Поиск гармонии в жестоком мире

В Музее истории города состоялась выставка петербургской художницы Галины Чувиляевой «Ангелы и волшебный лес». Почему успешный ювелир занялась живописью, почему у ее ангелов соломенные волосы? За ответами мы отправились в Павловск, в мастерскую художницы.

 Поиск гармонии в жестоком мире | ФОТО АВТОРА

ФОТО АВТОРА

- Ваша мастерская находится между двумя музеями-заповедниками - «Царским Селом» и «Павловском». Наверное, это не случайно?

- Для меня это лучшее место для работы, оно напоминает детство. Мой отец был военным летчиком, служил в Прикарпатье. Там прошло детство: зимы с морозными узорами, ранняя весна, теплое лето с арбузами, короткая яркая осень. Из окон видны горы... я много ходила в походы по Карпатам.

- Рано начали рисовать?

- Рано, помню, на уроках думала, как приду домой и возьму блокнот. В военном городке не было художественной школы, я по собственной инициативе училась в музыкальной, родители где-то достали пианино.

Когда мне было 15 лет, мы вернулись в Ленинград. «Приглядела» себе Мухинское училище. Но ни в одну художественную школу меня, переростка, не приняли. Это было первое столкновение с реальным миром. Тогда я нашла взрослую художественную студию в ДК Ильича, которую вел Владислав Левант, выпускник Академии художеств. До сих пор его тепло вспоминаю. Как-то он сделал постановку с черной сковородой и объяснил, сколько там разных отсветов. Время, проведенное в студии, было бесконечным удовольствием.

- После школы вы пошли в «Муху», с какого раза поступили?

- С первого. Хотя слышала разговоры, что туда поступают помногу лет. Сначала подавала на «стекло-керамику», но туда брали всего восемь человек. В последний момент (с помощью коробки конфет) я упросила переложить папку с моими работами на «промышленный дизайн». Туда брали 90 человек.

На экзамене надо было сделать графический «композиционный замес» из элементов архитектуры Мраморного дворца. Рисунок удался, и меня приняли.

- Очень по-разному выпускники «Мухи» оценивают годы, проведенные в училище. Как было у вас?

- Слишком много было научного коммунизма, мало цветоведения и шрифтов. Но композиции меня научили.

- Что вы делали на дипломе?

- Блок питания космонавтов на космической станции. Его выставляли в Центре управления полетами.

- И вас позвали работать в хорошее место?

- Мне светил Череповецкий металлургический комбинат. Вовремя подсказали, что там буду заниматься формой и цветом кнопок на станках. И красить стенгазеты. Устроилась художником-оформителем в универмаг «Купчинский».

- Во времена тотального дефицита?

- Оформлять было действительно нечего, рисовала ценники. Но план они выполняли, я получала неплохие деньги. Помните роман Ильи Штемлера «Универмаг»? Товар «налево», перекупщики, видела все эти сюжеты изнутри. Через два года меня пристроили в «Русские самоцветы».

- Получили престижную работу?

- Фантазии молодых художников быстро подрезали: это порвет колготки, это «штамповка» не возьмет и т. д. Когда кончилась советская власть, я попала на осколок «Самоцветов», там делали крупные украшения по израильской технологии. Из ювелирного воска вырезается форма, наплавляются детали, все покрывается толстым слоем серебра 925-й пробы. Получаются браслеты, гривны, крупные серьги. Это было мое. Возможно, сказалась наследственность, мой дед работал в селе Красном-на-Волге под Костромой, которое славится своими ювелирами.

- Из того, что сделали, что вам кажется самым достойным?

- Коллекция украшений «Дома Санкт-Петербурга» к 300-летию города. Это не буквальное воспроизведение вида зданий, а передача настроения от города.

- Почему бросили ювелирное искусство?

- Надоело работать на дядю и дышать восковыми испарениями. Хотелось рисовать и работать самостоятельно.

- И стали изображать ангелов с соломенными шевелюрами.

- До них было еще далеко. Нашла в Павловском парке группу художников, которые по выходным торговали «цветами и котами». Меня приняли в их закрытое сообщество. Два рабочих дня кормили меня и дочку всю неделю.

Но конфликты с соседями по парку начались быстро: они выпивали, а мне это органически претит. Кроме того, мои картины лучше покупали, а взрослым мужикам конкурент был совершенно не нужен. Пришлось уйти из парка и предложить свои работы в разные галереи. Рисовала смешные женские лица, таких тетенек с красными лицами. Их покупали.

- Почему появились ангелы?

- Это поиск гармонии в мире «жести». Это изображения детей, еще не испорченных отношениями типа «только бизнес и ничего личного». У них, как у кошек, все честно, светло и наивно. Кот голоден - он тебя любит, сыт - и ухом не шелохнет. Взрослые люди мне не нравятся, боюсь, что они не искренни.

- Названия картин с ангелами как появляются?

- Мастихином тронешь уголок глаз, и получается ангел наивный или озорной. Отсюда названия - «Я вернулся», «Пустите меня к вам ненадолго».

- Соломенные прически откуда?

- Из сказок, мультиков, русского фольклора...

- Сейчас вы известны как автор ангелов, заказов много?

- Мои покупатели, их немного, но это мои друзья. Одному картина помогла выйти из трудной жизненной ситуации, другому помогла пережить смерть ребенка...

- Человеческие истории, часто трагические, не давят на вас как на художника?

- Наоборот, вдохновляют. Продолжаю рисовать ангелов такими же светлыми, с таким же позитивным посылом. Все еще получается.

#музей #ювелир #художница

Комментарии

Самое читаемое

#
#
Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы
01 Августа 2018

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы

Как случается с любой более-менее резонансной литературной наградой, от Нобелевской премии до «Большой книги», одни коллеги поздравляли московскую писательницу с победой, другие шумно негодовали.

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»
02 Июня 2018

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»

Директор Эрмитажа - об автономности культуры, уголовных делах, связанных с хищениями в музее и о прошедшем Юридическом форуме.

Сказать всё, никого не обидев
12 Июля 2017

Сказать всё, никого не обидев

Музей работает для всех, но ему важна понимающая аудитория. Есть люди, которые все понимают, ориентироваться надо на них. Сегодня это важно.

Уроки танца не кончаются
13 Июня 2017

Уроки танца не кончаются

Состоялся 275-й выпуск Академии русского балета им. А. Я. Вагановой. По давней традиции, в июне выпускники демонстрируют свои таланты на сцене Мариинского театра в рамках фестиваля «Звезды белых ночей...

Гений места движет фестиваль
25 Мая 2017

Гений места движет фестиваль

XXV, международный фестиваль «Дворцы Санкт-Петербурга» откроется 31 мая в Эрмитажном театре концертным исполнением оперы «Сельская честь» Масканьи.

Великая Победа глазами потомков
19 Мая 2017

Великая Победа глазами потомков

В нарядном недавно отреставрированном Доме журналиста на Невском вчера было непривычно, по-школьному, шумно...

Вся ночь впереди
19 Мая 2017

Вся ночь впереди

Завтра в 10-й раз в Петербург придет «Ночь музеев» - одно из главных культурных событий года.

Гранатовый браслет из Гатчины
02 Мая 2017

Гранатовый браслет из Гатчины

В Гатчине подвели итоги XXIII кинофестиваля «Литература и кино».

Кармен-сюита
25 Апреля 2017

Кармен-сюита

Удивительное дело: ни в одной другой экранизации не было так очевидно, что эти двое совершенно не созданы друг для друга...

Уважение рождается в борьбе
09 Марта 2017

Уважение рождается в борьбе

Благодаря музею Исаакий стал гражданской святыней, обрел значение, которое выдвинуло его в первый ряд памятников Петербурга. Музеи всегда оказываются на передовой линии борьбы за цивилизацию. Они подч...

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит
02 Февраля 2017

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит

Я написал письмо Патриарху Кириллу. Пресс-секретарь Святейшего сообщил, что Патриарх готов встречаться и обсуждать эти вопросы.

Как сэкономить на культуре
15 Декабря 2015

Как сэкономить на культуре

Посещение музеев, особенно всей семьей, обычно влетает в копеечку и для многих становится роскошью. Сегодня мы расскажем о том, как можно сэкономить, напомним о бесплатных днях и льготах.