Полет в никуда

На экранах кинотеатров - новый фильм режиссера Резо Гигинеишвили «Заложники».

Полет в никуда |

Он основан на реальных событиях, которые произошли в ноябре 1983 года в советской тогда Грузии. Группа безбашенных представителей «золотой молодежи» захватила самолет и попыталась улететь на нем в Турцию. Попытка имела трагический результат: жертвы среди членов экипажа, пассажиров и самих угонщиков. Суд был беспощаден к оставшимся в живых преступникам, приговорив их к смертной казни.

Для Грузии эта история до сих пор сохраняет свой трагический смысл. О ней пытались ставить спектакль в одном из театров Тбилиси, сняли документальный фильм, но, пожалуй, впервые в «Заложниках» предпринята попытка не только рассказать о произошедшем, но и понять мотивы преступления. Перед нами - не документальная, но художественная вариация на тяжелую тему.

От Резо Гигинеишвили потребовалось в такой ситуации не только напряжение всех творческих сил, но и определенное мужество, так как события ноября 1983 года всколыхнули всю Грузию, а многие участники тех событий и их родственники живы до сих пор. Режиссер предпринял попытку уйти от документальности, «переименовав» всех главных участников драмы. Быть может, установка на объективный рассказ и стала той помехой, которая привнесла в картину, снятую в весьма сумрачных тонах, атмосферу недосказанности, подавляющей импрессионистичности, когда важны не слова, но интонации, не поступки героев, но их реакция. Даже напрягая слух и зрение, очень трудно разобраться, кто есть кто в этой компании богемных тусовщиков, а уж понять, как у них возникла идея угнать самолет и отправиться на нем в Турцию, и вовсе не представляется возможным.

Если режиссер хотел создать ощущение роковой неотвратимости преступления компании «золотых деток», то он добился такого результата. Они, несомненно, обречены. Это понятно примерно через четверть часа после того, как началось экранное повествование. Но в фильме отсутствует внятная психологическая мотивация, без которой вся цепь поступков этих молодых людей выглядит не более чем отчаянной истерической бравадой.

Резо Гигинеишвили старается избегать обвинительной интонации повествования и намеков в адрес уже несуществующей страны и системы. Но свои указующие детали он рассыпает на всем пространстве повествования - от висящего на стене в комнате одного из героев плаката с портретами «Битлз» до пачек дефицитных в СССР сигарет. Режиссерской профессией Гигинеишвили владеет вполне основательно, что и удостоверило жюри фестиваля «Кинотавр», вручившее ему приз за режиссуру. Но я не член жюри и потому имею право не согласиться с подобной оценкой.

Неопределенность и невнятность фабулы, которая вынуждала максимально напрягать внимание в начале фильма, обернулась полной неразберихой в центральной сцене и почти репортажной манерой съемки в последующих эпизодах. Финальные титры рассказывают о том, что родственники до сих пор не могут найти места захоронения казненных угонщиков, что возвращает сюжет картины в документальное русло, но внятности ей не добавляет. Возможные стилистические и жанровые решения смешались в один коктейль из фантазии режиссера, нашего приблизительного знания реальных обстоятельств и последствий случившейся драмы (первый секретарь ЦК Компартии Грузии Э. Шеварднадзе руководил операцией по освобождению заложников в аэропорту) и не очень внятного отношения к самим героям.

И в этой неопределенности отношения к увиденному зрители и остаются, так и не поняв, отчего единственная оставшаяся в живых участница той молодежной компании, выйдя из тюрьмы, покупает билет точно на такой же рейс в Ленинград, как и в 1983 году...

#Резо Гигинеишвили #«Заложники» #премьера

Комментарии

Самое читаемое

#
#
Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы
01 Августа 2018

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы

Как случается с любой более-менее резонансной литературной наградой, от Нобелевской премии до «Большой книги», одни коллеги поздравляли московскую писательницу с победой, другие шумно негодовали.

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»
02 Июня 2018

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»

Директор Эрмитажа - об автономности культуры, уголовных делах, связанных с хищениями в музее и о прошедшем Юридическом форуме.

Сказать всё, никого не обидев
12 Июля 2017

Сказать всё, никого не обидев

Музей работает для всех, но ему важна понимающая аудитория. Есть люди, которые все понимают, ориентироваться надо на них. Сегодня это важно.

Уроки танца не кончаются
13 Июня 2017

Уроки танца не кончаются

Состоялся 275-й выпуск Академии русского балета им. А. Я. Вагановой. По давней традиции, в июне выпускники демонстрируют свои таланты на сцене Мариинского театра в рамках фестиваля «Звезды белых ночей...

Гений места движет фестиваль
25 Мая 2017

Гений места движет фестиваль

XXV, международный фестиваль «Дворцы Санкт-Петербурга» откроется 31 мая в Эрмитажном театре концертным исполнением оперы «Сельская честь» Масканьи.

Великая Победа глазами потомков
19 Мая 2017

Великая Победа глазами потомков

В нарядном недавно отреставрированном Доме журналиста на Невском вчера было непривычно, по-школьному, шумно...

Вся ночь впереди
19 Мая 2017

Вся ночь впереди

Завтра в 10-й раз в Петербург придет «Ночь музеев» - одно из главных культурных событий года.

Гранатовый браслет из Гатчины
02 Мая 2017

Гранатовый браслет из Гатчины

В Гатчине подвели итоги XXIII кинофестиваля «Литература и кино».

Кармен-сюита
25 Апреля 2017

Кармен-сюита

Удивительное дело: ни в одной другой экранизации не было так очевидно, что эти двое совершенно не созданы друг для друга...

Уважение рождается в борьбе
09 Марта 2017

Уважение рождается в борьбе

Благодаря музею Исаакий стал гражданской святыней, обрел значение, которое выдвинуло его в первый ряд памятников Петербурга. Музеи всегда оказываются на передовой линии борьбы за цивилизацию. Они подч...

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит
02 Февраля 2017

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит

Я написал письмо Патриарху Кириллу. Пресс-секретарь Святейшего сообщил, что Патриарх готов встречаться и обсуждать эти вопросы.

Как сэкономить на культуре
15 Декабря 2015

Как сэкономить на культуре

Посещение музеев, особенно всей семьей, обычно влетает в копеечку и для многих становится роскошью. Сегодня мы расскажем о том, как можно сэкономить, напомним о бесплатных днях и льготах.