сад забытых фруктов, в конце концов обрела приют в Эрмитаже. Фигура Музы, лежащей на полу в томной, словно она обессилела от творческих порывов, позе, полуобнаженная, задрапированная роскошным барочным покрывалом в белых розах. Она огромная — метр девяносто. И может показаться, что сделана эта монументальная фигура из мрамора. Но это фарфор. Поначалу не верится, что мастер смогла превратить хрупкий материал, из которого привычно делаются чашки, блюдца, статуэтки, в настоящую скульптуру.

Муза — часть сложной архитектурно-пространственной композиции «Гений и злодейство — две вещи несовместные», которая состоит из одиннадцати фигур. Музу окружают ангелы, Пушкин и Дантес, Моцарт и Сальери…
Композиция, аналогов которой по сложности исполнения и выразительности нет, создавалась в первой половине 1990-х годов. Тогда еще были сильны тенденции, появившиеся в советском декоративно-прикладном искусстве в 1970‑е годы, — к освобождению от функциональности, практичности, утилитарности. Многие создавали тогда не вещи, пригодные в быту, а эстетские арт-объекты. Но чтобы сделать из фарфора монументальные скульптуры? Такое смогла только Олевская.
В экспозицию включены еще две яркие работы художницы — «Путешествие в прошлое» и Jасо Pastorius. «Путешествие», как многие работы Инны Олевской, наполнено философским и поэтическим смыслом. Это лодочник с серебряными веслами. Возможно, Харон, который перевозит души умерших? Или это символическое изображение человека, плывущего «по волнам памяти»? Ведь он плывет против течения.
А фарфоровая скульптура Jасо Pastorius — портрет Жако Пасториуса, музыканта и композитора, одного из лучших бас-гитаристов минувшего столетия. Подобно многим рок-музыкантам, Жако не выдержал испытание славой и ушел из жизни в 35 лет. Работа, посвященная памяти музыканта, стала последней в творческой биографии Инны Олевской.
Все ее творчество демонстрирует нам торжество хрупкости. Фарфор может быть прочнее и долговечнее мрамора.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 46 (7375) от 16.03.2023 под заголовком ««Где Инна обитает при свечах…»».
Материалы рубрики
В Петербурге работает выставка «Два конкурса. Образ А. С. Пушкина в монументальном искусстве»
В Академии художеств на факультете графики представили 80 работ пятнадцати студентов
В Театральном музее работает выставка «Площадь Островского»
В Союзе художников открылась выставка «Весна-2023»
Самое читаемое



Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?
Комментарии