Последний вечер драматурга. Воспоминания об Александре Володине

Как уже знают наши читатели, 10 февраля исполнилось 100 лет со дня рождения писателя, драматурга, поэта Александра Володина. Писатель Илья Штемлер, который много лет дружил с Александром Моисеевичем, позвонил в редакцию, чтобы поделиться своими воспоминаниями.

Последний вечер драматурга. Воспоминания об Александре Володине | ФОТО Юрия БЕЛИНСКОГО/ТАСС

ФОТО Юрия БЕЛИНСКОГО/ТАСС

- С Сашей Володиным у нас были близкие, доверительные отношения. Он шутливо называл меня «папой», а себя - моим приемным сыном. Считал, что я ему мудрые советы даю, по-отечески. Хотя, конечно, он преувеличивал.

У меня сохранилось много воспоминаний о нем. Но сегодня я хочу рассказать о том, что знаю только я. Так случилось, что я был последним человеком, который видел его живым.

16 декабря 2001 года мне позвонила жена Саши - Фрида и сообщила, что «скорая» увезла его в больницу. В какую именно - она не знала. Я стал звонить в разные медучреждения и выяснил, что Александр Моисеевич Лифшиц отправлен в больницу на Крестовском острове. Собрав какие-то нехитрые продукты, я поехал к нему.

Скажу вам, что худшей больницы в Петербурге в те жуткие годы я не видел. Старое здание было совершенно пустым по случаю воскресного дня. Мертвая тишина, ни одного врача и, как сначала показалось, ни одного больного. Заплеванные коридоры, замазанные краской окна, сквозь которые едва проникал тусклый зимний свет... Когда я уже отчаялся, услышал женские голоса. Я заглянул в палату и увидел трех женщин в халатах, которые пили чай и играли в карты. «О, мужчина пришел! - воскликнула одна, обернувшись. - Двери-то закройте, не лето». Я поинтересовался, куда делись все больные. «На выходные отпустили домой, - ответили мне. - Все равно кормить нечем. Только мы и остались».

Я сказал, что ищу своего друга, которого недавно привезли. «Есть тут один старичок, - ответили мне. - Положили в палату в конце коридора, у туалета, там теплее».

Я нашел палату. На кровати, свернувшись калачиком, спал под тонким суконным одеялом человек. Да, это был Саша. Соседняя кровать была пуста. Я взял лежащее там одеяло и накрыл им Сашу. Просидел час, он не просыпался. Я не стал будить его, оставил продукты на тумбочке и решил, что приеду на следующий день. Перед уходом снова зашел к женщинам и попросил присмотреть за Сашей, когда он проснется, ведь больше на отделении не было никого. «А кто он такой?» - поинтересовались они. «Александр Володин». Его имя им ничего не говорило, тогда я назвал его пьесы: «Пять вечеров», «Фабричные девчонки», «Осенний марафон». Женщины оживились, заахали, что такого человека запихнули в такую плохую больницу и бросили: «Дежурил сегодня студент, но и он давно ушел домой. Теперь врачи придут только в понедельник».

Назавтра мне позвонила Фрида и сообщила, что Саша умер ночью от инфаркта.

Я рад, что память о нем живет, что проходит уже в 15-й раз театральный фестиваль «Пять вечеров», издаются его пьесы, стихи.

Почему его пьесы до сих пор так любят? Потому что они драматургически хорошо сделаны. И потому что они человечные, в них - особая философия и простота. И его душа - нежная, тонкая.

Очень жаль, что не получилось к 100-летию установить памятник Володину. Гипсовая модель давно готова - Володин сидит задумчиво на скамье. Памятник должен появиться на Петроградской стороне в Матвеевском скверике, рядом с домом № 44 по Большой Пушкарской, где он жил. Теперь дату открытия перенесли на 2020 год. Александр Володин памятник заслужил. Город должен гордиться этим именем.

А пока есть только мемориальная доска - висит на фасаде этого дома. В том, что она появилась, - большая заслуга Александра Болонина, главного режиссера театра «Остров» (сейчас его тоже уже нет в живых). Он был горячим почитателем Володина и после его кончины буквально выбил у властей разрешение на мемориальную доску. 10 февраля 2004 года, в день 85-летия со дня рождения Володина, мы с Валерием Поповым сорвали белую накидку и открыли петербуржцам каменный профиль Александра Моисеевича.

Авторы доски - скульптор Григорий Ястребенецкий и архитектор Татьяна Милорадович.

#писатель #юбилей #воспоминания #память

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 024 (6377) от 11.02.2019 под заголовком «Последний вечер драматурга».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 Августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 Августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 Августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 Июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 Июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 Июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 Июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 Июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 Июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 Июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 Июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 Июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?