Пошли машины в яростный поход

Начались съемки фильма о неизвестной танковой битве первых недель Великой Отечественной. Художественный фильм «28 панфиловцев» был первой лентой, снятой на народные деньги – их собирали всей страной через Интернет и всевозможными другими способами. Опыт оказался удачным. Следующий на очереди – фильм «Сталь», который расскажет о практически неизвестном сегодня крупнейшем танковом сражении, произошедшем в самом начале войны в Белоруссии под городом Сенно, что в 60 километрах от Витебска. Инициаторы проекта – группа петербуржцев: автор сценария – историк Артем КОКИН, продюсер и исполнитель главной роли – актер БДТ Дмитрий МУРАШЕВ, автор музыки – композитор Петр КОРЯГИН.

Пошли машины в яростный поход | Подлинный танк БТ-7, найденный на местах боев. Перед войной такие машины были гордостью Красной армии, но в схватках с вермахтом оказались очень уязвимыми. ФОТО из архива съемочной команды «Сталь»

Подлинный танк БТ-7, найденный на местах боев. Перед войной такие машины были гордостью Красной армии, но в схватках с вермахтом оказались очень уязвимыми. ФОТО из архива съемочной команды «Сталь»

– О чем этот фильм?

Артем КОКИН:

– Только в общих чертах. Десятилетний мальчишка, фанат компьютерных игр, едет на лето в далекую белорусскую деревню. Однажды он заблудился в лесу и набрел на танк. В нем он находит дневник погибшего командира экипажа. И перед ним раскрывается история битвы под Сенно. Фильм идет в двух временных измерениях.

В сюжете этого сражения нет ничего вымышленного или такого, вокруг чего могли бы возникнуть мифы. Оно происходило с 6 по 10 июля 1941 года, по количеству участвовавших в нем танков превышало масштаб битвы на знаменитом Прохоровском поле на Курской дуге в 1943-м. Однако только в 2011 году, в год 70-летия битвы, под Сенно поставили памятник, посвященный этим событиям.


– Почему же это сражение осталось неизвестным?

Артем КОКИН:

– Оно оказалось неудачным. Вообще контрудар Красной армии был вынужденным. Тогда немцы взяли Минск и стремительно шли на Витебск и Могилев. Требовалось время, чтобы подготовить новую линию обороны. Вот тогда и развернули два мехкорпуса 20-й армии Западного фронта, один из которых прямо с колес бросили в бой.

С нашей стороны в битве участвовало около 1400 танков. Это были в основном легкие Т-26 и БТ. Только перед самыми боями части усилили несколькими десятками танков КВ, КВ-2 и Т-34. Немцы, по разным оценкам, бросили против наших двух мехкорпусов от 400 до 500 машин.

Казалось бы, численное превосходство Красной армии было неоспоримо. Но наши механизированные корпуса напоминали богатыря с завязанными глазами. Мы только учились воевать. Разведка, снабжение, воздушное прикрытие были поставлены слабо, многие танки имели только одну-две заправки... В то же время у немцев был четко работающий механизм взаимодействия родов войск.

И хотя в итоге наши войска потерпели поражение, они нанесли серьезный урон вермахту – особенно тем лучшим частям, которые были на острие удара. Это признавали и немцы. И самое главное – наши войска сумели на неделю задержать их продвижение на восток, что дало возможность подготовить в тылу новые силы. Мы считаем задуманный нами фильм кинопамятником людям, которые не отступили, не сдались, приняли бой, достойно сражались...

Петр КОРЯГИН:

– Нам удалось найти непосредственного участника того боя – Вячеслава Петровича Силина, он был механиком-водителем на танке БТ, воевал под Сенно в составе 5-го механизированного корпуса. Мы побывали у него в Керчи, ему 98 лет. Вячеслав Петрович – кронштадтский беспризорник, призванный в армию в 1939 году... Прошел тяжелейшие сражения 1941-го, попал в партизаны, потом снова воевал танкистом до своего ранения в 1943 году. Вообще не так много участников танковых боев 1941 года дожили до Победы. А тем более до сегодняшнего времени...

Полк, в котором сражался Силин, в битве под Сенно понес большие потери, был рассеян по лесам, командир их взвода (одновременно – и командир их машины) бросил экипаж и сбежал. Силин остался вдвоем с заряжающим (тогда его называли «башнер»). Они наблюдали, как по Минскому шоссе круглосуточно двигались колонны вражеской пехоты, танков и артиллерии. Наши танкисты слили из брошенных танков горючее и две недели на своем танке, по лесам, по тылам врага, пробирались к своим...

Подобных историй тогда было много. Немало артиллеристов буквально на руках несли свои орудия по тылам противника, пробираясь к своим чуть ли не от самой западной границы. Вспомните знаменитый эпизод из «Живых и мертвых» Константина Симонова про артиллеристов, которые несколько сотен километров тащили на себе пушку от самого Бреста!..

Артем КОКИН:

– Что же касается сценария фильма «Сталь», то еще в школе мне довелось ознакомиться с книгой «Говорят погибшие герои». В ней были собраны письма погибших солдат родным. Одно из них, лейтенанта Ивана Колосова, меня зацепило особенно. Он был командиром танка БТ-7, в октябре 1941 года под Вязьмой попал в окружение. И точно так же, как Силин, пробирался из окружения к своим. В одном из боев машину подбили, экипаж погиб, в живых остался только тяжело раненный лейтенант Колосов. Он сумел увести танк в чащу, спрятал его там и, теряя силы, написал письмо жене... Танк так и остался там стоять на долгие годы. В 1971 году на него наткнулся лесник. Когда вскрыли люки, обнаружили останки танкиста, а в его полевой сумке – письмо...

Эта история и легла в основу сценария нашего фильма. Поработав на фильме «28 панфиловцев» в качестве военно-исторического консультанта, я получил бесценный опыт создания большого кино. Мы уже сняли киноэскиз (тизер), который можно увидеть в Интернете. Готовы сценарий и раскадровка. Запустили народный сбор на создание фильма.

За два месяца удалось собрать почти полтора миллиона рублей. Правда, чтобы снять такое кино, как мы задумали, требуется не менее 200 – 250 миллионов рублей. И это без рекламной кампании!.. Но надежда на то, что у нас все получится, есть. Интерес к нашему проекту проявил продюсер Игорь Угольников, создававший «Брестскую крепость». Сейчас мы занимаемся реквизитом, пошивкой костюмов. Есть предварительные договоренности с актерами.


– Как проходил первый этап съемок?

Артем КОКИН:

– Музей «Линия Сталина» под Минском предоставил нам единственный существующий сегодня на ходу полностью подлинный танк БТ-7 образца 1935 года. Его нашли лет десять назад в болотах под Лепелем – как раз в тех местах, где происходил Сеннинский контрудар. Отреставрировали, поставили на ход...

Теперь мы ищем еще танки для съемок масштабных батальных сцен. Будем собирать с бору по сосенке: благо советские танки все-таки есть в музеях и частных коллекциях. Ведем переговоры с Уралвагонзаводом о постройке специально для нашего фильма танка БТ-7, который сыграет главную «машинную роль» в предстоящей картине.

Что же касается немецких танков, то они есть на военном полигоне в Кубинке, который готов с нами сотрудничать, есть в частных коллекциях, существуют качественные новоделы, изготовленные по оригинальным чертежам...


– На кого рассчитан будущий фильм?

Дмитрий МУРАШЕВ:

– Мы решили попробовать возродить направление детско-юношеского кино, утраченное сегодня. Теперь дети играют в компьютерные игры, мальчишки очень любят танковые бои. Для них война – игрушка, в ней можно прожить бесконечное количество жизней, возвращаться в исходную точку и повторять все заново. Мы решили рассказать детям о том, как выглядит война на самом деле. Что это кровь, горящие танки, смерть кругом и – необыкновенная жажда жизни... У тех, кто сражался, не было возможностей «перезапуска», как в игре, и жизнь у них была только одна. И они ее зачастую, не раздумывая, отдавали...

Артем КОКИН:

– Вообще же мы считаем, что наш фильм нельзя смотреть в обнимку с попкорном. Это будет просто неуважением к памяти тех людей, о подвиге которых он рассказывает. Используя современные технологии, мы хотим создать кино с нашей русской душой.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 131 (5748) от 21.07.2016.


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 Августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 Августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 Августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 Июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 Июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 Июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 Июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 Июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 Июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 Июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 Июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 Июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?