Портрет русского общества

«Петербургское общество эпохи Романовых» представлено в анфиладе бывших жилых комнат императрицы Марии Федоровны. Три помещения _ Кавалерская, Будуар и Парадная опочивальня _ отреставрированы. Сюда стоит прийти уже для того, чтобы оценить мастерство реставраторов.

Портрет русского общества | ФОТО Александра ДРОЗДОВА. Посетители могут сосчитать: на картине Чернецова 223 персонажа.

ФОТО Александра ДРОЗДОВА. Посетители могут сосчитать: на картине Чернецова 223 персонажа.

Восстановлены искусственный мрамор стен, лепнина, воссозданы позолота, живописный золоченый фриз, инкрустированные двери красного дерева со стеклами глубокого синего цвета и живописью по ним. Глаз трудно оторвать от зеркал, обрамленных цветными стеклами с цветными гирляндами на позолоте. В этом самом большом помещении нет картин, что позволяет публике по достоинству оценить интерьер. Витрины с экспонатами располагаются в центре.

Экспозиция «Петербургское общество эпохи Романовых» объединила произведения живописи, графики, скульптуры и декоративно-прикладного искусства из собрания музея, на которых запечатлен образ нашего города первой половины ХIХ века. Времени, когда он стал блистательным Петербургом. Тогда же сформировалось понятие «петербургское общество». Описания города и горожан первой половины _ середины ХIХ столетия сохранились в путевых заметках иностранных авторов. В их числе мадам де Сталь, маркиз Астольф де Кюстин, писатель Теофиль Готье.

Свои впечатления о Петербурге оставили и художники. Портрет города с натуры, когда ему исполнился век, запечатлен на полотнах немецкого живописца и графика Иоганна Георга де Майра. Он писал серии городских видов, жанровые сценки, развод караула на Дворцовой площади, фигуры солдат на улицах и набережных...

Изображения балов, парадов, военных смотров, светских раутов запечатлены на акварелях Садовникова, Шарлеманя и других мастеров. Здесь же серия рисунков «костюмно-типажного» рода, портреты в миниатюре и акварели _ техниках, переживавших в ту пору расцвет. Дополняют и оживляют городской пейзаж витрины с мелкой пластикой. Можно долго рассматривать фигурки петербургских обитателей разных профессий и социальных групп, а также тарелки Гурьевского сервиза с изображением различных российских национальных типов.

Теперь о главном. В отдельном зале представлено центральное произведение экспозиции _ картина Григория Чернецова «Парад на Царицыном лугу». Художник изобразил молебен и парад в Петербурге по случаю победоносного завершения военных действий в царстве Польском в 1831 году.

Чернецов работал над картиной четыре года. Он показывал ее незавершенной на выставке в Академии художеств, потом дописывал персонажей. На полотне есть императрица Александра Федоровна, Николай I верхом на лошади, цесаревич Александр Николаевич со свитой, Пушкин, художники, актеры, архитекторы, поэты, писатели, чиновники, купцы... «Портрет» русского общества пушкинской поры. Для этой картины автор сделал особую раму с откидывающейся планкой в нижней части, где указал номера и список изображенных персонажей.

Для нашей газеты открытие экспозиции «Петербургское общество эпохи Романовых» прокомментировал заведующий отделом живописи ХVIII _ ХIХ веков Григорий Голдовский:
_ Музей деликатно обращается со вверенными ему зданиями-памятниками. Каждый раз возникает проблема, какую экспозицию разместить, чтобы не нарушить единство декора.

У наших дворцов есть приоритетные проекты. Мраморный дворец _ «Россия и зарубежье». Михайловский замок _ «Лица России». Первым разделом экспозиции стала галерея династии Романовых. Теперь петербургское общество пушкинской эпохи. Я надеюсь, будет еще и русская провинция... Этому проекту нет конца. По мере восстановления залов замка они будут заполняться.

Основа экспозиции постоянная. Но она может улучшаться и дополняться по мере поступления новых произведений, нового оборудования.

Почти все, что здесь представлено, было на выставках. Впервые широко показана миниатюра. У нас замечательная коллекция миниатюры, свыше тысячи единиц хранения. Мы ее показывали один раз, и то частично. Сейчас в залах Михайловского замка полторы сотни миниатюр. Есть возможность показать графику. В витринах она будет меняться постепенно.

Наконец, у нас появилась возможность найти постоянное место для потрясающего художественного документа эпохи _ картины Чернецова «Парад на Царицыном лугу». Она куда-то ездила, была в Музее Пушкина. Понятно, что это вещь пушкинского времени. Но на картине кроме Пушкина еще больше двухсот персонажей, жителей Петербурга. Впервые картина устроена, что называется, навсегда. Она отреставрирована, сопровождается мультимедийной программой. Можно найти любого из персонажей, прослушать историю написания полотна.

В новом пространстве с новыми акцентами вещи смотрятся по-новому. К ним надо возвращаться, смотреть не один раз.

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 200 (5326) от 23.10.2014.


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 Июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?

Лариса Малеванная: «Купчинскую квартиру выстроили  в Румынии – это дешевле»
22 Января 2019

Лариса Малеванная: «Купчинскую квартиру выстроили в Румынии – это дешевле»

Народная артистка России празднует сегодня юбилей – 80 лет. Наш автор пообщался с актрисой.

Делатель судеб. К 100-летию Игоря Владимирова
10 Января 2019

Делатель судеб. К 100-летию Игоря Владимирова

Его учеников-актеров было так много, что из них в Ленинграде с нуля был создан новый театр – Молодежный, который жив и сегодня.

Михаил Пиотровский. Что мы приносим в Петербург
19 Декабря 2018

Михаил Пиотровский. Что мы приносим в Петербург

Глава Эрмитажа – о прошедшем Дне музея и о том, что можно делать на Дворцовой площади.

«Иллюстратор» на фоне истории
13 Декабря 2018

«Иллюстратор» на фоне истории

Книга известного петербургского кинематографиста Дмитрия Долинина построена на воспоминаниях художника-иллюстратора Петра Воскресенского. Разберем ее составляющие.

Хирург запустил «Русский реактор» в Петербурге
08 Октября 2018

Хирург запустил «Русский реактор» в Петербурге

Фильм, снятый лидером Всероссийского мотоклуба «Ночные волки», представили в День рождения президента России.

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы
01 Августа 2018

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы

Как случается с любой более-менее резонансной литературной наградой, от Нобелевской премии до «Большой книги», одни коллеги поздравляли московскую писательницу с победой, другие шумно негодовали.

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»
02 Июня 2018

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»

Директор Эрмитажа - об автономности культуры, уголовных делах, связанных с хищениями в музее и о прошедшем Юридическом форуме.

Александр Петров, родившийся заново
01 Февраля 2018

Александр Петров, родившийся заново

Саша Петров поставил исповедальное поэтически-музыкальное шоу «#Зановородиться» по собственным стихам и издал книгу, которая вышла в январе.

Топ-100 от РОСФОТО
17 Июля 2017

Топ-100 от РОСФОТО

Свое 15-летие музейно-выставочный центр РОСФОТО отмечает выставкой ста лучших фотографий из собственной коллекции.

Сказать всё, никого не обидев
12 Июля 2017

Сказать всё, никого не обидев

Музей работает для всех, но ему важна понимающая аудитория. Есть люди, которые все понимают, ориентироваться надо на них. Сегодня это важно.

Юность покоряет олимп в Петербурге
20 Июня 2017

Юность покоряет олимп в Петербурге

На XXII международном фестивале «Музыкальный олимп» выступили лауреаты самых престижных конкурсов последних лет из семнадцати стран, среди которых значились не только США и Германия, но также Египет, ...