Полюбите контрабас маленьким

В Бетховенском фойе Филармонии очередной общедоступный концерт был посвящен контрабасу, а гостями стали совсем маленькие дети и их родители. Придумал эту историю Артем Чирков, концертмейстер группы контрабасов Заслуженного коллектива России академического симфонического оркестра Филармонии, лауреат международных конкурсов.

Полюбите контрабас маленьким | Источник: http;/www.philarmonia.spb.ru

Источник: http;/www.philarmonia.spb.ru

Артем пригласил на концерт четырех мэтров контрабаса – Георгия Махошвили, доцента школы Грюнвальд из Мюнхена, автора уникальной методики преподавания контрабаса для начинающих, Эрика Хансена, профессора Университета Солт-Лейк-Сити (США), Шю Луо, профессора Шанхайской консерватории, и Ростислава Яковлева, доцента петербургской Консерватории, артиста ЗКР.

В фойе была развернута и выставка контрабасов самых разных размеров, на которых детям удобно обучаться. Ведь это инструмент внушительный, до двух метров в высоту. И малышу учиться играть на нем невозможно, пока не подрастет лет до 11 – 12. За рубежом выход давно придумали – маленькие контрабасисты в Европе, Америке и Китае начинают заниматься на маленьких контрабасах, как и скрипачи, постепенно переходя от четвертушки к половинке и, наконец, ко взрослому инструменту. Вот и Артем Чирков решил показать, как выглядят такие контрабасы, и дать желающим попробовать поиграть. Он рассказал, как давал мастер-класс в Гонконге четырехлетней девочке: «Она сама была мне по коленку, а контрабасик был раскрашен, как клубничка. Давайте раскрашивать инструменты! И пусть будут маленькие контрабасы – дети начнут раньше учиться на них играть». Артем очень легко нашел общий язык и с маленькими слушателями в Бетховенском фойе, приглашая их рассмотреть большие и маленькие контрабасы поближе.

Чирков лично разослал приглашения во все музыкальные школы города – их около полусотни, но играть на контрабасах обучают только в семи. Слушателей собрался полный зал, а вот из музыкальных школ по приглашениям пришли четверо педагогов-энтузиастов со своими учениками.

Восьмилетний Миша Шемякин из музыкального лицея при комитете по культуре, наверное, самый юный контрабасист России. Но Миша уже выступал в Малом зале Филармонии на только что прошедшем в Петербурге II международном фестивале «Мир контрабаса».

Артем Чирков рассказал, что еще 10 лет назад конкурс в заслуженный коллектив был 35 человек на одно место контрабасиста. А вот сейчас – всего четыре человека на место! И это в оркестр, входящий в десятку лучших коллективов мира. Почему так не повезло именно контрабасу? Чирков рассказал, что конкурс снизился на все инструменты, но контрабас – просто очень показательный. «Потому что многие контрабасисты «по остаточному принципу» ими становятся. Что-то пошло не так в обучении на скрипке или виолончели – переходят на контрабас, и это не только для нас характерно, – рассказывает Артем. – Вообще в Европе после Второй мировой войны контрабасистов не хватало, потому что они были, как правило, сильными мужчинами и погибли на фронте. Вообще на контрабас всегда ставили тех, кто, как говорится, и лопату в руках держать умеет, хотя вот у профессора Хансена учительницей была хрупкая леди». В Европе уже давно стали делать маленькие контрабасы и учить детей, а не только подростков. Мы же отстаем в этом смысле лет на 50. Хотя никто не мешает музыкальным школам закупать маленькие инструменты.

В завершение концерта в Бетховенском фойе выступили четыре мэтра. С большими и маленькими контрабасами и зажигательными рассказами о замечательном инструменте Чирков и четыре знаменитых контрабасиста едут в Москву, а потом в Саратов.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 067 (5440) от 16.04.2015.


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 Августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 Августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 Августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 Июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 Июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 Июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 Июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 Июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 Июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 Июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 Июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 Июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?