Как Иван Васильевич пострадал от рук посетителя Третьяковки
Никто не спорит с тем, что произведения искусства способны вызывать сильные эмоции. К сожалению, приходится убеждаться, что они беззащитны перед человеческой жадностью, невежеством и душевными болезнями.
Репродукция. Фото: ТАСС
В Третьяковской галерее от рук вандала пострадало знаменитое полотно Ильи Репина «Иван Грозный и сын его Иван».
Металлическим столбиком ограждения, установленного рядом с картиной, злоумышленник разбил стекло, защищавшее живопись от перепадов температуры и влажности. Полотно прорвано в трех местах, разрывы пришлись на центральную часть картины. К счастью, не пострадало самое ценное - изображения лиц и рук персонажей. Из-за падения стекла повреждена и авторская художественная рама.
Полиция задержала вандала. По данным МВД, им оказался 37-летний мужчина, приезжий из Воронежа. Он пояснил, что повредил картину из-за недостоверности изображенных на ней исторических фактов. Как сообщается, злоумышленник - лицо без определенного места жительства, не судим, на учете в психиатрических учреждениях не состоял. Он подтвердил, что осознает тяжесть поступка. Возбуждено уголовное дело по ч. 1 ст. 243 УК РФ («уничтожение или повреждение объектов культурного наследия»).
Картина изъята из постоянной экспозиции и находится в реставрационной мастерской. Специалисты Третьяковской галереи изучают состояние полотна и разрабатывают программу восстановления. Не исключается проведение расширенного реставрационного совета с приглашением специалистов из музеев страны.
Картину «Иван Грозный убивает своего сына» Репин создавал в Петербурге в 1883 - 1885 годах. Как вспоминал художник, «писал залпами, мучился, переживал, вновь и вновь исправлял написанное». У современников она вызвала неоднозначную реакцию. Коллеги-художники восторгались, Третьяков картину купил. Александру III работа Репина не понравилась, он запретил показывать ее публике. Правда, запрет продлился всего три месяца.
Как известно, знаменитая картина не в первый раз подверглась нападению. В 1913 году 29-летний иконописец старообрядец Абрам Балашов в приступе душевной болезни нанес полотну три удара ножом, порезы пришлись на лица и руки персонажей. Когда о случившемся сообщили хранителю Третьяковской галереи Егору Хруслову, тот покончил с собой. Повреждения были настолько серьезны, что Репин сомневался, удастся ли картину восстановить. Но благодаря усилиям автора и реставраторов это произошло.
И в наше время творение Репина служит предметом дискуссий. Пять лет назад группа православных активистов выступила с заявлением о необходимости убрать картину из постоянной экспозиции Третьяковской галереи, заявив, что она оскорбляет патриотические чувства русских людей и порочит царя. Руководство музея удовлетворить требование отказалось.
Директор Эрмитажа и председатель Союза музеев России Михаил Пиотровский так прокомментировал произошедшее для «Санкт-Петербургских ведомостей»:
- В нашем обществе отсутствует понимание того, что музей - храм. Зато есть живой интерес к актам вандализма, что стимулирует преступников.
Существующие сегодня в музеях меры безопасности адекватны ситуации. Но стопроцентные гарантии защиты шедевров никто не даст. Музеи - демократические учреждения, туда может войти каждый. Единственный и самый надежный способ обеспечить безопасность - закрыть двери музеев для посетителей...
Материал был опубликован в газете под № 093 (6202) от 28.05.2018 под заголовком «Покушение на Ивана Васильевича».
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 093 (6202) от 28.05.2018.
Комментарии