Полотнам дали свет

Сегодня после реставрации в Михайловском дворце Русского музея откроются залы первого этажа. В эту анфиладу публика не допускалась полтора года и, как следствие, не могла видеть располагавшуюся там постоянную экспозицию отечественного искусства второй половины ХIХ века.

Полотнам дали свет | ФОТО Александра ДРОЗДОВА

ФОТО Александра ДРОЗДОВА

Дворцовые помещения, о которых идет речь, не отличаются роскошным декором, хотя здесь находились покои великого князя Михаила Павловича, включая кабинет и гостиную. Княгиня Елена Павловна после смерти мужа оставила все, как было при нем. Убранство залов было утрачено в конце ХIХ века, когда здесь разместилась постоянная экспозиция музея.

Специалисты восстановили дубовый паркет, лепные карнизы, отреставрировали живописные плафоны, выполненные в технике «гризайль».

Пока нет публики, особенно заметно, как много в залах воздуха и света. В помещениях установлена светодиодная система освещения. Она создает ощущение дневного солнечного света, позволяет лучше рассмотреть живопись.

А смотреть есть на что, в этих залах висят работы Николая Ге, Константина Маковского, Василия Перова, Алексея Саврасова и других известных отечественных мастеров живописи.

Многие картины отреставрированы, они выглядят свежо, по-новому открываясь зрителю. Несколько изменилась развеска.

«Со временем меняется взгляд на историю искусства, появляются новые атрибуции, смещаются акценты, – рассказывает заведующий отделом живописи второй половины XIX – начала ХХ века Владимир Леняшин. – Экспозиция структурно осталась прежней, но изменения, которые сделаны, нам кажутся существенными. Зал Васильева остался неизменным, но художник показан более торжественно.

По-другому смотрятся работы Верещагина, Шишкина. Появились новые работы. На временной выставке могут быть парадоксы. В постоянную экспозицию входят качественные вещи. Эстетически красивый ансамбль получился».

В зале исторической живописи после долгого перерыва перед публикой предстала картина Павла Чистякова «Великая княгиня Софья Витовна». Появился эскиз Крамского к его полотну «Неутешное горе». Работы из «Русской серии» 1880-х годов дополнили раздел Верещагина. В зале Шишкина больших картин три, зато много этюдов мастера. У Маковского две новые работы – «Петербургский дворик» и «Вдовушка».

В состав экспозиции вошли четыре картины Марии Башкирцевой – художницы, прожившей недолго, но оставившей след в истории отечественного искусства. До сих пор экспонировалась только «Девушка с зонтиком».


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 029 (5402) от 19.02.2015.


Комментарии