Постоянная экспозиция Эрмитажа «Культура и искусство Китая» пополнилась новыми залами

Новые залы открылись на третьем этаже Зимнего дворца.

Постоянная экспозиция Эрмитажа «Культура и искусство Китая» пополнилась новыми залами | ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Эрмитажная коллекция Срединного государства (название страны, которое китайцы используют с тех времен, когда считали ее расположенной в центре Вселенной) насчитывает несколько десятков тысяч предметов. Она складывалась больше трех столетий, объединила собрания российских императоров, аристократов, ученых, путешественников, коллекционеров, меценатов, а также дипломатические подарки, пожертвования, покупки и передачи из других музейных фондов. Коллекция одна из лучших за пределами Китая.

Восемь залов представляют искусство Поднебесной с древнейших времен до XIX века.

Первыми чуть больше года назад открылись залы, посвященные эпохе Цин (1644 – 1911) — последней императорской династии Китая. Там можно видеть живопись, резной камень, декоративно-прикладное искусство, фарфор XVII – XIX столетий.

В четырех новых залах — памятники Поднебесной от неолита до XVII века. Вначале самые ранние — изделия из керамики, бронзы, нефрита. Здесь же образцы шелковых тканей из погребений кочевников сюнну. Их племена жили к северу от Китая, торговали с соседями, воевали, использовали китайские вещи в быту и в погребениях богатых людей, чтобы они сопровождали их в загробной жизни.

Бросаются в глаза произведения из бронзы, которые задают тон всему китайскому декоративно-прикладному искусству следующих эпох, служат образцами для подражания. В витринах жертвенные сосуды, ритуальные предметы, оружие XII – XI веков до н. э., созданные по особой, отличной от европейской, технологии. Сосуды для сакральной еды и ритуальных обрядов с едой, вином, водой ставили на алтари предков, некоторые оставляли в захоронениях.

Небольшой древний треножник с надписью — дипломатический дар, полученный Николаем II от китайского императора на коронацию в 1896 году. Крупный жертвенный сосуд в комплекте с мощной бронзовой ритуальной секирой (начало XVII – IX век до н. э.) наводит на мрачные размышления.

В витрине коллекция гадательных костей XIII – XI веков до н. э. — памятники ранней китайской письменности, большая редкость за пределами Китая. Их история связана со старейшей китайской династией Шан, существование которой подтверждено археологическими раскопками. Она правила во втором тысячелетии до н. э., в 1766 – 1046 годах.

Китай2_С.jpg
ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Как рассказывает старший научный сотрудник отдела Востока Мария Меньшикова, в XIV веке до н. э. династия перенесла столицу государства туда, где расположен современный город Аньян. Теперь это место рождения китайской археологии. С 1900‑х годов там стали обнаруживать странные кости с надписями. Первоначально их посчитали лечебными, делали из них снадобья. Потом на них обратили внимание ученые. Был раскопан, как сейчас можно назвать, архив древних правителей Китая. Специалисты расшифровали и прочитали надписи иероглифами.

На лопаточные кости крупного рогатого скота или панцири черепах их наносили люди, которые от имени императора обращались к правителям небесным. Спрашивали о перспективах на урожай, о том, насколько успешной будет охота или какую жертву должен принести правитель, чтобы молиться о спасении и счастье. Кости прожигали, на оборотной стороне появлялись трещинки — ответ небесных правителей на заданный гадателем вопрос.

Самый разнообразный по материалу зал галереи, посвященный III – XIV векам, — предметы из бронзы, керамики, ранний фарфор, графика, живопись. В витринах образцы китайской погребальной пластики и коллекция бронзовых зеркал эпохи Тан (618–907), чаши с цветной глазурью из крупнейших центров керамического производства эпохи Сун (960–1279), произведения китайских ювелиров… Здесь же начинается рассказ об истории китайского фарфора.

Китай3_С.jpg
ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Завершающие два зала галереи отданы эпохе Мин — времени расцвета всех форм китайского искусства и XVII веку, который эту эпоху продолжает. Коллекция искусства эпохи Мин в Эрмитаже большая. В состав экспозиции вошло лучшее, предметы, с которыми во многом ассоциируется Китай, — художественный металл, перегородчатая эмаль, резной лак, фарфор…

На этом хронологический отдел экспозиции завершен. В будущем продолжится работа над разделами, посвященными отдельным видам искусства и темам китайской культуры XV – XVI веков.

Возрастное ограничение 0+

Читайте также:

В Николаевском зале Эрмитажа открылась выставка «Ландшафт души. Каспар Давид Фридрих»

Постоянная экспозиция Эрмитажа «Галерея Петра Великого» пополнилась новыми залами


#Эрмитаж #экспозиция #культура

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 8 (7830) от 21.01.2025 под заголовком «Китайцы гадали на костях».


Комментарии