Постоянная экспозиция Эрмитажа «Культура и искусство Китая» пополнилась новыми залами
Новые залы открылись на третьем этаже Зимнего дворца.
ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА
Эрмитажная коллекция Срединного государства (название страны, которое китайцы используют с тех времен, когда считали ее расположенной в центре Вселенной) насчитывает несколько десятков тысяч предметов. Она складывалась больше трех столетий, объединила собрания российских императоров, аристократов, ученых, путешественников, коллекционеров, меценатов, а также дипломатические подарки, пожертвования, покупки и передачи из других музейных фондов. Коллекция одна из лучших за пределами Китая.
Восемь залов представляют искусство Поднебесной с древнейших времен до XIX века.
Первыми чуть больше года назад открылись залы, посвященные эпохе Цин (1644 – 1911) — последней императорской династии Китая. Там можно видеть живопись, резной камень, декоративно-прикладное искусство, фарфор XVII – XIX столетий.
В четырех новых залах — памятники Поднебесной от неолита до XVII века. Вначале самые ранние — изделия из керамики, бронзы, нефрита. Здесь же образцы шелковых тканей из погребений кочевников сюнну. Их племена жили к северу от Китая, торговали с соседями, воевали, использовали китайские вещи в быту и в погребениях богатых людей, чтобы они сопровождали их в загробной жизни.
Бросаются в глаза произведения из бронзы, которые задают тон всему китайскому декоративно-прикладному искусству следующих эпох, служат образцами для подражания. В витринах жертвенные сосуды, ритуальные предметы, оружие XII – XI веков до н. э., созданные по особой, отличной от европейской, технологии. Сосуды для сакральной еды и ритуальных обрядов с едой, вином, водой ставили на алтари предков, некоторые оставляли в захоронениях.
Небольшой древний треножник с надписью — дипломатический дар, полученный Николаем II от китайского императора на коронацию в 1896 году. Крупный жертвенный сосуд в комплекте с мощной бронзовой ритуальной секирой (начало XVII – IX век до н. э.) наводит на мрачные размышления.
В витрине коллекция гадательных костей XIII – XI веков до н. э. — памятники ранней китайской письменности, большая редкость за пределами Китая. Их история связана со старейшей китайской династией Шан, существование которой подтверждено археологическими раскопками. Она правила во втором тысячелетии до н. э., в 1766 – 1046 годах.
Как рассказывает старший научный сотрудник отдела Востока Мария Меньшикова, в XIV веке до н. э. династия перенесла столицу государства туда, где расположен современный город Аньян. Теперь это место рождения китайской археологии. С 1900‑х годов там стали обнаруживать странные кости с надписями. Первоначально их посчитали лечебными, делали из них снадобья. Потом на них обратили внимание ученые. Был раскопан, как сейчас можно назвать, архив древних правителей Китая. Специалисты расшифровали и прочитали надписи иероглифами.
На лопаточные кости крупного рогатого скота или панцири черепах их наносили люди, которые от имени императора обращались к правителям небесным. Спрашивали о перспективах на урожай, о том, насколько успешной будет охота или какую жертву должен принести правитель, чтобы молиться о спасении и счастье. Кости прожигали, на оборотной стороне появлялись трещинки — ответ небесных правителей на заданный гадателем вопрос.
Самый разнообразный по материалу зал галереи, посвященный III – XIV векам, — предметы из бронзы, керамики, ранний фарфор, графика, живопись. В витринах образцы китайской погребальной пластики и коллекция бронзовых зеркал эпохи Тан (618–907), чаши с цветной глазурью из крупнейших центров керамического производства эпохи Сун (960–1279), произведения китайских ювелиров… Здесь же начинается рассказ об истории китайского фарфора.
ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА
Завершающие два зала галереи отданы эпохе Мин — времени расцвета всех форм китайского искусства и XVII веку, который эту эпоху продолжает. Коллекция искусства эпохи Мин в Эрмитаже большая. В состав экспозиции вошло лучшее, предметы, с которыми во многом ассоциируется Китай, — художественный металл, перегородчатая эмаль, резной лак, фарфор…
На этом хронологический отдел экспозиции завершен. В будущем продолжится работа над разделами, посвященными отдельным видам искусства и темам китайской культуры XV – XVI веков.
Возрастное ограничение 0+
Читайте также:
В Николаевском зале Эрмитажа открылась выставка «Ландшафт души. Каспар Давид Фридрих»
Постоянная экспозиция Эрмитажа «Галерея Петра Великого» пополнилась новыми залами
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 8 (7830) от 21.01.2025 под заголовком «Китайцы гадали на костях».
Комментарии