Как Рома Зверь стал экскурсоводом по местам Майка Науменко

В день смерти рок-музыканта Майка Науменко в нашем городе состоялась необычная экскурсия.

Как Рома Зверь стал экскурсоводом по местам Майка Науменко  | ФОТО Игоря ЛЮБИМОВА

ФОТО Игоря ЛЮБИМОВА

Двор дома № 1 по Волоколамскому переулку — затерявшийся у Обводного уголок — почти не изменился за тридцать лет. Разбитый пыльный асфальт, обшарпанные стены и вся эта унылая ленинградская поэзия... Впрочем, Майк Науменко и в начале 1980-х называл город только Петербургом. Здесь, в коммунальной квартире на последнем этаже, один из главных героев русского рока поселился с женой Натальей и маленьким сыном. Комната 16 метров, узкая и длинная — то, что называется «пенал» или «гроб». В недавней картине Кирилла Серебренникова «Лето» комната Майка изображена куда более великолепной и просторной, чем была на самом деле.

27 августа, в грустную дату — день смерти Майка, — искусство и жизнь сошлись вместе, чтобы почтить его память. По местам, которые помнят музыканта, прошла экскурсия. И вел ее сыгравший в фильме роль Майка музыкант, лидер группы «Звери» Роман Билык.

— На самом деле квартиру мы снимали на Кирочной улице, — объяснил Рома. — Сначала встретились, чтобы обжить место и познакомиться. Такую задачу поставил Кирилл Семенович Серебренников, режиссер фильма. Мы все из разных сфер, раньше не были знакомы между собой... В этой квартире мы провели первую неделю — выпивали, пели, разговаривали. Все было настоящее, все, как в то время — портвейн, бычки в томате, колбаса «Докторская»... И там мы познакомились с Тео Ю. Его выбрали на роль Цоя из трехсот или четырехсот кандидатов. Все были из России, все понимали, какая это огромная ответственность — и из-за этого напряжения получалось карикатурно. А Тео из Германии и русский язык учил буквально у нас на глазах. Его не тяготил этот бэкграунд. Мы увидели его и сказали: «Да!».

Ему было очень сложно. Из-за недоразумения Тео не знал, что ему придется учить песни. Но проделал грандиознейшую работу и за неделю выучил десять песен Цоя. Мы все помогали ему, как могли. Например, Тео подходит и начинает «Мое настроение», а мы подпеваем. Теперь мы все — как большая семья.

Похожая чем-то обстановка была и в 1982-м в квартире в Волоколамском. То, что называется «флэт» или «вписка». Принято было пускать на ночевку, даже если незнакомый человек заявлялся в неурочное время, приехав откуда-нибудь из Челябинска. А еще тут собирались молодые музыканты, будущие звезды рока, пели, слушали западные пластинки, создавали то, что теперь стало историей. Соседи были понимающие — не возмущались по поводу громкой музыки, гостей, а иногда даже могли пустить к себе переночевать, если места не хватало. Майку с ними повезло.

Следующим пунктом экскурсии была улица Рубинштейна. На месте театра «Зазеркалье» когда-то размещался театр Анны Павловой, потом — студия Мейерхольда. А в 1982 году здесь находился великий и ужасный Ленинградский рок-клуб. Одновременно это была цитадель молодежной неформальной культуры — и место, в котором, например, рокеры обязаны были на собрании участвовать в перекличке. Если кто-то регулярно не приходил, ставился вопрос о членстве в клубе. И, конечно, идея была — собрать всех молодых вольнодумцев под одной крышей.

— Официально это называлось Межсоюзный дом самодеятельного творчества, — уточнил Рома Зверь. — И я здесь никогда раньше не был! Мы снимали рок-клуб в Кронштадте, в ДК моряков.

Чтобы отснять сцену концерта в клубе, декораторы постарались: нашли старую аппаратуру. Пульты, микрофоны, усилители, все как тогда. Ты выходишь на сцену, у тебя старая гитара, старые барабаны, которые звучат кошмарно, дешевые тарелки, которые гнутся от ударов. Ужасно неудобно. Потом ты видишь молодых людей в зале, одетых по тогдашней моде. И эффект невероятный. Полное ощущение, что попал в прошлое. Это заслуга художников фильма и режиссера.

Во время съемок были и мистические совпадения. В сцене на заливе участвует собака. Для съемок ее должен был привезти кинолог. Но когда съемочная группа приехала на место, обнаружилось, что там их уже ждет огромный черный пес.

— Непонятно было, чей он и откуда, — рассказал Роман. — Он выполнял все команды, общался с нами, в итоге он и оказался в кадре. Собака кинолога испугалась выходить на площадку. А когда вышел Тео Ю, черная собака вдруг бросилась бежать и исчезла. Это было как раз на годовщину смерти Виктора Цоя...

В день смерти Майка, год назад, пришло известие, что арестовали Кирилла Серебренникова по подозрению в мошенничестве.

— Он передал нам — давайте дальше сами. И мы тогда потеряли контакт, — говорит Рома. — Работали вслепую, с октября по февраль продолжали работу. Что-то доделывали буквально перед Каннским фестивалем. Было невероятно сложно, но мы справились.

Реакция на фильм со стороны наших героев была разной. Кто-то благодарил: «Спасибо, что не осквернили, не испортили!», а кто-то кривился: «Да не так все было!». В любом случае лето 1982-го, которое показано в фильме, — это было последнее лето искренней дружбы, молодости.

Вскоре пришли перемены, на которые рокеры даже не надеялись. Стало можно петь, что хочешь, разрешили зарабатывать музыкой. Рок-клуб потерял свою актуальность. Настало время стадионов. И финальной точкой в экскурсии оказался спортивный комплекс «Юбилейный». Здесь состоялся последний концерт Майка: 14 марта 1991 года он появился на фестивале, посвященном десятилетию Ленинградского рок-клуба, и исполнил свой «Пригородный блюз» вместе с музыкантами «Аквариума». Здесь же 8 декабря группа «Звери» даст свой очередной концерт. Прозвучат, пообещал Рома Зверь, и песни группы «Зоопарк» — в память о Майке.

— Фильм меня не отпускает до сих пор, — говорит Рома. — Работа была тяжелой, и не было времени думать о том, какая это честь — играть Майка Науменко. Сил хватало только на то, чтобы сделать образ достоверным и правдоподобным.

Майк не принимал подачек, не шел за толпой, был всегда полностью честен перед собой и другими. У него было свое мнение и свои принципы, которыми он не поступался никогда. Он был старой закалки — и, может быть, именно поэтому не смог встроиться в новую систему шоу-бизнеса.

Последние несколько лет своей жизни Майк страдал от депрессии, почти не писал песен, не выступал. Здесь, в этом дворе, в августе 1991-го с ним что-то случилось. То ли ударили по голове, то ли он упал. Он смог дойти домой, помочь ему было уже нельзя.

Какое-то время назад здесь висела импровизированная мемориальная доска. Сейчас ее нет. Но обязательно должна быть, заявил Рома Зверь. И попросил журналистов, участвовавших в экскурсии, написать об этом. На прощание он смешал всем желающим ром и пепси-колу — как в одной из самых известных песен Майка.

#экскурсии #рок #музыка #город

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 163 (6262) от 05.09.2018 под заголовком «Последнее лето молодости».

Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы
01 Августа 2018

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы

Как случается с любой более-менее резонансной литературной наградой, от Нобелевской премии до «Большой книги», одни коллеги поздравляли московскую писательницу с победой, другие шумно негодовали.

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»
02 Июня 2018

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»

Директор Эрмитажа - об автономности культуры, уголовных делах, связанных с хищениями в музее и о прошедшем Юридическом форуме.

Сказать всё, никого не обидев
12 Июля 2017

Сказать всё, никого не обидев

Музей работает для всех, но ему важна понимающая аудитория. Есть люди, которые все понимают, ориентироваться надо на них. Сегодня это важно.

Уроки танца не кончаются
13 Июня 2017

Уроки танца не кончаются

Состоялся 275-й выпуск Академии русского балета им. А. Я. Вагановой. По давней традиции, в июне выпускники демонстрируют свои таланты на сцене Мариинского театра в рамках фестиваля «Звезды белых ночей...

Гений места движет фестиваль
25 Мая 2017

Гений места движет фестиваль

XXV, международный фестиваль «Дворцы Санкт-Петербурга» откроется 31 мая в Эрмитажном театре концертным исполнением оперы «Сельская честь» Масканьи.

Великая Победа глазами потомков
19 Мая 2017

Великая Победа глазами потомков

В нарядном недавно отреставрированном Доме журналиста на Невском вчера было непривычно, по-школьному, шумно...

Вся ночь впереди
19 Мая 2017

Вся ночь впереди

Завтра в 10-й раз в Петербург придет «Ночь музеев» - одно из главных культурных событий года.

Гранатовый браслет из Гатчины
02 Мая 2017

Гранатовый браслет из Гатчины

В Гатчине подвели итоги XXIII кинофестиваля «Литература и кино».

Кармен-сюита
25 Апреля 2017

Кармен-сюита

Удивительное дело: ни в одной другой экранизации не было так очевидно, что эти двое совершенно не созданы друг для друга...

Уважение рождается в борьбе
09 Марта 2017

Уважение рождается в борьбе

Благодаря музею Исаакий стал гражданской святыней, обрел значение, которое выдвинуло его в первый ряд памятников Петербурга. Музеи всегда оказываются на передовой линии борьбы за цивилизацию. Они подч...

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит
02 Февраля 2017

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит

Я написал письмо Патриарху Кириллу. Пресс-секретарь Святейшего сообщил, что Патриарх готов встречаться и обсуждать эти вопросы.

Как сэкономить на культуре
15 Декабря 2015

Как сэкономить на культуре

Посещение музеев, особенно всей семьей, обычно влетает в копеечку и для многих становится роскошью. Сегодня мы расскажем о том, как можно сэкономить, напомним о бесплатных днях и льготах.