Полет в никуда

На экранах кинотеатров - новый фильм режиссера Резо Гигинеишвили «Заложники».

Полет в никуда |

Он основан на реальных событиях, которые произошли в ноябре 1983 года в советской тогда Грузии. Группа безбашенных представителей «золотой молодежи» захватила самолет и попыталась улететь на нем в Турцию. Попытка имела трагический результат: жертвы среди членов экипажа, пассажиров и самих угонщиков. Суд был беспощаден к оставшимся в живых преступникам, приговорив их к смертной казни.

Для Грузии эта история до сих пор сохраняет свой трагический смысл. О ней пытались ставить спектакль в одном из театров Тбилиси, сняли документальный фильм, но, пожалуй, впервые в «Заложниках» предпринята попытка не только рассказать о произошедшем, но и понять мотивы преступления. Перед нами - не документальная, но художественная вариация на тяжелую тему.

От Резо Гигинеишвили потребовалось в такой ситуации не только напряжение всех творческих сил, но и определенное мужество, так как события ноября 1983 года всколыхнули всю Грузию, а многие участники тех событий и их родственники живы до сих пор. Режиссер предпринял попытку уйти от документальности, «переименовав» всех главных участников драмы. Быть может, установка на объективный рассказ и стала той помехой, которая привнесла в картину, снятую в весьма сумрачных тонах, атмосферу недосказанности, подавляющей импрессионистичности, когда важны не слова, но интонации, не поступки героев, но их реакция. Даже напрягая слух и зрение, очень трудно разобраться, кто есть кто в этой компании богемных тусовщиков, а уж понять, как у них возникла идея угнать самолет и отправиться на нем в Турцию, и вовсе не представляется возможным.

Если режиссер хотел создать ощущение роковой неотвратимости преступления компании «золотых деток», то он добился такого результата. Они, несомненно, обречены. Это понятно примерно через четверть часа после того, как началось экранное повествование. Но в фильме отсутствует внятная психологическая мотивация, без которой вся цепь поступков этих молодых людей выглядит не более чем отчаянной истерической бравадой.

Резо Гигинеишвили старается избегать обвинительной интонации повествования и намеков в адрес уже несуществующей страны и системы. Но свои указующие детали он рассыпает на всем пространстве повествования - от висящего на стене в комнате одного из героев плаката с портретами «Битлз» до пачек дефицитных в СССР сигарет. Режиссерской профессией Гигинеишвили владеет вполне основательно, что и удостоверило жюри фестиваля «Кинотавр», вручившее ему приз за режиссуру. Но я не член жюри и потому имею право не согласиться с подобной оценкой.

Неопределенность и невнятность фабулы, которая вынуждала максимально напрягать внимание в начале фильма, обернулась полной неразберихой в центральной сцене и почти репортажной манерой съемки в последующих эпизодах. Финальные титры рассказывают о том, что родственники до сих пор не могут найти места захоронения казненных угонщиков, что возвращает сюжет картины в документальное русло, но внятности ей не добавляет. Возможные стилистические и жанровые решения смешались в один коктейль из фантазии режиссера, нашего приблизительного знания реальных обстоятельств и последствий случившейся драмы (первый секретарь ЦК Компартии Грузии Э. Шеварднадзе руководил операцией по освобождению заложников в аэропорту) и не очень внятного отношения к самим героям.

И в этой неопределенности отношения к увиденному зрители и остаются, так и не поняв, отчего единственная оставшаяся в живых участница той молодежной компании, выйдя из тюрьмы, покупает билет точно на такой же рейс в Ленинград, как и в 1983 году...

#Резо Гигинеишвили #«Заложники» #премьера

Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 Июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?

Лариса Малеванная: «Купчинскую квартиру выстроили  в Румынии – это дешевле»
22 Января 2019

Лариса Малеванная: «Купчинскую квартиру выстроили в Румынии – это дешевле»

Народная артистка России празднует сегодня юбилей – 80 лет. Наш автор пообщался с актрисой.

Делатель судеб. К 100-летию Игоря Владимирова
10 Января 2019

Делатель судеб. К 100-летию Игоря Владимирова

Его учеников-актеров было так много, что из них в Ленинграде с нуля был создан новый театр – Молодежный, который жив и сегодня.

Михаил Пиотровский. Что мы приносим в Петербург
19 Декабря 2018

Михаил Пиотровский. Что мы приносим в Петербург

Глава Эрмитажа – о прошедшем Дне музея и о том, что можно делать на Дворцовой площади.

«Иллюстратор» на фоне истории
13 Декабря 2018

«Иллюстратор» на фоне истории

Книга известного петербургского кинематографиста Дмитрия Долинина построена на воспоминаниях художника-иллюстратора Петра Воскресенского. Разберем ее составляющие.

Хирург запустил «Русский реактор» в Петербурге
08 Октября 2018

Хирург запустил «Русский реактор» в Петербурге

Фильм, снятый лидером Всероссийского мотоклуба «Ночные волки», представили в День рождения президента России.

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы
01 Августа 2018

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы

Как случается с любой более-менее резонансной литературной наградой, от Нобелевской премии до «Большой книги», одни коллеги поздравляли московскую писательницу с победой, другие шумно негодовали.

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»
02 Июня 2018

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»

Директор Эрмитажа - об автономности культуры, уголовных делах, связанных с хищениями в музее и о прошедшем Юридическом форуме.

Александр Петров, родившийся заново
01 Февраля 2018

Александр Петров, родившийся заново

Саша Петров поставил исповедальное поэтически-музыкальное шоу «#Зановородиться» по собственным стихам и издал книгу, которая вышла в январе.

Топ-100 от РОСФОТО
17 Июля 2017

Топ-100 от РОСФОТО

Свое 15-летие музейно-выставочный центр РОСФОТО отмечает выставкой ста лучших фотографий из собственной коллекции.

Сказать всё, никого не обидев
12 Июля 2017

Сказать всё, никого не обидев

Музей работает для всех, но ему важна понимающая аудитория. Есть люди, которые все понимают, ориентироваться надо на них. Сегодня это важно.

Юность покоряет олимп в Петербурге
20 Июня 2017

Юность покоряет олимп в Петербурге

На XXII международном фестивале «Музыкальный олимп» выступили лауреаты самых престижных конкурсов последних лет из семнадцати стран, среди которых значились не только США и Германия, но также Египет, ...