Главная городская газета

Полет в никуда

Каждый день
свежий pdf-номер газеты
в Вашей почте

Бесплатно
Свежие материалы Культура

Ысыах Олонхо: в Петербурге отметили якутский Праздник лета

Ысыах - в переводе «изобилие» - главный праздник Республики Саха. В Якутии торжества пройдут только 21 июня. Но небольшие выездные ысыахи уже начали свое шествие по России: они состоялись в Калининграде, Владивостоке, Москве... Читать полностью

Концертный хор Санкт-Петербурга: разрушая стереотипы

Премьера большого концертного проекта «Чайковский-гала» состоится сегодня в Большом зале Филармонии и станет приношением к 125-летней годовщине смерти великого русского композитора. Читать полностью

На Елагином острове откроется летняя библиотека

21 июня в 15.00 в Петербурге стартует 7 сезон Летнего читального зала. Читать полностью

«Музыка войны и победы» прозвучит над Петропавловской крепостью

В День памяти и скорби, 22 июня, в 18.00 в Петербурге состоится традиционная музыкальная акция. Читать полностью

В Петербурге выступит «Сумасшедшая королева барокко»

Единственный концерт немецкой дивы сопрано в Северной столице состоится в Георгиевском зале Михайловского замка. Читать полностью

Не стало Станислава Говорухина

Российский и советский режиссер Станислав Говорухин скончался в санатории «Барвиха» после продолжительной болезни в возрасте 82 лет. Читать полностью
Полет в никуда |

На экранах кинотеатров - новый фильм режиссера Резо Гигинеишвили «Заложники».

Он основан на реальных событиях, которые произошли в ноябре 1983 года в советской тогда Грузии. Группа безбашенных представителей «золотой молодежи» захватила самолет и попыталась улететь на нем в Турцию. Попытка имела трагический результат: жертвы среди членов экипажа, пассажиров и самих угонщиков. Суд был беспощаден к оставшимся в живых преступникам, приговорив их к смертной казни.

Для Грузии эта история до сих пор сохраняет свой трагический смысл. О ней пытались ставить спектакль в одном из театров Тбилиси, сняли документальный фильм, но, пожалуй, впервые в «Заложниках» предпринята попытка не только рассказать о произошедшем, но и понять мотивы преступления. Перед нами - не документальная, но художественная вариация на тяжелую тему.

От Резо Гигинеишвили потребовалось в такой ситуации не только напряжение всех творческих сил, но и определенное мужество, так как события ноября 1983 года всколыхнули всю Грузию, а многие участники тех событий и их родственники живы до сих пор. Режиссер предпринял попытку уйти от документальности, «переименовав» всех главных участников драмы. Быть может, установка на объективный рассказ и стала той помехой, которая привнесла в картину, снятую в весьма сумрачных тонах, атмосферу недосказанности, подавляющей импрессионистичности, когда важны не слова, но интонации, не поступки героев, но их реакция. Даже напрягая слух и зрение, очень трудно разобраться, кто есть кто в этой компании богемных тусовщиков, а уж понять, как у них возникла идея угнать самолет и отправиться на нем в Турцию, и вовсе не представляется возможным.

Если режиссер хотел создать ощущение роковой неотвратимости преступления компании «золотых деток», то он добился такого результата. Они, несомненно, обречены. Это понятно примерно через четверть часа после того, как началось экранное повествование. Но в фильме отсутствует внятная психологическая мотивация, без которой вся цепь поступков этих молодых людей выглядит не более чем отчаянной истерической бравадой.

Резо Гигинеишвили старается избегать обвинительной интонации повествования и намеков в адрес уже несуществующей страны и системы. Но свои указующие детали он рассыпает на всем пространстве повествования - от висящего на стене в комнате одного из героев плаката с портретами «Битлз» до пачек дефицитных в СССР сигарет. Режиссерской профессией Гигинеишвили владеет вполне основательно, что и удостоверило жюри фестиваля «Кинотавр», вручившее ему приз за режиссуру. Но я не член жюри и потому имею право не согласиться с подобной оценкой.

Неопределенность и невнятность фабулы, которая вынуждала максимально напрягать внимание в начале фильма, обернулась полной неразберихой в центральной сцене и почти репортажной манерой съемки в последующих эпизодах. Финальные титры рассказывают о том, что родственники до сих пор не могут найти места захоронения казненных угонщиков, что возвращает сюжет картины в документальное русло, но внятности ей не добавляет. Возможные стилистические и жанровые решения смешались в один коктейль из фантазии режиссера, нашего приблизительного знания реальных обстоятельств и последствий случившейся драмы (первый секретарь ЦК Компартии Грузии Э. Шеварднадзе руководил операцией по освобождению заложников в аэропорту) и не очень внятного отношения к самим героям.

И в этой неопределенности отношения к увиденному зрители и остаются, так и не поняв, отчего единственная оставшаяся в живых участница той молодежной компании, выйдя из тюрьмы, покупает билет точно на такой же рейс в Ленинград, как и в 1983 году...

Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в наших группах ВКонтакте и Facebook