Попытка выйти из тени

Выставка «Алексей и Андреас Явленские. Приключение цвета» в Инженерном замке Русского музея получилась содержательным и умным рассказом о ХХ веке. Его человеческих историях, истории искусства и Истории с большой буквы. Хотя на ней показано всего около сотни произведений, включая небольшие рисунки, в основном из Архива Алексея Явленского (Швейцария), а также из российских музеев и частных собраний.

Попытка выйти из тени | ФОТО Игоря ЛЮБИМОВА

ФОТО Игоря ЛЮБИМОВА

На вернисаже Евгения Петрова, заместитель директора ГРМ по научной работе, говорила о том, что выставка напоминает зрителю о русских корнях творчества Алексея Явленского, известного фигуративного экспрессиониста, соратника Василия Кандинского по объединению «Синий всадник». Также это первый показ в России произведений его сына Андреаса. Они дополнены картинами и рисунками художников из окружения Явленского-старшего - Ильи Репина, Валентина Серова, Игоря Грабаря, Дмитрия Кардовского.

До настоящей выставки в собрании музея была всего одна, ранняя картина Алексея Явленского «Гравер Василий Матэ за работой». Теперь она пополнилась подарком - поздней картиной «Большая медитация после бури».

Алексей Явленский (1864 - 1941), будучи 25-летним офицером-гренадером, оставляет службу и поступает в Академию художеств, где знакомится с Репиным и работает под влиянием великого реалиста. Но вскоре знакомится с Марианной Веревкиной, образованной и обеспеченной дамой, которая убеждает художника продолжить обучение в Мюнхене в студии Антона Ашбэ. Там возникает любовный треугольник, третьей стороной которого становится Елена Незнакомова, молодая экономка Веревкиной. В 1902 году у Явленского и Незнакомовой рождается сын Андреас, который в первые годы «числился» племянником художника. Только через 20 лет Явленский, который зависел от финансовой поддержки Веревкиной, расстанется с ней и женится на Незнакомовой.

К этому времени Андреас Незнакомофф-Явленский, или Андрэ, как часто он значился в каталогах выставок, уже профессионал, его дар отметили известные художники Франц Марк и Фердинанд Ходлер. Еще в 12 лет, не без помощи отца, Андреас стал участником Балтийской выставки в Мальме, которую за 5 месяцев посетили 900 тысяч человек. В 1920 году его картины экспонируются в русском павильоне на 12-й Венецианской биеннале. Отец и сын постоянно выставляются в Европе и США, но больших коммерческих успехов не имеют.

С 1929 года Явленский-старший мучительно борется с прогрессирующим артрозом, который приводит к параличу суставов, в последние годы он вынужден работать кистью, привязанной к руке. Драматичным для художника становится 1937 год: он посещает организованную нацистами в Мюнхене выставку «Дегенеративное искусство», где видит свои произведения.

В том же году Андреас меняет нансеновский паспорт на немецкий, и в 1941-м его, свободно говорящего по-русски, мобилизуют на Восточный фронт в качестве переводчика. Там он знакомится с Марией Библиковой, которая в 1944 году отправляется в Висбаден к свекрови рожать дочь Лючию. А сам Незнакомофф-Явленский попадает в советский плен и проводит 10 лет в Сибири. Позже художник с теплотой отзывался о людях, которые его окружали, и о красоте суровой природы. Замечание, что он не стал рисовать пейзажи, чтобы не ослабить волю к возвращению домой, сочтем красивой легендой.

...Вся выставка в Инженерном замке построена как художественные дневники отца и сына. Сначала это русское окружение Явленского - «Портрет писательницы Марии Крестовской» Репина, «Зима» Грабаря, «Юная женщина» Ольги Делла-Вос-Кардовской, изображающая Катю Кардовскую - подружку Андреаса в детские годы. Рядом картина «Катя и Андреас» и рисунок «Анюта» самого Явленского. На Западе художник работал в основном сериями. Из «Мистических голов» самые выразительные «Елена» и «Карма». Из почти абстрактных «Медитаций», где только угадывается даже не лицо а «лик», - «После бури».

Наследуя яркую палитру отца, Андреас Незнакомофф-Явленский в ранних картинах - «Портрет господина Баура», «Сестры Коппель» и «Мама» ближе к неоклассикам. В поздних пейзажах - «Мечтательный день - Цугское озеро», «Локарно ночью» и «Шторм в Бискайском заливе» - к примитивистам. Статья Ангелики Явленской-Бианкони - младшей дочери Андреаса в каталоге выставки содержит много интересной новой информации о нем и его окружении и называется «Художник в свете и тени своего отца». Андреас так и не смог выйти из этой мощной тени.

#Русский музей #Явленские #выставка

Комментарии