Портал из прошлого в Царском Селе

Все силы музея брошены на восстановление парковых павильонов, не раз говорила директор ГМЗ Ольга Таратынова, в Екатерининском дворце реставрационные работы не ведутся. Но, как оказалось, Лионский зал дворца - особая история.

Портал из прошлого в Царском Селе | ФОТО Александра ДРОЗДОВА

ФОТО Александра ДРОЗДОВА

Он и сегодня выглядит нарядно благодаря мебельному гарнитуру - двадцати пяти предметам из лазурита, декорированным золоченой бронзой. На рамах зеркал и на огромной, весом около тонны, роскошной люстре - монограмма владелицы интерьера императрицы Марии Александровны. Недавно эта мебель представляла династию Романовых на выставке в Монако и произвела фурор.

В Лионский зал ведут три двери, но лишь один вход украшен порталом из лазурита. Портал - первый этап воссоздания знаменитого интерьера.

Лионский зал - творение Чарльза Камерона, он входил в число личных апартаментов Екатерины II. Название он получил благодаря обивке стен шелком, изготовленным в Лионе. На золотистом сияющем фоне были вытканы фазаны, павлины, лебеди в переплетении гирлянд и ветвей. В лазуритовый декор помещения входили карниз, фриз, панели в нижней части стен, наличники окон, обрамления дверей. На все ушло больше 92 пудов байкальского лазурита. Впоследствии техника облицовки больших поверхностей крупных изделий тонко напиленными пластинами цветного камня получила название «Русская мозаика».

Отделка пережила ремонт и реконструкцию в середине ХIХ века, когда хозяйкой Лионского зала стала Мария Александровна, супруга будущего императора Александра II. Для нее архитектор Ипполит Монигетти изменил оформление помещения: демонтировал барельефы и живописные вставки на стенах, заменил печи каминами, дополнил интерьер уже упомянутым мебельным гарнитуром и светильниками из лазурита и бронзы.

Во время войны отделка Лионского зала была полностью утрачена. Но мебельный гарнитур сохранился - его успели эвакуировать в Иркутск. Причиной послужила не художественная ценность, а содержание бронзы, был приказ в первую очередь вывозить вещи из металла. Уникальный украшенный перламутром паркет «из разноцветных заморских 12 сортов дерев» был похищен оккупантами. Его обнаружили в Берлине, в 1947 году вернули в Царское Село, он хранится в фондах музея. В Лионском зале можно видеть фрагмент этого паркета.

Проект реставрации одного из самых совершенных интерьеров Екатерининского дворца был подготовлен еще в 1983 году под руководством главного архитектора музея Александра Кедринского (1917 - 2003) и откорректирован десять лет назад.

Понятно, что на полное воссоздание декора Лионского зала потребуется много времени и средств. Процесс дорогостоящий и трудоемкий. Только лазурита необходимо не менее 3,5 тонны. Бюджетные деньги идут на реставрационные работы. Воссоздание возможно лишь за счет финансовой помощи спонсоров. Портал в Лионском зале появился благодаря финансовому участию благотворительного фонда «Транссоюз». Изготовили его специалисты знаменитой Царскосельской янтарной мастерской.

Кстати, о лазурите. Это непрозрачный минерал ярко-синего, голубовато-серого или зеленовато-серого цвета. Название этого камня появилось в раннем Средневековье. Слово «лазурь» происходит от персидского «лaжвард» - «синий камень, лазурит». В Италии его называли Lapis Lazzuli, во Франции - Pierre d,Azur.

Лазурит добывают в Афганистане (Бадахшан), России (Южное Прибайкалье), Аргентине, Чили, США, Мьянме, Таджикистане (Памир). Копи в Бадахшане - древнейшие; этот камень сложными путями попадал из Афганистана в Китай, Египет, Византию и Рим. Афганский лазурит из месторождения Сары-Санг был обнаружен в гробницах фараонов и при раскопках Трои.

- Мы использовали афганский лазурит, - рассказывает руководитель мастерской Борис Игдалов. - В байкальском камне много светлых включений. Их надо обходить, мы не можем позволить себе много отходов. В Афганистане большие запасы лазурита, для портала потребовалось 150 килограммов. Работа красивая, интересная. Мы сделали ее за полгода, можно сказать, на одном дыхании. Самым сложным было воссоздание декоративных деталей: лепка форм, перевод их в металл, позолота, чеканка... Работать с металлом сложнее, чем с лазуритом.

На стене Лионского зала акварель, на которой его интерьер запечатлен таким, как при Марии Александровне. Тот же облик ему вернут, но постепенно. Фонд «Транссоюз» выразил готовность продолжить финансирование. Сначала могут появиться порталы, затем фризы по нижнему и верхнему краям стен, лионский шелк на стенах...

Все это будет не скоро. Но уже сегодня сотрудники музея ломают голову над проблемой, которая неизбежно возникнет, когда убранство зала полностью восстановят. Как показывать посетителям единственный во дворце парадный зал эпохи историзма, не позволяя ступать на уникальный паркет, отделанный перламутром? Даже у императрицы он был защищен ковровым покрытием.


Смотрите больше фото в наших группах ВКонтакте и Facebook

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 036 (5898) от 01.03.2017.


Комментарии