Покорение замка Угрюмовым

В Инженерном замке Русский музей открыл выставку одного из самых значительных русских академических художников рубежа XVIII — XIX веков — Григория Ивановича Угрюмова. Он был и одним из первых преподавателей исторического класса Академии художеств. Заслуг много, и все же Угрюмов принадлежит к числу художников, имена которых стирает из нашей памяти время. 250-летие со дня рождения живописца — повод вспомнить о его творчестве и об эпохе, в которую он жил.

Покорение замка Угрюмовым | ФОТО Александра ДРОЗДОВА

ФОТО Александра ДРОЗДОВА

— Мы привыкли, что в современном искусстве есть разделение на темы актуальные и архаические, что целые страницы оказались вырванными из представления о русской художественной культуре, — говорит заведующий отделом живописи XVIII — первой половины XIX века Русского музея Григорий Голдовский. — Хочется думать, что это одна из первых выставок — возвращений к истокам и важным страницам отечественной художественной жизни, связанной с Академией художеств. Академия была не пристанищем мракобесов, а учреждением художественного образования. Профессора служили образцом преданности делу, понимания художественных задач своего времени. Они демонстрировали собственные работы. В числе таких художников был и Григорий Иванович Угрюмов.

Для публики эта выставка может стать открытием. В воспоминаниях современники называли Угрюмова первым русским колористом. До недавнего времени его произведения, потемневшие от времени, скрытые под слоем двухсотлетнего лака, не давали оснований верить воспоминаниям о них. Сейчас, когда проделана огромная реставрационная работа, они выглядят по-новому. Реставраторы вернули им свежесть и яркость красок. Стало очевидным, что Угрюмов крупный мастер, обращавший внимание на колорит. Не случайно в юности он копировал произведения венецианских художников эпохи Возрождения.

Выставка небольшая — всего тридцать с лишним работ. Но все они значительного масштаба, по ним можно судить о традициях и тенденциях в живописи периода интереса не только к иконописи, но и к сюжетам отечественной истории.

Удачное решение — показать работы Угрюмова в Михайловском замке, для которого он писал картины, как, впрочем, и для других не менее знаменитых зданий нашего города.

Пролог выставки — огромные полотна «Покорение Казани царем Иваном Васильевичем» и «Призвание Михаила Федоровича на царство». Оба были заказаны Угрюмову императором Павлом I и написаны для интерьеров Инженерного замка.

В соседнем помещении грандиозное полотно «Торжественный въезд Александра Невского в Псков». Его заказала художнику Екатерина II для Троицкого собора Александро-Невской лавры, где наверху, в третьем ярусе, и находилась картина до 1930-х годов. Потом она попала в Русский музей, вернулась в собор на время празднования тысячелетия крещения Руси, где и задержалась. Музею удалось ее получить, обменяв на копию, сделанную реставраторами. Когда картина вернулась, стало ясно, насколько некомфортно ей было в церкви: живопись покрылась слоем сажи, реставраторам пришлось ее основательно раскрывать.

Похожая история с иконами, написанными для Казанского собора. Большие, почти трехметровые, образа были исполнены Угрюмовым для северных и южных врат главного иконостаса. В 1934 году их передали в Русский музей. В результате переговоров часть вернули в собор, часть заменили копиями. Три иконы из главного иконостаса попали в собрание Русского музея и демонстрируются в замке.

Бесспорно, это шедевры по трактовке, яркости цвета, выразительности. Посмотрев фильм, представленный на выставке, можно увидеть, какое количество утрат, записей, перекрывающих утраты, было на этих иконах. Труд реставраторов, сумевших раскрыть и восполнить утраты, можно назвать выдающимся.

Фильм — еще одно доказательство: разговоры специалистов о необходимости музейного хранения и реставрации церковных памятников не вымыслы и не желание присвоить какие-то произведения, принадлежащие церкви. Это забота об их сохранности.

Выставка демонстрирует публике произведения Угрюмова в основном из коллекции Русского музея, за небольшим исключением. Икона «Христос» представляет частное собрание.

Рядом с ней на стене «Плащаница» из Ярославского художественного музея. Икона была обнаружена местным краеведом в ярославской церкви, где крестили Угрюмова. Краевед предположил авторство художника. Икона пришла в Русский музей в скверной сохранности. Реставраторы привели ее в порядок. После выставки «Плащаница» вернется в Ярославский музей.

Картины Угрюмова прижились в Инженерном замке, но они здесь не навсегда. Потом что-то уйдет в запасники, что-то в экспозицию. Полотно «Въезд Александра Невского во Псков» — из основной экспозиции, скорее всего, оно туда вернется.

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 208 (5334) от 06.11.2014.


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Лариса Малеванная: «Купчинскую квартиру выстроили  в Румынии – это дешевле»
22 Января 2019

Лариса Малеванная: «Купчинскую квартиру выстроили в Румынии – это дешевле»

Народная артистка России празднует сегодня юбилей – 80 лет. Наш автор пообщался с актрисой.

Делатель судеб. К 100-летию Игоря Владимирова
10 Января 2019

Делатель судеб. К 100-летию Игоря Владимирова

Его учеников-актеров было так много, что из них в Ленинграде с нуля был создан новый театр – Молодежный, который жив и сегодня.

Михаил Пиотровский. Что мы приносим в Петербург
19 Декабря 2018

Михаил Пиотровский. Что мы приносим в Петербург

Глава Эрмитажа – о прошедшем Дне музея и о том, что можно делать на Дворцовой площади.

«Иллюстратор» на фоне истории
13 Декабря 2018

«Иллюстратор» на фоне истории

Книга известного петербургского кинематографиста Дмитрия Долинина построена на воспоминаниях художника-иллюстратора Петра Воскресенского. Разберем ее составляющие.

Хирург запустил «Русский реактор» в Петербурге
08 Октября 2018

Хирург запустил «Русский реактор» в Петербурге

Фильм, снятый лидером Всероссийского мотоклуба «Ночные волки», представили в День рождения президента России.

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы
01 Августа 2018

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы

Как случается с любой более-менее резонансной литературной наградой, от Нобелевской премии до «Большой книги», одни коллеги поздравляли московскую писательницу с победой, другие шумно негодовали.

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»
02 Июня 2018

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»

Директор Эрмитажа - об автономности культуры, уголовных делах, связанных с хищениями в музее и о прошедшем Юридическом форуме.

Александр Петров, родившийся заново
01 Февраля 2018

Александр Петров, родившийся заново

Саша Петров поставил исповедальное поэтически-музыкальное шоу «#Зановородиться» по собственным стихам и издал книгу, которая вышла в январе.

Топ-100 от РОСФОТО
17 Июля 2017

Топ-100 от РОСФОТО

Свое 15-летие музейно-выставочный центр РОСФОТО отмечает выставкой ста лучших фотографий из собственной коллекции.

Сказать всё, никого не обидев
12 Июля 2017

Сказать всё, никого не обидев

Музей работает для всех, но ему важна понимающая аудитория. Есть люди, которые все понимают, ориентироваться надо на них. Сегодня это важно.

Юность покоряет олимп в Петербурге
20 Июня 2017

Юность покоряет олимп в Петербурге

На XXII международном фестивале «Музыкальный олимп» выступили лауреаты самых престижных конкурсов последних лет из семнадцати стран, среди которых значились не только США и Германия, но также Египет, ...

Уроки танца не кончаются
13 Июня 2017

Уроки танца не кончаются

Состоялся 275-й выпуск Академии русского балета им. А. Я. Вагановой. По давней традиции, в июне выпускники демонстрируют свои таланты на сцене Мариинского театра в рамках фестиваля «Звезды белых ночей...