Полотно вернули Рубенсу

В Эрмитаже завершилась реставрация полотна «Воскресение Христа». В процессе исследований установлено авторство великого фламандского живописца Питера Пауля Рубенса.

Полотно вернули Рубенсу | ФОТО Александра ДРОЗДОВА

ФОТО Александра ДРОЗДОВА

«Воскресение Христа» никто не видел восемьдесят лет. Огромное, без малого 5 х 3 метра, полотно хранилось в фондах музея, как положено большеформатному произведению, на валу.

Неизвестно, каким образом картина оказалась в Эрмитаже. В первом каталоге эрмитажного собрания 1774 года она числится под номером 1877 как работа Рубенса. Нет сведений, в каких залах она находилась. Спустя двадцать лет Екатерина II вместе с другими картинами передала «Воскресение Христа» в Александро-Невскую лавру.

В музей картина возвратилась в 1930 году, через два десятилетия ее развернули, чтобы проверить сохранность. Под слоями записей, поновлений, старого лака трудно было с точностью определить руку фламандского мастера. Надо учесть, что Рубенс был художником плодовитым. Число работ, им подписанных, исчислялось тысячами. Это свидетельствует о том, насколько значительную помощь мастеру оказывали ученики. Для картин большого размера он вполне мог выполнить первоначальный эскиз, нанести краски на участки, требовавшие особой проработки, остальное доверить подмастерьям.

Из-за небезупречного внешнего вида «статус» «Воскресения Христа» изменился. Последние восемьдесят лет картину причисляли к школе Рубенса.

Три года назад она поступила в лабораторию научной реставрации станковой масляной живописи РХЦ Эрмитажа в Старой Деревне.

Через эти светлые с высокими потолками помещения проходит нескончаемый поток шедевров. В плановом порядке сюда попадают произведения из фондов и постоянной экспозиции, вне плана и очереди – те, что готовятся к выставкам. У каждого из шестнадцати реставраторов в работе несколько произведений.

Сегодня идет реставрация картин Веронезе, Босха, Яна ван дер Меера.

«Воскресение Христа» сразу бросается в глаза. Полотно поражает размерами, яркостью красок, напряженным сюжетом. Рядом огромный вал, на котором оно хранилось, и стенды со снимками, фиксирующими процесс работы и исследований.

На отреставрированном полотне, как принято, оставлен маленький, заметный лишь глазу специалиста, нерасчищенный участок живописи. Он темного серо-коричневого цвета. Такой была картина три года назад, когда ее раскатали с вала.

– Мы взяли «Воскресение Христа» на плановую реставрацию еще и потому, что это интересно, – вспоминает руководитель лаборатории Виктор Коробов. – Так бывает, когда есть вопрос, кто автор – художник или его школа.

Восемь реставраторов работали с картиной. Ее первоначальное состояние они называют проблематичным не только потому, что картина огромная. На снимках видно, что всю ее поверхность покрывали «волны» – деформация основы, следствие долговременного хранения на валу. Их было необходимо устранить и укрепить живопись. Картину дублировали на новый холст.

Затем начался процесс раскрытия авторской живописи. Она лежала под слоями неоднородных по составу лаков, многочисленных записей и прописок темперой и маслом. Непростой задачей было удалить этот многослойный «пирог».

Когда живопись раскрыли, оказалось, что картина не закончена. Зритель этого не заметит. Но в представления специалистов о завершенных произведениях Рубенса «Воскресение Христа» не вписывается.

В истории полотна много «темных пятен». В том числе неизвестно, с какой целью его писал художник, кто был заказчиком. Работа реставраторов шла параллельно с изысканиями хранителя. Хранитель – заведующая сектором живописи XIII – XVIII веков отдела западноевропейского искусства Наталия Грицай искала следы картины в архивах, списывалась с коллегами из Антверпена. Исходная информация нашлась. «Воскресение Христа» предназначалось для церкви в Антверпене, но по каким-то причинам заказчики от картины отказались.

Загадки разгадывались постепенно. Самая главная: кто автор картины – сам Рубенс, его школа, последователи? Выяснить это помогли технологические, физико-химические и прочие исследования. Каждый шаг процесса фиксировался, изучался. Полученные данные сопоставлялись.

Исследование картины в инфракрасном цвете показало изменения в первоначальном рисунке. Изменения не «под копирку», как делают ученики, а произвольные. Художник рисовал и сам себя поправлял. Менялось изображение древка знамени, щита. Это подтверждало авторство Рубенса.

Прежде чем написать полотно, Рубенс делал наброски, которые использовал в работе. Эти наброски обнаружились в музее Роттердама.

Есть еще одна важная подробность. Холст, на котором написана картина, состоит из разных по величине сшитых между собой кусков. На снимках видны швы по бокам полотна и сверху. Анализ микропроб показал идентичность красочного слоя по всему живописному полю, но различия в грунте, на котором он лежит, в центральной и боковых частях. Раз живопись идентична, изменения в композицию в процессе работы вносил автор.

Чтобы дать дополнительное пространство фигуре Христа, художник отрезал 15 – 20 сантиметров справа и надставил с другой стороны. Рентген показал след от подрамника, дающий основание определить границу левого края картины до того, как автор внес изменения.

Полукруглая вставка в верхней части картины по красочному составу и грунту отличается от всего полотна. Она выполнена позже, пока неизвестно, кем и где. В исследованиях точка не ставится.

«Воскресение Христа» публике покажут летом, скорее всего, в Главном штабе.



Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 068 (5685) от 19.04.2016.

Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы
01 Августа 2018

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы

Как случается с любой более-менее резонансной литературной наградой, от Нобелевской премии до «Большой книги», одни коллеги поздравляли московскую писательницу с победой, другие шумно негодовали.

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»
02 Июня 2018

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»

Директор Эрмитажа - об автономности культуры, уголовных делах, связанных с хищениями в музее и о прошедшем Юридическом форуме.

Сказать всё, никого не обидев
12 Июля 2017

Сказать всё, никого не обидев

Музей работает для всех, но ему важна понимающая аудитория. Есть люди, которые все понимают, ориентироваться надо на них. Сегодня это важно.

Уроки танца не кончаются
13 Июня 2017

Уроки танца не кончаются

Состоялся 275-й выпуск Академии русского балета им. А. Я. Вагановой. По давней традиции, в июне выпускники демонстрируют свои таланты на сцене Мариинского театра в рамках фестиваля «Звезды белых ночей...

Гений места движет фестиваль
25 Мая 2017

Гений места движет фестиваль

XXV, международный фестиваль «Дворцы Санкт-Петербурга» откроется 31 мая в Эрмитажном театре концертным исполнением оперы «Сельская честь» Масканьи.

Великая Победа глазами потомков
19 Мая 2017

Великая Победа глазами потомков

В нарядном недавно отреставрированном Доме журналиста на Невском вчера было непривычно, по-школьному, шумно...

Вся ночь впереди
19 Мая 2017

Вся ночь впереди

Завтра в 10-й раз в Петербург придет «Ночь музеев» - одно из главных культурных событий года.

Гранатовый браслет из Гатчины
02 Мая 2017

Гранатовый браслет из Гатчины

В Гатчине подвели итоги XXIII кинофестиваля «Литература и кино».

Кармен-сюита
25 Апреля 2017

Кармен-сюита

Удивительное дело: ни в одной другой экранизации не было так очевидно, что эти двое совершенно не созданы друг для друга...

Уважение рождается в борьбе
09 Марта 2017

Уважение рождается в борьбе

Благодаря музею Исаакий стал гражданской святыней, обрел значение, которое выдвинуло его в первый ряд памятников Петербурга. Музеи всегда оказываются на передовой линии борьбы за цивилизацию. Они подч...

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит
02 Февраля 2017

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит

Я написал письмо Патриарху Кириллу. Пресс-секретарь Святейшего сообщил, что Патриарх готов встречаться и обсуждать эти вопросы.

Как сэкономить на культуре
15 Декабря 2015

Как сэкономить на культуре

Посещение музеев, особенно всей семьей, обычно влетает в копеечку и для многих становится роскошью. Сегодня мы расскажем о том, как можно сэкономить, напомним о бесплатных днях и льготах.