Полет в никуда

На экранах кинотеатров - новый фильм режиссера Резо Гигинеишвили «Заложники».

Полет в никуда |

Он основан на реальных событиях, которые произошли в ноябре 1983 года в советской тогда Грузии. Группа безбашенных представителей «золотой молодежи» захватила самолет и попыталась улететь на нем в Турцию. Попытка имела трагический результат: жертвы среди членов экипажа, пассажиров и самих угонщиков. Суд был беспощаден к оставшимся в живых преступникам, приговорив их к смертной казни.

Для Грузии эта история до сих пор сохраняет свой трагический смысл. О ней пытались ставить спектакль в одном из театров Тбилиси, сняли документальный фильм, но, пожалуй, впервые в «Заложниках» предпринята попытка не только рассказать о произошедшем, но и понять мотивы преступления. Перед нами - не документальная, но художественная вариация на тяжелую тему.

От Резо Гигинеишвили потребовалось в такой ситуации не только напряжение всех творческих сил, но и определенное мужество, так как события ноября 1983 года всколыхнули всю Грузию, а многие участники тех событий и их родственники живы до сих пор. Режиссер предпринял попытку уйти от документальности, «переименовав» всех главных участников драмы. Быть может, установка на объективный рассказ и стала той помехой, которая привнесла в картину, снятую в весьма сумрачных тонах, атмосферу недосказанности, подавляющей импрессионистичности, когда важны не слова, но интонации, не поступки героев, но их реакция. Даже напрягая слух и зрение, очень трудно разобраться, кто есть кто в этой компании богемных тусовщиков, а уж понять, как у них возникла идея угнать самолет и отправиться на нем в Турцию, и вовсе не представляется возможным.

Если режиссер хотел создать ощущение роковой неотвратимости преступления компании «золотых деток», то он добился такого результата. Они, несомненно, обречены. Это понятно примерно через четверть часа после того, как началось экранное повествование. Но в фильме отсутствует внятная психологическая мотивация, без которой вся цепь поступков этих молодых людей выглядит не более чем отчаянной истерической бравадой.

Резо Гигинеишвили старается избегать обвинительной интонации повествования и намеков в адрес уже несуществующей страны и системы. Но свои указующие детали он рассыпает на всем пространстве повествования - от висящего на стене в комнате одного из героев плаката с портретами «Битлз» до пачек дефицитных в СССР сигарет. Режиссерской профессией Гигинеишвили владеет вполне основательно, что и удостоверило жюри фестиваля «Кинотавр», вручившее ему приз за режиссуру. Но я не член жюри и потому имею право не согласиться с подобной оценкой.

Неопределенность и невнятность фабулы, которая вынуждала максимально напрягать внимание в начале фильма, обернулась полной неразберихой в центральной сцене и почти репортажной манерой съемки в последующих эпизодах. Финальные титры рассказывают о том, что родственники до сих пор не могут найти места захоронения казненных угонщиков, что возвращает сюжет картины в документальное русло, но внятности ей не добавляет. Возможные стилистические и жанровые решения смешались в один коктейль из фантазии режиссера, нашего приблизительного знания реальных обстоятельств и последствий случившейся драмы (первый секретарь ЦК Компартии Грузии Э. Шеварднадзе руководил операцией по освобождению заложников в аэропорту) и не очень внятного отношения к самим героям.

И в этой неопределенности отношения к увиденному зрители и остаются, так и не поняв, отчего единственная оставшаяся в живых участница той молодежной компании, выйдя из тюрьмы, покупает билет точно на такой же рейс в Ленинград, как и в 1983 году...

#Резо Гигинеишвили #«Заложники» #премьера

Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 Августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 Августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 Августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 Июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 Июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 Июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 Июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 Июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 Июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 Июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 Июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 Июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?