Полотно вернули Рубенсу

В Эрмитаже завершилась реставрация полотна «Воскресение Христа». В процессе исследований установлено авторство великого фламандского живописца Питера Пауля Рубенса.

Полотно вернули Рубенсу | ФОТО Александра ДРОЗДОВА

ФОТО Александра ДРОЗДОВА

«Воскресение Христа» никто не видел восемьдесят лет. Огромное, без малого 5 х 3 метра, полотно хранилось в фондах музея, как положено большеформатному произведению, на валу.

Неизвестно, каким образом картина оказалась в Эрмитаже. В первом каталоге эрмитажного собрания 1774 года она числится под номером 1877 как работа Рубенса. Нет сведений, в каких залах она находилась. Спустя двадцать лет Екатерина II вместе с другими картинами передала «Воскресение Христа» в Александро-Невскую лавру.

В музей картина возвратилась в 1930 году, через два десятилетия ее развернули, чтобы проверить сохранность. Под слоями записей, поновлений, старого лака трудно было с точностью определить руку фламандского мастера. Надо учесть, что Рубенс был художником плодовитым. Число работ, им подписанных, исчислялось тысячами. Это свидетельствует о том, насколько значительную помощь мастеру оказывали ученики. Для картин большого размера он вполне мог выполнить первоначальный эскиз, нанести краски на участки, требовавшие особой проработки, остальное доверить подмастерьям.

Из-за небезупречного внешнего вида «статус» «Воскресения Христа» изменился. Последние восемьдесят лет картину причисляли к школе Рубенса.

Три года назад она поступила в лабораторию научной реставрации станковой масляной живописи РХЦ Эрмитажа в Старой Деревне.

Через эти светлые с высокими потолками помещения проходит нескончаемый поток шедевров. В плановом порядке сюда попадают произведения из фондов и постоянной экспозиции, вне плана и очереди – те, что готовятся к выставкам. У каждого из шестнадцати реставраторов в работе несколько произведений.

Сегодня идет реставрация картин Веронезе, Босха, Яна ван дер Меера.

«Воскресение Христа» сразу бросается в глаза. Полотно поражает размерами, яркостью красок, напряженным сюжетом. Рядом огромный вал, на котором оно хранилось, и стенды со снимками, фиксирующими процесс работы и исследований.

На отреставрированном полотне, как принято, оставлен маленький, заметный лишь глазу специалиста, нерасчищенный участок живописи. Он темного серо-коричневого цвета. Такой была картина три года назад, когда ее раскатали с вала.

– Мы взяли «Воскресение Христа» на плановую реставрацию еще и потому, что это интересно, – вспоминает руководитель лаборатории Виктор Коробов. – Так бывает, когда есть вопрос, кто автор – художник или его школа.

Восемь реставраторов работали с картиной. Ее первоначальное состояние они называют проблематичным не только потому, что картина огромная. На снимках видно, что всю ее поверхность покрывали «волны» – деформация основы, следствие долговременного хранения на валу. Их было необходимо устранить и укрепить живопись. Картину дублировали на новый холст.

Затем начался процесс раскрытия авторской живописи. Она лежала под слоями неоднородных по составу лаков, многочисленных записей и прописок темперой и маслом. Непростой задачей было удалить этот многослойный «пирог».

Когда живопись раскрыли, оказалось, что картина не закончена. Зритель этого не заметит. Но в представления специалистов о завершенных произведениях Рубенса «Воскресение Христа» не вписывается.

В истории полотна много «темных пятен». В том числе неизвестно, с какой целью его писал художник, кто был заказчиком. Работа реставраторов шла параллельно с изысканиями хранителя. Хранитель – заведующая сектором живописи XIII – XVIII веков отдела западноевропейского искусства Наталия Грицай искала следы картины в архивах, списывалась с коллегами из Антверпена. Исходная информация нашлась. «Воскресение Христа» предназначалось для церкви в Антверпене, но по каким-то причинам заказчики от картины отказались.

Загадки разгадывались постепенно. Самая главная: кто автор картины – сам Рубенс, его школа, последователи? Выяснить это помогли технологические, физико-химические и прочие исследования. Каждый шаг процесса фиксировался, изучался. Полученные данные сопоставлялись.

Исследование картины в инфракрасном цвете показало изменения в первоначальном рисунке. Изменения не «под копирку», как делают ученики, а произвольные. Художник рисовал и сам себя поправлял. Менялось изображение древка знамени, щита. Это подтверждало авторство Рубенса.

Прежде чем написать полотно, Рубенс делал наброски, которые использовал в работе. Эти наброски обнаружились в музее Роттердама.

Есть еще одна важная подробность. Холст, на котором написана картина, состоит из разных по величине сшитых между собой кусков. На снимках видны швы по бокам полотна и сверху. Анализ микропроб показал идентичность красочного слоя по всему живописному полю, но различия в грунте, на котором он лежит, в центральной и боковых частях. Раз живопись идентична, изменения в композицию в процессе работы вносил автор.

Чтобы дать дополнительное пространство фигуре Христа, художник отрезал 15 – 20 сантиметров справа и надставил с другой стороны. Рентген показал след от подрамника, дающий основание определить границу левого края картины до того, как автор внес изменения.

Полукруглая вставка в верхней части картины по красочному составу и грунту отличается от всего полотна. Она выполнена позже, пока неизвестно, кем и где. В исследованиях точка не ставится.

«Воскресение Христа» публике покажут летом, скорее всего, в Главном штабе.



Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 068 (5685) от 19.04.2016.


Комментарии