Покоритель квебрахо и альгарробо

Сезон белых ночей в Петербурге, как всегда, богат на яркие культурные события: вернисажи, премьеры следуют друг за другом почти без перерыва, только успевай.

Покоритель квебрахо и альгарробо | Из-под его резца даже под небом далекой Аргентины рождались образы, овеянные волжским ветром. <br>ФОТО Елены САМСОНОВОЙ

Из-под его резца даже под небом далекой Аргентины рождались образы, овеянные волжским ветром.
ФОТО Елены САМСОНОВОЙ

Есть «громкие» выставки, которые пропустить нельзя: «Кранахи» в Эрмитаже, «Реализмы» в Главном штабе, «Круг Петрова-Водкина» в Русском музее... На этой неделе в Эрмитаже открываются выставки Эрте (Романа Тыртова) и ретроспектива Вячеслава Зайцева.

И все же стоит найти время, чтобы посмотреть открывшуюся без ажиотажа выставку Степана Эрьзи в Михайловском замке Русского музея. Скульптора, которого еще в начале прошлого века в Париже назвали «русским Роденом». Прозвище это за ним так и закрепилось, хотя сравнивать двух талантливых художников – дело неблагодарное.

Последняя выставка скульптора Степана Нефедова, сделавшего творческим псевдонимом название своей национальности – одной из мордовских народностей эрзя и прославившего русское искусство на весь мир, была в Петербурге, в Русском же музее, двадцать лет назад. Хорошо, что случилась дата: в октябре этого года исполняется 140 лет со дня рождения скульптора.

В нескольких залах – 31 скульптура из коллекции Русского музея и шесть – из Музея Эрьзи в Саранске, представляющие разные годы его творчества.

В работах сильно влияние импрессионизма и модерна. Не только в ранних, сделанных в начале века молодым скульптором, учившимся у Сергея Волнухина и Паоло Трубецкого, но и в поздних, созданных в Аргентине, где он провел двадцать лет. От модерна – гибкие линии, игра с фактурами поверхностей, намеренная незаконченность, символизм. Мастер передает живую натуру во всей ее постоянной изменчивости. Он работал без предварительных моделей, сразу в материале, будто извлекал из камня сущности, которые, скованные, придавленные, были заключены там и ждали освобождения. Без помощи подмастерий, все делал сам. Ему покорялись любые материалы – от гипса и мрамора до железобетона. Любимым материалом было дерево. Он не раз говорил, что прожил в Аргентине, куда забросила его судьба, так долго, потому что его не отпускали растущие только в южноамериканских лесах деревья – квебрахо и альгарробо. Это деревья чрезвычайно твердые, потому с ними скульпторы никогда не работали, в Аргентине квебрахо использовали для изготовления шпал. Ему они покорились.

Скульптуры аргентинского периода, показанные на выставке – «Шепот», «Музыка Грига», «Бетховен», портрет Льва Толстого, – словно произрастают из дерева. Он использовал переплетающиеся, извилистые корни, которые окружают головы подобно вихрю. Отражают они и «бремя страстей человеческих». Эрьзя – мастер психологических состояний, что видно уже из названий его работ: «Горе», «Тоска», «Любовь».

В Аргентине Степан Эрьзя прижился, привык, у него был домик неподалеку от Буэнос-Айреса, регулярные выставки, заказы. Но тоска по родине не отпускала, хотя Эрьзя понимал, что в стране произошли значительные перемены, и не был уверен, что ему найдется там место.

Когда Советский Союз возобновил дипломатические отношения с Аргентиной, Степан Эрьзя подружился с советским послом, тот предложил ему помощь в возвращении домой. Несмотря на возраст и сомнения, скульптор все-таки решился. Ему хотелось, чтобы его работы остались в родной стране. Отъезд несколько раз откладывался не по его вине, а потом, когда он уже отчаялся, в 1950 году прибыл зафрахтованный советским правительством теплоход. На нем и отправился в путь скульптор, прихватив только любимую собаку и работы, весившие в общей сложности 75 тонн, предназначенные в дар Советскому Союзу.

Москва встретила неласково, Степану Эрьзя пришлось пережить много мытарств, были проблемы с жильем, мастерской, пенсией. Возможно, он не раз пожалел о возвращении.

В 1954 году наконец открылась на Кузнецком мосту его выставка. У публики она имела невероятный успех. Его живые скульптуры так разительно отличались от произведений соцреалистов, по большей части безликих, сделанных по шаблону. Советским скульпторам, которые были тогда в чести, успех приехавшего из-за океана коллеги не понравился. Да и кому мог понравиться такой отзыв, который оставил кто-то из зрителей на выставке одного из них: «После выставки Эрьзя вас смотреть совсем нельзя!»? Начались интриги, выставку закрыли раньше срока. Сергей Коненков был одним из немногих, кто встретил коллегу доброжелательно и оказал ему поддержку.

Жизнь «русского Родена» завершилась трагично. Он умер в одиночестве, в мастерской, где его нашли спустя несколько дней. У него была разбита голова, предположили, что он упал с лестницы, когда хотел заменить лампочку. Похоронили Степана Эрьзю, согласно его последней воле, на родине – в Мордовии, в Саранске. Так закольцевалась жизнь вечного странника.

«Он облекал в плоть скульптурных образов душу своего народа. И это в нем пустило настолько глубокие корни, что он, много лет живя на чужбине, в Южной Америке, оставался национальным художником. Он пропел песнь, достойную своего прекрасного народа. Где бы он ни жил, он был верен своему идеалу. Из-под его резца даже под небом далекой Аргентины рождались образы, овеянные волжским ветром», – написал о нем Сергей Коненков.

Сам Степан Эрьзя часто говорил о своих скульптурах: «Это не я сделал. Это сделал Бог».


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 111 (5728) от 23.06.2016.

Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы
01 Августа 2018

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы

Как случается с любой более-менее резонансной литературной наградой, от Нобелевской премии до «Большой книги», одни коллеги поздравляли московскую писательницу с победой, другие шумно негодовали.

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»
02 Июня 2018

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»

Директор Эрмитажа - об автономности культуры, уголовных делах, связанных с хищениями в музее и о прошедшем Юридическом форуме.

Сказать всё, никого не обидев
12 Июля 2017

Сказать всё, никого не обидев

Музей работает для всех, но ему важна понимающая аудитория. Есть люди, которые все понимают, ориентироваться надо на них. Сегодня это важно.

Уроки танца не кончаются
13 Июня 2017

Уроки танца не кончаются

Состоялся 275-й выпуск Академии русского балета им. А. Я. Вагановой. По давней традиции, в июне выпускники демонстрируют свои таланты на сцене Мариинского театра в рамках фестиваля «Звезды белых ночей...

Гений места движет фестиваль
25 Мая 2017

Гений места движет фестиваль

XXV, международный фестиваль «Дворцы Санкт-Петербурга» откроется 31 мая в Эрмитажном театре концертным исполнением оперы «Сельская честь» Масканьи.

Великая Победа глазами потомков
19 Мая 2017

Великая Победа глазами потомков

В нарядном недавно отреставрированном Доме журналиста на Невском вчера было непривычно, по-школьному, шумно...

Вся ночь впереди
19 Мая 2017

Вся ночь впереди

Завтра в 10-й раз в Петербург придет «Ночь музеев» - одно из главных культурных событий года.

Гранатовый браслет из Гатчины
02 Мая 2017

Гранатовый браслет из Гатчины

В Гатчине подвели итоги XXIII кинофестиваля «Литература и кино».

Кармен-сюита
25 Апреля 2017

Кармен-сюита

Удивительное дело: ни в одной другой экранизации не было так очевидно, что эти двое совершенно не созданы друг для друга...

Уважение рождается в борьбе
09 Марта 2017

Уважение рождается в борьбе

Благодаря музею Исаакий стал гражданской святыней, обрел значение, которое выдвинуло его в первый ряд памятников Петербурга. Музеи всегда оказываются на передовой линии борьбы за цивилизацию. Они подч...

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит
02 Февраля 2017

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит

Я написал письмо Патриарху Кириллу. Пресс-секретарь Святейшего сообщил, что Патриарх готов встречаться и обсуждать эти вопросы.

Как сэкономить на культуре
15 Декабря 2015

Как сэкономить на культуре

Посещение музеев, особенно всей семьей, обычно влетает в копеечку и для многих становится роскошью. Сегодня мы расскажем о том, как можно сэкономить, напомним о бесплатных днях и льготах.