Помню только хорошее

«Помню только хорошее!» - так называется юбилейный концерт народной артистки СССР Эдиты Пьехи, который пройдет сегодня в БКЗ «Октябрьский». Возраст Эдиту Станиславовну совсем не смущает, наоборот, она с улыбкой говорит, что у нее в этом году двойной юбилей - ей исполняется 80 лет, из них 60 - на сцене. И признается, что хотела бы прожить, как ее бабушка, почти век. Певица любит отмечать дни рождения на сцене (она первая в стране так сделала) и остается верна этой традиции.

 Помню только хорошее | ФОТО Андрея СИДОРОВА/Интерпресс

ФОТО Андрея СИДОРОВА/Интерпресс

- Эдита Станиславовна, вы запрещаете себе думать о плохом?

- Конечно! Зачем засорять душу и сердце плохими эмоциями? Надо вытеснять плохое из памяти, чтобы смело и оптимистично смотреть в завтра.

- Есть какие-то специальные приемы? Или вы вытесняете негатив любимыми книгами, фильмами...

- Просто даю себе соответствующую установку - есть такое понятие в психологии, и тогда легче дышать, воспринимать неприятности.

- Ах да, вы же изучали психологию в Университете!

- Конечно! А фильмы я смотрю, если есть время и настроение. Да и книжек за свою жизнь начиталась. Больше всего впечатлил «Капитал» Маркса: мне приходилось его переводить со словарем, чтобы сдать экзамен на первом курсе, что я воспринимала как наказание. Но, с другой стороны, это оказалось проверкой на прочность (улыбается).

- А что вы как психолог посоветуете читателям?

- Не только вашим читателям, советую всем: не накапливать зло, как денежки с процентами в банке, - отрицательные эмоции разрушают. А еще чаще бывайте на природе. Вот я живу в деревне Северная Самарка - у меня тут три собаки, хорошие умные дворняги (одного подобрала, когда его сбила машина, и теперь он мой паж), смотрю на природу - роскошные сосны, березки, сирень, которую я посадила в память о моем папе, - и мне хорошо, исчезает любой негатив. Когда-то мне предложили здесь одну халупу, я ее купила, потом снесла и построила домик. У меня тут целый парк, который я называю «Эдита», я его благоустроила на земле, где в блокаду были окопы, куда после войны ссыпали всякую дрянь - я пять «КамАЗов» мусора вывезла оттуда!

- Как вы считаете, 80 лет - это много или мало для творческого человека?

- Для меня - немного. И моя публика это понимает. Я ее тоже чувствую на каком-то эмоциональном уровне и посылаю в зал светлую, чистую энергетику, которая обволакивает людей. И они, уходя с концерта, чувствуют себя и моложе, и сильнее. У меня с энергетикой все в порядке - спасибо Боженьке.

- Часто вижу у вас на концертах молодежь - что, как вы думаете, их привлекает?

- Подозреваю, что молодежь ходит на мои концерты «по наследству»: видимо, их мамы с папами любили Пьеху, и молодые люди захотели послушать мои песни. Думаю, они уходят неразочарованными... Потому что я свою публику уважаю.

- Эдита Станиславовна, какие сюрпризы ждут зрителей на концерте в БКЗ? Приедет ли Стас с новой песней, посвященной бабушке, будет ли кто из правнуков?

- Да, у меня есть и правнуки - Василиса и Петя, сын Стаса, который, кстати, тоже Пьеха - полный тезка моего папы... Когда я хоронила папу, а следом брата, то дала себе обещание - оставаться всю жизнь Пьехой, чтобы наша фамилия не умерла. И я осталась Пьехой, несмотря на три замужества. А что касается сюрпризов на концерте, то я не могу разглашать секреты моей дочки Илоны, которая занимается юбилейной программой. Но обещаю - вы не соскучитесь.

- 60 лет на эстраде - солидный срок. Кажется, только Шульженко больше пела.

- Нет, Шульженко не дольше меня пела на сцене... Я была однажды у нее дома, принесла ее любимые розовые гвоздики, а она вызвала своего аккомпаниатора Давида Ашкенази, которого называла Додиком, и спела, по моей просьбе, несколько своих известных песен. Я сказала ей, что у нее такие поющие руки - закроешь глаза, увидишь их, и все становится понятным. И спросила, кто режиссер ее концертов. Она посмотрела на меня и сказала: «Деточка, если сердце поет, и руки запоют, тут никакие режиссеры не нужны...».

- Месяц назад вы открывали в Шереметевском дворце выставку своих нарядов, которая называется «Я родилась дважды», и там помимо моделей, созданных нашими модельерами, можно увидеть маленькое платье от Кардена - это подарок кутюрье?

- Да, это подарок, но не от Кардена, а от Бруно Кокатрикса, директора парижского театра «Олимпия», в которой я имела счастье выступать дважды. Он со своими помощниками купил его в 1965 году на распродаже коллекции Кардена - я тогда была молоденькая, и мне все шло, не то что сейчас, когда мне 80... Но с самим кутюрье я не была знакома.

Помню, как перед выступлением в Париже меня попросили показать концертные платья. Я начала их доставать - яркие, шикарные, но мне все говорили: нет, нет, нет... А потом попросили самое скромное показать. Я достала белое платьишко с воротничком, расшитым жемчугом, и стала спрашивать, почему другие платья не подходят? И мне объяснили, что французская публика не любит, когда артист пытается ее привлечь одеждой - он должен своим искусством покорять.

- Знаю, что ваши замечательные наряды хотел приобрести для своей коллекции известный историк моды Александр Васильев.

- Нет-нет, я никому не собираюсь дарить свои платья - это моя кожа, моя биография! Они вместе со мной трудились, выступали, потели, уставали - я их никому не отдам! Скажу по секрету, я даже на выставку их с трудом отдала, хотя место для них выбрано чудесное.

- Чувствуется, вы любите Петербург.

- Петербург - это моя жизнь и судьба. Я вросла корнями в него, как мои сосенки в землю Северной Самарки! Когда я жила на 5-й Советской улице, каждое утро уходила гулять в Таврический сад - делала несколько кругов, потом приходила домой, обливалась холодной водой и чувствовала прилив энергии... Петербург рос на моих глазах. Я одно время жила в новостройках в Купчине - теперь там вырос целый новый город. Но я обожаю центр, по которому всегда любила ходить пешком. Помню, как мама прислала мне из Польши красивое цикламеновое платьишко, которое сшила ее подруга портниха. И куда в нем идти?

- Конечно, на Невский!

- Да, чтобы узнать, смотрят на меня или нет! А лет пять назад, когда я гуляла по Невскому, ко мне подошел мужчина и, пристально посмотрев на меня, утвердительно сказал: «Пьеха». Я спросила: «А как вы меня узнали?». «Такую прическу, как у вас, никто уже не носит, - ответил он. - Значит, это вы и есть». С тех пор по Невскому я больше не гуляю - не хочу, чтобы меня критиковали (улыбается)...

- Что, на ваш взгляд, отличает современную эстраду от советской?

- Советская эстрада была более традиционная, больше приближенная к России, а современная эстрада - интернациональная: артисты поют то, что хотят и в чем хотят - от трусиков до каких-то небывалых моделей... А ведь артист должен всем своим обликом олицетворять свое искусство. Скажите, какая, например, самая известная песня у Нюши?

- Затрудняюсь напеть.

- И я затрудняюсь! И таких нюш - пусть она меня простит! - у нас много. Я как-то случайно включила телевизор, услышала ее песни и ничего не запомнила.

- Но песни Стаса вы, наверное, знаете наизусть.

- Мой внук с четырех лет со мною гастролировал, пока в школу не пошел! А потом и в школе на каникулах он ездил со мной по стране. Подсчитайте: одиннадцать месяцев - гастроли, и только месяц отпуска, а Стас был маленьким, оставлять его одного не хотелось. Дочка тогда училась в Театральном, и мне приходилось его брать с собой. Однажды во время одного из концертов Стас забрался на шпиль - подняли тревогу, собрали пожарных, ведь ребенок мог упасть. Он такой был рисковый мальчишка, но, когда повзрослел и поумнел, понял, что такое сцена, публика, как ее надо уважать. У Стаса была хорошая школа...

- Кого вы можете выделить из сонма популярных исполнителей?

- Чтобы кого-то выделить, я должна побывать на его концерте. А я себе этого не могу позволить, помня об одном неприятном событии. Как-то я пошла в католический костел в Ковенском переулке, заняла место на скамеечке и вдруг ко мне подходят две женщины и просят автограф. Я им говорю: «Вы понимаете, где мы находимся?» - и слышу в ответ: «Ну и что?»... Думаю, если я пойду на чей-то концерт, будет абсолютно то же самое. И я стараюсь на концерты не ходить. Выступление Стаса в «Октябрьском» - исключение, ведь я слушаю его из директорской ложи, куда никому из любителей автографов не добраться.

- Как вы любите отдыхать?

- Я люблю отдыхать, когда есть время отдыхать. Слушаю или смотрю какой-то детектив - это дает возможность отвлечься. Ведь если смотреть выступление своих коллег разных возрастов, то это для меня работа: придется анализировать, и тогда прощай отдых. Поэтому я себе не позволяю такую «роскошь» - пусть это делают музыкальные критики, которых, к сожалению, сейчас днем с огнем не найдешь. А в мое время критика была ого-го какая!

- Могли уничтожить исполнителя?..

- Со мной однажды такое случилось. В 1959 году худсовет дисквалифицировал наш ансамбль «Дружба» как пропагандиста буржуазной идеологии - представляете? Коллектив вызвали в Москву (я три дня ночевала на вокзале!), худсовет министерства нас прослушал и дал свою оценку - что это не буржуазная идеология, а советская, только на шаг вперед от традиционной. И нас восстановили. Помню был такой публицист Гершуни, который был моим лютым критиком, как-то сказал, что «эту певичку нужно выстирать по самое декольте». Такой «комплимент» я заполнила на всю жизнь. Прошло лет пять, и на выступлении в Москве на сцену поднялся человек со словами: «Я старый дурак. Когда-то мне в обкоме партии сказали, что вы - кабацкая певица и что вас надо критиковать, я поверил. А сегодня я понял, что был дураком. И я благодарен вам, что вы меня не разочаровали. Пойте на здоровье, и как можно больше». Это был Гершуни...

- Эдита Станиславовна, пожалуйста, поделитесь своими ощущениями и продолжите фразу: «Моя жизнь - это...»

- Вы меня застали врасплох. Моя жизнь - каждый раз все сначала. И каждый раз - как первый. И каждый выход на сцену - в первый раз. И каждый раз я думаю - не дай бог, что это был последний раз. Каждый раз не хочу свою публику разочаровать. Хочу, чтобы люди не жалели, что побывали на концерте Пьехи. Я не хочу, чтобы время меня победило.

Беседовала Людмила КЛУШИНА

#Пьеха #концерт #празднование

Комментарии