Покорение замка Угрюмовым

В Инженерном замке Русский музей открыл выставку одного из самых значительных русских академических художников рубежа XVIII — XIX веков — Григория Ивановича Угрюмова. Он был и одним из первых преподавателей исторического класса Академии художеств. Заслуг много, и все же Угрюмов принадлежит к числу художников, имена которых стирает из нашей памяти время. 250-летие со дня рождения живописца — повод вспомнить о его творчестве и об эпохе, в которую он жил.

Покорение замка Угрюмовым | ФОТО Александра ДРОЗДОВА

ФОТО Александра ДРОЗДОВА

— Мы привыкли, что в современном искусстве есть разделение на темы актуальные и архаические, что целые страницы оказались вырванными из представления о русской художественной культуре, — говорит заведующий отделом живописи XVIII — первой половины XIX века Русского музея Григорий Голдовский. — Хочется думать, что это одна из первых выставок — возвращений к истокам и важным страницам отечественной художественной жизни, связанной с Академией художеств. Академия была не пристанищем мракобесов, а учреждением художественного образования. Профессора служили образцом преданности делу, понимания художественных задач своего времени. Они демонстрировали собственные работы. В числе таких художников был и Григорий Иванович Угрюмов.

Для публики эта выставка может стать открытием. В воспоминаниях современники называли Угрюмова первым русским колористом. До недавнего времени его произведения, потемневшие от времени, скрытые под слоем двухсотлетнего лака, не давали оснований верить воспоминаниям о них. Сейчас, когда проделана огромная реставрационная работа, они выглядят по-новому. Реставраторы вернули им свежесть и яркость красок. Стало очевидным, что Угрюмов крупный мастер, обращавший внимание на колорит. Не случайно в юности он копировал произведения венецианских художников эпохи Возрождения.

Выставка небольшая — всего тридцать с лишним работ. Но все они значительного масштаба, по ним можно судить о традициях и тенденциях в живописи периода интереса не только к иконописи, но и к сюжетам отечественной истории.

Удачное решение — показать работы Угрюмова в Михайловском замке, для которого он писал картины, как, впрочем, и для других не менее знаменитых зданий нашего города.

Пролог выставки — огромные полотна «Покорение Казани царем Иваном Васильевичем» и «Призвание Михаила Федоровича на царство». Оба были заказаны Угрюмову императором Павлом I и написаны для интерьеров Инженерного замка.

В соседнем помещении грандиозное полотно «Торжественный въезд Александра Невского в Псков». Его заказала художнику Екатерина II для Троицкого собора Александро-Невской лавры, где наверху, в третьем ярусе, и находилась картина до 1930-х годов. Потом она попала в Русский музей, вернулась в собор на время празднования тысячелетия крещения Руси, где и задержалась. Музею удалось ее получить, обменяв на копию, сделанную реставраторами. Когда картина вернулась, стало ясно, насколько некомфортно ей было в церкви: живопись покрылась слоем сажи, реставраторам пришлось ее основательно раскрывать.

Похожая история с иконами, написанными для Казанского собора. Большие, почти трехметровые, образа были исполнены Угрюмовым для северных и южных врат главного иконостаса. В 1934 году их передали в Русский музей. В результате переговоров часть вернули в собор, часть заменили копиями. Три иконы из главного иконостаса попали в собрание Русского музея и демонстрируются в замке.

Бесспорно, это шедевры по трактовке, яркости цвета, выразительности. Посмотрев фильм, представленный на выставке, можно увидеть, какое количество утрат, записей, перекрывающих утраты, было на этих иконах. Труд реставраторов, сумевших раскрыть и восполнить утраты, можно назвать выдающимся.

Фильм — еще одно доказательство: разговоры специалистов о необходимости музейного хранения и реставрации церковных памятников не вымыслы и не желание присвоить какие-то произведения, принадлежащие церкви. Это забота об их сохранности.

Выставка демонстрирует публике произведения Угрюмова в основном из коллекции Русского музея, за небольшим исключением. Икона «Христос» представляет частное собрание.

Рядом с ней на стене «Плащаница» из Ярославского художественного музея. Икона была обнаружена местным краеведом в ярославской церкви, где крестили Угрюмова. Краевед предположил авторство художника. Икона пришла в Русский музей в скверной сохранности. Реставраторы привели ее в порядок. После выставки «Плащаница» вернется в Ярославский музей.

Картины Угрюмова прижились в Инженерном замке, но они здесь не навсегда. Потом что-то уйдет в запасники, что-то в экспозицию. Полотно «Въезд Александра Невского во Псков» — из основной экспозиции, скорее всего, оно туда вернется.

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 208 (5334) от 06.11.2014.

Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы
01 Августа 2018

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы

Как случается с любой более-менее резонансной литературной наградой, от Нобелевской премии до «Большой книги», одни коллеги поздравляли московскую писательницу с победой, другие шумно негодовали.

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»
02 Июня 2018

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»

Директор Эрмитажа - об автономности культуры, уголовных делах, связанных с хищениями в музее и о прошедшем Юридическом форуме.

Сказать всё, никого не обидев
12 Июля 2017

Сказать всё, никого не обидев

Музей работает для всех, но ему важна понимающая аудитория. Есть люди, которые все понимают, ориентироваться надо на них. Сегодня это важно.

Уроки танца не кончаются
13 Июня 2017

Уроки танца не кончаются

Состоялся 275-й выпуск Академии русского балета им. А. Я. Вагановой. По давней традиции, в июне выпускники демонстрируют свои таланты на сцене Мариинского театра в рамках фестиваля «Звезды белых ночей...

Гений места движет фестиваль
25 Мая 2017

Гений места движет фестиваль

XXV, международный фестиваль «Дворцы Санкт-Петербурга» откроется 31 мая в Эрмитажном театре концертным исполнением оперы «Сельская честь» Масканьи.

Великая Победа глазами потомков
19 Мая 2017

Великая Победа глазами потомков

В нарядном недавно отреставрированном Доме журналиста на Невском вчера было непривычно, по-школьному, шумно...

Вся ночь впереди
19 Мая 2017

Вся ночь впереди

Завтра в 10-й раз в Петербург придет «Ночь музеев» - одно из главных культурных событий года.

Гранатовый браслет из Гатчины
02 Мая 2017

Гранатовый браслет из Гатчины

В Гатчине подвели итоги XXIII кинофестиваля «Литература и кино».

Кармен-сюита
25 Апреля 2017

Кармен-сюита

Удивительное дело: ни в одной другой экранизации не было так очевидно, что эти двое совершенно не созданы друг для друга...

Уважение рождается в борьбе
09 Марта 2017

Уважение рождается в борьбе

Благодаря музею Исаакий стал гражданской святыней, обрел значение, которое выдвинуло его в первый ряд памятников Петербурга. Музеи всегда оказываются на передовой линии борьбы за цивилизацию. Они подч...

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит
02 Февраля 2017

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит

Я написал письмо Патриарху Кириллу. Пресс-секретарь Святейшего сообщил, что Патриарх готов встречаться и обсуждать эти вопросы.

Как сэкономить на культуре
15 Декабря 2015

Как сэкономить на культуре

Посещение музеев, особенно всей семьей, обычно влетает в копеечку и для многих становится роскошью. Сегодня мы расскажем о том, как можно сэкономить, напомним о бесплатных днях и льготах.