Пока длится пауза

Петербургский актер Олег Алмазов, известный по сериалам «Мангуст», «Тайны следствия», «Фаворит», «Морские дьяволы», «Мать и мачеха» и другим, отмечает Год кино новыми съемками и премьерами, продолжая работать на радио и участвовать в театральных проектах. Проверку славой этот актер прошел уже давно, и сегодня его отношение к самому себе, к профессии и киномиру достаточно критично. Свою позицию объяснил Олег АЛМАЗОВ.

Пока длится пауза | ФОТО из личного архива Олега Алмазова

ФОТО из личного архива Олега Алмазова

– Олег, Год кино для вас чем-то отличается от других съемочных лет?

– На мой взгляд, нынешний год мало подходит для того, чтобы объявлять его Годом кино: мировой кризис не лучшим образом отразился на отечественной киноиндустрии. Почти ничего не снимается. Зато проводится куча мероприятий, на которых и мне порой приходится выступать в роли свадебного генерала. Хожу, рассказываю, но по большей части о прошлом – настоящим днем кино гордиться не приходится.

– Хотите сказать, что ни Калатозовых, ни Хейфицев, ни Герасимовых на горизонте нашего кино не наблюдается?

– Не наблюдается. Молодое поколение, пришедшее в режиссуру, зачастую считает, что учиться профессии вообще не надо. И дело не только в том, что в 25 – 30 лет все считают, что они гении и перевернут весь мир. Я сталкивался с людьми, окончившими режиссерские курсы за мамины деньги, потому что таланта поступить в вуз не хватило, но смелости признаться в этом тоже нет. Такие не умеют работать с актерами, не умеют разобрать сцену, не знают, что такое событие... Не знают азов – того, чему учат в театральном институте. Это азбука профессии, ее фундамент, которого у них нет. Хотя и с педагогами вопрос неясен. Прикрываясь «раскрученным» именем, всяческие вузы, школы и курсы набирают коммерческих студентов. «Курс такого-то»... А этот «мастер» может появляться у своих студентов раз в две недели на кафедре: чему и когда он научит? При этом наивные люди несут немалые деньги, даже не понимая, что они хотят получить за них в результате. Так, не понимая ничего, и выпускаются.

– Но есть же и исключения...

– Да, среди моих знакомых есть два человека, упорно откладывавших на учебу деньги из зарплаты: они знали, у кого именно и зачем они хотят учиться. Тут не в одних деньгах дело. Мне кажется правильным, что прежде существовал строгий компетентный отбор поступающих – тех, чей талант сможет принять знания, употребит их грамотно, сохранит их и самого себя в профессии.

Яркий пример последних лет – замечательный мальчик, которого Федор Бондарчук нашел для фильма «Обитаемый остров». Как его «подкинули вверх»: везде был, когда фильм вышел, – на щитах, экранах, в журналах и газетах. И где он сейчас? А был ли мальчик?..

– Пожалуй, среди безликой массы молодых актеров Василий Степанов хотя бы запомнился...

– Безликость идет от «валового продукта», от перепроизводства актеров. Но снимаются-то одни и те же. Выражение «быть в обойме» работает как никогда. У меня сейчас съемки в Калининграде идут, так что вы думаете: приезжаю и вижу – знаю всех. Я со всеми где-то снимался. Причем я в свои 43 года по количеству ролей скоро уже догоню Армена Борисовича Джигарханяна, самого «снимаемого» советского артиста, за плечами которого 200 фильмов. Но где я, и где Джигарханян? Получается, и в кино перепроизводство. Но не большого кино, а сериалов-однодневок.

– Большое кино у нас сейчас не снимают?

– Отчего же, снимают. Но, скажем, из 80 снятых в отечестве за год полнометражных лент до премьеры, до зрителя дойдут, дай бог, 20. Остальные, после того как с их помощью, как теперь говорят, «освоят деньги», лягут на полку. И ни один прокатчик за отечественный полный метр не возьмется, потому что ему выгоднее купить какой-нибудь «Форсаж», половина промоушена которого уже сделана за океаном. И тратиться почти не придется – знай собирай деньги со зрителей. И, честно говоря, этот «Форсаж» ничем не будет отличаться от наших фильмов (уж по уровню примитивных диалогов точно). Разве что тем, что у них в кадре всегда видны вложенные деньги, а у нас нет... Чтобы посмотреть наше кино, необязательно идти в кинотеатр – его и дома на компьютере оценить можно. А вот «Алису в Стране чудес» надо смотреть на большом экране, чтобы оценить все предложенные зрителю эффекты.

– Вы хотите сказать, что кино существует не для зрителей, а для освоения денег?

– А что у нас сегодня существует вне сферы денег? Футбол? Так и там деньги вкладываются, звезды покупаются, а результата нет как нет...

Ко времени надо относиться, как к погоде: идет дождь, так возьми зонтик. Во все времена в любой профессии есть всего 10% профессионалов. В этих условиях надо оставаться максимально честным перед самим собой – работать честно и предпочитать работу, которая интересна. Потому что даже сериалы нельзя огульно хаять. Есть режиссеры, есть сценарии, есть уважаемые коллеги. Есть потрясающие моменты, когда входишь в кадр и понимаешь, что ты профессионал. Получать удовольствие от процесса – совсем иное дело, чем вести свадьбы ради заработков, поверьте...



Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 121 (5738) от 07.07.2016.


Комментарии