Пока длится пауза

Петербургский актер Олег Алмазов, известный по сериалам «Мангуст», «Тайны следствия», «Фаворит», «Морские дьяволы», «Мать и мачеха» и другим, отмечает Год кино новыми съемками и премьерами, продолжая работать на радио и участвовать в театральных проектах. Проверку славой этот актер прошел уже давно, и сегодня его отношение к самому себе, к профессии и киномиру достаточно критично. Свою позицию объяснил Олег АЛМАЗОВ.

Пока длится пауза | ФОТО из личного архива Олега Алмазова

ФОТО из личного архива Олега Алмазова

– Олег, Год кино для вас чем-то отличается от других съемочных лет?

– На мой взгляд, нынешний год мало подходит для того, чтобы объявлять его Годом кино: мировой кризис не лучшим образом отразился на отечественной киноиндустрии. Почти ничего не снимается. Зато проводится куча мероприятий, на которых и мне порой приходится выступать в роли свадебного генерала. Хожу, рассказываю, но по большей части о прошлом – настоящим днем кино гордиться не приходится.

– Хотите сказать, что ни Калатозовых, ни Хейфицев, ни Герасимовых на горизонте нашего кино не наблюдается?

– Не наблюдается. Молодое поколение, пришедшее в режиссуру, зачастую считает, что учиться профессии вообще не надо. И дело не только в том, что в 25 – 30 лет все считают, что они гении и перевернут весь мир. Я сталкивался с людьми, окончившими режиссерские курсы за мамины деньги, потому что таланта поступить в вуз не хватило, но смелости признаться в этом тоже нет. Такие не умеют работать с актерами, не умеют разобрать сцену, не знают, что такое событие... Не знают азов – того, чему учат в театральном институте. Это азбука профессии, ее фундамент, которого у них нет. Хотя и с педагогами вопрос неясен. Прикрываясь «раскрученным» именем, всяческие вузы, школы и курсы набирают коммерческих студентов. «Курс такого-то»... А этот «мастер» может появляться у своих студентов раз в две недели на кафедре: чему и когда он научит? При этом наивные люди несут немалые деньги, даже не понимая, что они хотят получить за них в результате. Так, не понимая ничего, и выпускаются.

– Но есть же и исключения...

– Да, среди моих знакомых есть два человека, упорно откладывавших на учебу деньги из зарплаты: они знали, у кого именно и зачем они хотят учиться. Тут не в одних деньгах дело. Мне кажется правильным, что прежде существовал строгий компетентный отбор поступающих – тех, чей талант сможет принять знания, употребит их грамотно, сохранит их и самого себя в профессии.

Яркий пример последних лет – замечательный мальчик, которого Федор Бондарчук нашел для фильма «Обитаемый остров». Как его «подкинули вверх»: везде был, когда фильм вышел, – на щитах, экранах, в журналах и газетах. И где он сейчас? А был ли мальчик?..

– Пожалуй, среди безликой массы молодых актеров Василий Степанов хотя бы запомнился...

– Безликость идет от «валового продукта», от перепроизводства актеров. Но снимаются-то одни и те же. Выражение «быть в обойме» работает как никогда. У меня сейчас съемки в Калининграде идут, так что вы думаете: приезжаю и вижу – знаю всех. Я со всеми где-то снимался. Причем я в свои 43 года по количеству ролей скоро уже догоню Армена Борисовича Джигарханяна, самого «снимаемого» советского артиста, за плечами которого 200 фильмов. Но где я, и где Джигарханян? Получается, и в кино перепроизводство. Но не большого кино, а сериалов-однодневок.

– Большое кино у нас сейчас не снимают?

– Отчего же, снимают. Но, скажем, из 80 снятых в отечестве за год полнометражных лент до премьеры, до зрителя дойдут, дай бог, 20. Остальные, после того как с их помощью, как теперь говорят, «освоят деньги», лягут на полку. И ни один прокатчик за отечественный полный метр не возьмется, потому что ему выгоднее купить какой-нибудь «Форсаж», половина промоушена которого уже сделана за океаном. И тратиться почти не придется – знай собирай деньги со зрителей. И, честно говоря, этот «Форсаж» ничем не будет отличаться от наших фильмов (уж по уровню примитивных диалогов точно). Разве что тем, что у них в кадре всегда видны вложенные деньги, а у нас нет... Чтобы посмотреть наше кино, необязательно идти в кинотеатр – его и дома на компьютере оценить можно. А вот «Алису в Стране чудес» надо смотреть на большом экране, чтобы оценить все предложенные зрителю эффекты.

– Вы хотите сказать, что кино существует не для зрителей, а для освоения денег?

– А что у нас сегодня существует вне сферы денег? Футбол? Так и там деньги вкладываются, звезды покупаются, а результата нет как нет...

Ко времени надо относиться, как к погоде: идет дождь, так возьми зонтик. Во все времена в любой профессии есть всего 10% профессионалов. В этих условиях надо оставаться максимально честным перед самим собой – работать честно и предпочитать работу, которая интересна. Потому что даже сериалы нельзя огульно хаять. Есть режиссеры, есть сценарии, есть уважаемые коллеги. Есть потрясающие моменты, когда входишь в кадр и понимаешь, что ты профессионал. Получать удовольствие от процесса – совсем иное дело, чем вести свадьбы ради заработков, поверьте...



Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 121 (5738) от 07.07.2016.

Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы
01 Августа 2018

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы

Как случается с любой более-менее резонансной литературной наградой, от Нобелевской премии до «Большой книги», одни коллеги поздравляли московскую писательницу с победой, другие шумно негодовали.

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»
02 Июня 2018

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»

Директор Эрмитажа - об автономности культуры, уголовных делах, связанных с хищениями в музее и о прошедшем Юридическом форуме.

Сказать всё, никого не обидев
12 Июля 2017

Сказать всё, никого не обидев

Музей работает для всех, но ему важна понимающая аудитория. Есть люди, которые все понимают, ориентироваться надо на них. Сегодня это важно.

Уроки танца не кончаются
13 Июня 2017

Уроки танца не кончаются

Состоялся 275-й выпуск Академии русского балета им. А. Я. Вагановой. По давней традиции, в июне выпускники демонстрируют свои таланты на сцене Мариинского театра в рамках фестиваля «Звезды белых ночей...

Гений места движет фестиваль
25 Мая 2017

Гений места движет фестиваль

XXV, международный фестиваль «Дворцы Санкт-Петербурга» откроется 31 мая в Эрмитажном театре концертным исполнением оперы «Сельская честь» Масканьи.

Великая Победа глазами потомков
19 Мая 2017

Великая Победа глазами потомков

В нарядном недавно отреставрированном Доме журналиста на Невском вчера было непривычно, по-школьному, шумно...

Вся ночь впереди
19 Мая 2017

Вся ночь впереди

Завтра в 10-й раз в Петербург придет «Ночь музеев» - одно из главных культурных событий года.

Гранатовый браслет из Гатчины
02 Мая 2017

Гранатовый браслет из Гатчины

В Гатчине подвели итоги XXIII кинофестиваля «Литература и кино».

Кармен-сюита
25 Апреля 2017

Кармен-сюита

Удивительное дело: ни в одной другой экранизации не было так очевидно, что эти двое совершенно не созданы друг для друга...

Уважение рождается в борьбе
09 Марта 2017

Уважение рождается в борьбе

Благодаря музею Исаакий стал гражданской святыней, обрел значение, которое выдвинуло его в первый ряд памятников Петербурга. Музеи всегда оказываются на передовой линии борьбы за цивилизацию. Они подч...

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит
02 Февраля 2017

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит

Я написал письмо Патриарху Кириллу. Пресс-секретарь Святейшего сообщил, что Патриарх готов встречаться и обсуждать эти вопросы.

Как сэкономить на культуре
15 Декабря 2015

Как сэкономить на культуре

Посещение музеев, особенно всей семьей, обычно влетает в копеечку и для многих становится роскошью. Сегодня мы расскажем о том, как можно сэкономить, напомним о бесплатных днях и льготах.