Главная городская газета

Портрет бедной Швейцарии

Каждый день
свежий pdf-номер газеты
в Вашей почте

Бесплатно
Свежие материалы Культура

«Петербург-2103» как мост в будущее

На выставке, открывшейся в ЦВЗ «Манеж», представленные проекты отвечали на один вопрос: куда движутся архитектура и градостроительная практика Петербурга?

Читать полностью

Дары географов: внутри коллекции РГО в Петербурге

Древние рукописи и русский лубок, одна из первых карт Петербурга, монгольские скульптуры и японские дагерротипы - все это можно увидеть в музее петербургского отделения Русского географического общества. Читать полностью

Застывший образ танца «обыкновенной богини» Улановой

В Петербурге открылась выставка, посвященная памяти Галины Улановой. На вернисаже представлены портреты не только выдающейся примы русского балета, но и других прославленных балерин. Читать полностью

Памяти Дмитрия Хворостовского посвящается

Петербург отдаст дань уважения таланту знаменитого российского баритона. Читать полностью

В Президентской библиотеке прозвучит нежная музыка сильного императора

В Колонном зале библиотеки 27 июня петербуржцы  познакомятся с культурной стороной эпохи российского императора Николая I. Читать полностью

Босиком по льду: «Ромео и Джульетта» - в Петербурге

Драматический спектакль Ильи Авербуха до конца июня приехал в Северную столицу. Детали масштабного ледового шоу - в нашем материале. Читать полностью
Портрет бедной Швейцарии | Муотаталь, 1947 г.

Муотаталь, 1947 г.

Музейно-выставочный центр РОСФОТО открыл выставку классика швейцарского фоторепортажа Тео Фрая (1908 – 1997). Как образно заметил на вернисаже генеральный консул Швейцарии в Петербурге Мишель Фаейтта, фотограф снимал страну, когда она еще была бедной.

Фрая прославила серия портретов жителей двенадцати общин, созданная в 1938 – 1939 годах по заказу Швейцарской национальной выставки. Это был пик его сравнительно недолгой карьеры репортера. Выделим несколько фотографий. «Рабочий угольной шахты» – портрет человека, сидящего после смены за стаканчиком и химической колбой с вином. В «Раздаче сыра» Фрай мастерски сочетает сюжет помощи людям и композицию с белыми попонами, которыми заботливо укрыты лошади, доставившие сыр в горы. «Семья» – групповой портрет детей-погодков, на мальчике лет трех дырявые штаны не по размеру на самодельных подтяжках.

Небольшая серия посвящена выращиванию картофеля на скудной горной почве – мальчишка с мотыгой хорошо знает цену «второму хлебу».

В молодости Фрай пробовал профессии радиотехника и торгового агента, в начале 1930-х годов стал фоторепортером. В 25 лет он зарабатывал снимками для самых разных изданий. В конце 1930-х фотографировал жизнь благополучного Цюриха, предпочитая снимать людей из социальных низов – чистильщиков обуви, носильщиков, уличных торговцев, ярмарочных актеров, разносчиков газет, безработных.

Из этой серии запоминается «Чистильщик трамвайных путей», который тянет за собой длинный шланг с воздушной помпой.

Много лет спустя Фрай вспоминал: «На протяжении всей моей жизни я испытывал большие трудности с быстрым упорядочиванием впечатлений; мне всегда было сложно свести ту или иную ситуацию к ее ключевым моментам и емко и четко изложить факты. Я всегда хотел быть хорошим фотографом, но и по сей день не достиг полной гармонии с собой. Что есть главное в моем творчестве? Я обнаружил, что зачастую самые простые, обыденные вещи могут внезапно стать очень значительными и ценными. Хотя я и был в первую очередь фотографом-документалистом, но таким документалистом, который везде, где только возможно, делает главным эстетику».

Именно поэтому Фрай не спешил щелкнуть затвором в нужный момент, а неспешно и вдумчиво изучал своих персонажей. Для того же «сельского проекта» он мог проработать в крохотной деревушке в кантоне Вале две недели, чтобы добиться необходимых кадров о жизни уединенной сельской общины, жившей по принципам коллективного хозяйства.

В начале 1939 года Фрай был призван на военную службу и пробыл на ней всю Вторую мировую войну. За эти годы он сделал почти 4 тысячи снимков. Швейцария держала нейтралитет, но ее народ должен был знать, что у страны есть армия. От этого времени остались фотографии детей, приехавших на каникулы из зон военных действий. В их глазах застыл страх.

После 1945 года фотограф отходит от активной репортерской деятельности, предпочитая работу с благотворительными организациями, включая Красный Крест. В итоге архив Фрая насчитывает более 100 тысяч негативов. Еще при жизни автора он был приобретен правительством Швейцарии.

Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в наших группах ВКонтакте и Facebook