Полет Чечилии над Крюковым каналом

Сольный концерт главной оперной виртуозки мира Чечилии Бартоли «Из Венеции в Санкт-Петербург», как говорят сегодня, взорвал зал-двухтысячник Мариинского-2, затмив все предыдущие «лучшие концерты» фестиваля «Звезды белых ночей».

Полет Чечилии над Крюковым каналом | ФОТО предоставлено пресс-службой Мариинского театра

ФОТО предоставлено пресс-службой Мариинского театра

Так уж складывается в этом году фестиваль, что драматургия его первых двадцати дней развивается по нарастающей. Доминго выступил – прекрасно, Нетребко – еще лучше, теперь вот Чечилия Бартоли, которая начала тихо, а закончила очень громко, доведя зал до экстатических стоячих оваций, выпросивших у нее третье отделение.

Вместе с итальянским ансамблем I Baroсchisti под руководством швейцарского музыканта Диего Фазолиса певица привезла в Петербург большую программу, состоявшую из арий Антонио Вивальди, своего любимого композитора, а также сочинений Хассе, Порпоры и арий Раупаха и Арайи из своего последнего сольного альбома «Санкт-Петербург». Альбом был создан Бартоли на основе ее знакомства с музыкальным архивом Мариинского театра, где она обнаружила сочинения итальянских композиторов, а также немца Германа Раупаха, служившего при русском дворе XVIII века. Так уж получилось, что в Петербурге фактическая презентация этого альбома прошла только сейчас, в то время как Европа узнала о нем благодаря серии концертов с участием Чечилии Бартоли два года назад – в момент его выпуска.

Чечилия Бартоли при всей своей славе и популярности (по количеству записей она – абсолютный лидер среди классических музыкантов) не перестает оставаться загадкой. Улыбку, озарявшую лицо итальянки после каждого номера, вполне можно сравнить с улыбкой Моны Лизы, разве что более широкой. Своим небольшим голоском она на протяжении двадцати лет завоевала тысячи сердец по всему миру. Законодательница мод в мире вокального искусства, Бартоли с азартом первооткрывателя возвращает новым поколениям слушателей и исполнителей интерес к забытым страницам оперного барокко, подобно тому, как Каллас в свое время сдула пыль с партитур виртуозных романтических опер. Без Бартоли не было бы Юлии Лежневой, выросшей на ее записях и стремительно покорившей свет своим мастерством и божественной легкостью.

Бартоли только что отметила свои полвека, чего никак не скажешь, глядя на эту маленькую женщину с невероятными возможностями. В ней изысканность сочетается с брутальностью, женственность с маскулинностью, а небесные фиоритуры внезапно и стремительно опрокидываются в яростный натиск отважных рыцарей или взбешенных ревностью героинь. Именно эти свойства, как бы соединяющие два пола, сподвигли ее в свое время на возрождение мифического искусства кастратов, доводивших дам до безумия.

Чечилия никогда не летает самолетами, и на сей раз в Петербург приплыла на пароме из Таллина. Но она виртуозно летает в своем творчестве. В программе концерта было немало арий, в которых певица, будто дразня нас, притянутых гравитацией, демонстрировала восторг, даже эйфорию от своих полетных ощущений во время пения...

Впрочем, заметим, что составителям программки в Мариинском театре не помешало бы подумать о публике и напечатать переводы текстов никому не известных арий, как делается во всех уважающих себя европейских театрах.

Начала Чечилия с тихой арии Кайо Силио из «Оттона на вилле», где разлила эмоции ревности. Начала так вкрадчиво, что после голосистых Доминго и Нетребко зал начал напряженно вслушиваться. Но когда произошла слуховая «перестройка» и зал попал с исполнительницей на одну волну – аплодисменты окатывали певицу и ансамбль после каждого номера, нарастая по крещендо. Изысканным состязанием дуэта флейты Жан-Марка Гужона и голоса Бартоли была преисполнена ария Руджеро из «Неистового Роланда». Зал оцепенел во время арии царя Фарнака из одноименной оперы – царя, скорбящего о смерти любимого сына. Бартоли сама растрогалась до слез и не сразу вышла из этого состояния. Но, переключившись, запорхала, словно пташка, взяв в руки бубен в арии-песенке Леокасты из оперы «Юстин».

Особой линией стали уже упомянутые арии из альбома «Санкт-Петербург». Под конец марша Альцесты из одноименной оперы Раупаха певица царственно вышла с белым шлейфом длиной несколько метров. Чечилия всеми силами насыщала концерт театральностью. Арию «Иду на смерть» Альцесты, принявшей решение спасти мужа и отправиться в царство мертвых, она исполнила на чистом русском языке, вызвав мощный прилив энтузиазма в зале. В арии O placido il mare из оперы «Сирой, царь персидский» Раупаха Бартоли создала иллюзию солнечного полудня на побережье, дразняще изображая дуновение ветерка, приливы волн, сверкание лучей. Она словно ребенок играла звуковыми эффектами дальше-ближе, выше-ниже, ярче-бледнее, идеально сливаясь с ансамблем, подобно одному из солирующих инструментов, подчас перенимая функцию дирижера.

На финальном номере – знаменитой арии Аделаиды Nobil onda из одноименной оперы Николо Порпоры, учителя Гайдна, концерт не завершился – он продолжился фактически третьим отделением. Первым бисом стала ария «Легкая победа» из оперы «Тассилон» композитора-дипломата Агостино Стеффани. Номер стал едва ли не главным аттракционом концерта: буквально состязаясь с барочной трубой, Бартоли дошла до... джазовой импровизации! А пятым бисом стала еще одна ария на русском – «Разверзи пес гортани, лая» из оперы «Геракл» Раупаха, на которую певица вышла с реквизитом с обложки альбома – в белоснежных горностаевых кубанке и муфте. После чего, царственно и кокетливо помахивая на манер английской королевы, удалилась.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 106 (5723) от 16.06.2016.


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 Июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?

Лариса Малеванная: «Купчинскую квартиру выстроили  в Румынии – это дешевле»
22 Января 2019

Лариса Малеванная: «Купчинскую квартиру выстроили в Румынии – это дешевле»

Народная артистка России празднует сегодня юбилей – 80 лет. Наш автор пообщался с актрисой.

Делатель судеб. К 100-летию Игоря Владимирова
10 Января 2019

Делатель судеб. К 100-летию Игоря Владимирова

Его учеников-актеров было так много, что из них в Ленинграде с нуля был создан новый театр – Молодежный, который жив и сегодня.

Михаил Пиотровский. Что мы приносим в Петербург
19 Декабря 2018

Михаил Пиотровский. Что мы приносим в Петербург

Глава Эрмитажа – о прошедшем Дне музея и о том, что можно делать на Дворцовой площади.

«Иллюстратор» на фоне истории
13 Декабря 2018

«Иллюстратор» на фоне истории

Книга известного петербургского кинематографиста Дмитрия Долинина построена на воспоминаниях художника-иллюстратора Петра Воскресенского. Разберем ее составляющие.

Хирург запустил «Русский реактор» в Петербурге
08 Октября 2018

Хирург запустил «Русский реактор» в Петербурге

Фильм, снятый лидером Всероссийского мотоклуба «Ночные волки», представили в День рождения президента России.

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы
01 Августа 2018

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы

Как случается с любой более-менее резонансной литературной наградой, от Нобелевской премии до «Большой книги», одни коллеги поздравляли московскую писательницу с победой, другие шумно негодовали.

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»
02 Июня 2018

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»

Директор Эрмитажа - об автономности культуры, уголовных делах, связанных с хищениями в музее и о прошедшем Юридическом форуме.

Александр Петров, родившийся заново
01 Февраля 2018

Александр Петров, родившийся заново

Саша Петров поставил исповедальное поэтически-музыкальное шоу «#Зановородиться» по собственным стихам и издал книгу, которая вышла в январе.

Топ-100 от РОСФОТО
17 Июля 2017

Топ-100 от РОСФОТО

Свое 15-летие музейно-выставочный центр РОСФОТО отмечает выставкой ста лучших фотографий из собственной коллекции.

Сказать всё, никого не обидев
12 Июля 2017

Сказать всё, никого не обидев

Музей работает для всех, но ему важна понимающая аудитория. Есть люди, которые все понимают, ориентироваться надо на них. Сегодня это важно.

Юность покоряет олимп в Петербурге
20 Июня 2017

Юность покоряет олимп в Петербурге

На XXII международном фестивале «Музыкальный олимп» выступили лауреаты самых престижных конкурсов последних лет из семнадцати стран, среди которых значились не только США и Германия, но также Египет, ...