Полет за пределы возможностей

Как уже знают наши читатели, V международный фестиваль искусств «Дягилев. P.S.» открылся показом на сцене Александринского театра балета FAR британского хореографа Уэйна Макгрегора. Основатель и художественный руководитель труппы «Рэндом Дэнс», штатный хореограф королевского балета «Ковент-Гарден» Уэйн Макгрегор известен и российской публике: в прошлом году он поставил свой нашумевший в Европе балет «Инфра» с петербургскими танцовщиками в Мариинском театре, несколькими годами ранее перенес на сцену Большого театра балет «Хрома». Командор ордена Британской империи Уэйн МАКГРЕГОР рассказал нашему корреспонденту о том, как связаны тело и дух.

Полет за пределы возможностей | ФОТО предоставлено пресс-службой фестиваля «Дягилев. P. S.»

ФОТО предоставлено пресс-службой фестиваля «Дягилев. P. S.»

— Уэйн, вы рассказали о том, что при постановке балета FAR работали с неврологами и нейробиологами. Кроме того, в своем творчестве вы всегда используете новейшие технологии. Вы полагаете, когда-нибудь научный прогресс поможет человеку достичь совершенства?

— Наука проливает свет на мои знания о своем теле. Я уверен, что потенциал человеческого тела гораздо больше того, что нам удалось изучить и понять. Научный прогресс может приблизить человека к совершенству, потому что приближает нас к пониманию своей природы и в какой-то степени способствует познанию друг друга. Например, мне очень хотелось бы собрать информацию о тех процессах, которые происходят в мозге зрителя во время просмотра спектакля, преобразовать ее и как-то изменить происходящее на сцене, проанализировать, какие эпизоды вызвали положительные эмоции, а что, напротив, негативные.

Балет все еще может провоцировать наши эмоции, возбуждать наши чувства как ни один другой вид искусства. Танец, быть может, — единственное, что способно заставить нас испытать нечто, отличное от повседневного опыта, выходящее за пределы человеческих возможностей.


— По-вашему, смысл искусства в стремлении преодолеть собственные возможности?

— Да, я восхищаюсь танцовщиками, которые вытворяют со своим телом что-то невероятное. И требую от них вести себя несколько странно: не так, как привычно зрителям, разрушая стереотипы о том, что такое балет. По крайней мере в своем творчестве я пытаюсь приблизиться к границам невозможного — прошу танцовщиков делать очень быстрые движения. Я основал компанию для того, чтобы выработать новые подходы к хореографии, как исследование. Танцовщик должен обладать особым мышлением — открытым, постоянно готовым узнавать что-то новое о себе и своем теле.

В XXI веке нет четких эстетических критериев, которые служили бы зрителям ориентирами в формировании художественных предпочтений. И мы судим о произведении искусства, руководствуясь собственными эмоциями. Подлинное искусство не может оставить равнодушным.


— Вам сейчас могли бы возразить сторонники классики. Многие из них считают, что лидеры современного танца, заставляющие танцовщиков «вытворять со своим телом что-то невероятное», превращают балет в какую-то акробатику.

— Мне кажется, разрыв между поклонниками классики и теми, кто создает новые формы искусства, сокращается. Многие консервативно настроенные критики с интересом присматриваются к тому, что происходит на чуждой им территории современного (часто радикального) танца. Танец как способ общения без слов имеет важное значение в обществе. Меня вообще искусство интересует главным образом как средство взаимодействия людей. Когда я репетирую, делюсь своими знаниями и мыслями о мире с помощью танца, и артисты моей труппы понимают то важное, что я хочу до них донести. Тогда я чувствую себя наиболее живым.

Я занимаюсь хореографией каждый день более двадцати лет. Сейчас мне 44 года, и я уверен, что потенциал моего тела гораздо больше того, чего мне удалось достичь за это время. Люди еще не до конца осознали связь между телом и мозгом.


— Почему же. В России любят повторять изречение римского сатирика Ювенала: «В здоровом теле здоровый дух»...

— Внутренний свет делает человека особенным, одухотворенным. Это важнее внешней привлекательности. Хочу повторить: я ищу совершенства. И, напротив, стремлюсь к незавершенности. Посмотрите на набросок Жана Кокто, изобразившего Сергея Дягилева несколькими штрихами. Мне кажется, организаторы очень верно выбрали его логотипом фестиваля. Смысл творчества в том, чтобы самому додумать, по-своему завершить мысль художника, стать не просто зрителем, но соавтором.


— Для вас имеет значение, где вы ставите спектакли: в Парижской опере, в Мариинском и Большом театрах, родном «Ковент-Гарден»?.. При переносе на разные сцены тот или иной балет меняется?

— Мне важно не пространство, но люди, которые его заполняют. Например, я давал мастер-класс в Академии танца Бориса Эйфмана и был поражен тем, как там все здорово устроено. Но больше всего меня поразили дети, которые так искренне хотят танцевать и открыты всему новому.

Ваш город удивительный. Я чувствую его сильную энергетику. Я был бы счастлив продолжить работать в Мариинском театре, потому что ваши артисты обладают тем внутренним светом, без которого трудно создать что-то значительное.

Главное отличие — в восприятии зрителей. Публика в Парижской опере сильно отличается от публики «Ковент-Гарден» или Мариинского театра. Все, к чему они привыкли, что прежде видели в этом театре, влияет на то, как они смотрят новый спектакль.

Да, меня вдохновляет работа в старинных театрах, стены которых помнят великих хореографов. Но знаете, что мне нравится больше всего? Оставлять на страницах этой истории свой автограф. И пусть мой почерк будет отличаться от всего, что здесь написали мои предшественники.

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 223 (5349) от 27.11.2014.

Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы
01 Августа 2018

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы

Как случается с любой более-менее резонансной литературной наградой, от Нобелевской премии до «Большой книги», одни коллеги поздравляли московскую писательницу с победой, другие шумно негодовали.

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»
02 Июня 2018

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»

Директор Эрмитажа - об автономности культуры, уголовных делах, связанных с хищениями в музее и о прошедшем Юридическом форуме.

Сказать всё, никого не обидев
12 Июля 2017

Сказать всё, никого не обидев

Музей работает для всех, но ему важна понимающая аудитория. Есть люди, которые все понимают, ориентироваться надо на них. Сегодня это важно.

Уроки танца не кончаются
13 Июня 2017

Уроки танца не кончаются

Состоялся 275-й выпуск Академии русского балета им. А. Я. Вагановой. По давней традиции, в июне выпускники демонстрируют свои таланты на сцене Мариинского театра в рамках фестиваля «Звезды белых ночей...

Гений места движет фестиваль
25 Мая 2017

Гений места движет фестиваль

XXV, международный фестиваль «Дворцы Санкт-Петербурга» откроется 31 мая в Эрмитажном театре концертным исполнением оперы «Сельская честь» Масканьи.

Великая Победа глазами потомков
19 Мая 2017

Великая Победа глазами потомков

В нарядном недавно отреставрированном Доме журналиста на Невском вчера было непривычно, по-школьному, шумно...

Вся ночь впереди
19 Мая 2017

Вся ночь впереди

Завтра в 10-й раз в Петербург придет «Ночь музеев» - одно из главных культурных событий года.

Гранатовый браслет из Гатчины
02 Мая 2017

Гранатовый браслет из Гатчины

В Гатчине подвели итоги XXIII кинофестиваля «Литература и кино».

Кармен-сюита
25 Апреля 2017

Кармен-сюита

Удивительное дело: ни в одной другой экранизации не было так очевидно, что эти двое совершенно не созданы друг для друга...

Уважение рождается в борьбе
09 Марта 2017

Уважение рождается в борьбе

Благодаря музею Исаакий стал гражданской святыней, обрел значение, которое выдвинуло его в первый ряд памятников Петербурга. Музеи всегда оказываются на передовой линии борьбы за цивилизацию. Они подч...

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит
02 Февраля 2017

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит

Я написал письмо Патриарху Кириллу. Пресс-секретарь Святейшего сообщил, что Патриарх готов встречаться и обсуждать эти вопросы.

Как сэкономить на культуре
15 Декабря 2015

Как сэкономить на культуре

Посещение музеев, особенно всей семьей, обычно влетает в копеечку и для многих становится роскошью. Сегодня мы расскажем о том, как можно сэкономить, напомним о бесплатных днях и льготах.