Поиск гармонии в жестоком мире
В Музее истории города состоялась выставка петербургской художницы Галины Чувиляевой «Ангелы и волшебный лес». Почему успешный ювелир занялась живописью, почему у ее ангелов соломенные волосы? За ответами мы отправились в Павловск, в мастерскую художницы.

ФОТО АВТОРА
- Ваша мастерская находится между двумя музеями-заповедниками - «Царским Селом» и «Павловском». Наверное, это не случайно?
- Для меня это лучшее место для работы, оно напоминает детство. Мой отец был военным летчиком, служил в Прикарпатье. Там прошло детство: зимы с морозными узорами, ранняя весна, теплое лето с арбузами, короткая яркая осень. Из окон видны горы... я много ходила в походы по Карпатам.
- Рано начали рисовать?
- Рано, помню, на уроках думала, как приду домой и возьму блокнот. В военном городке не было художественной школы, я по собственной инициативе училась в музыкальной, родители где-то достали пианино.
Когда мне было 15 лет, мы вернулись в Ленинград. «Приглядела» себе Мухинское училище. Но ни в одну художественную школу меня, переростка, не приняли. Это было первое столкновение с реальным миром. Тогда я нашла взрослую художественную студию в ДК Ильича, которую вел Владислав Левант, выпускник Академии художеств. До сих пор его тепло вспоминаю. Как-то он сделал постановку с черной сковородой и объяснил, сколько там разных отсветов. Время, проведенное в студии, было бесконечным удовольствием.
- После школы вы пошли в «Муху», с какого раза поступили?
- С первого. Хотя слышала разговоры, что туда поступают помногу лет. Сначала подавала на «стекло-керамику», но туда брали всего восемь человек. В последний момент (с помощью коробки конфет) я упросила переложить папку с моими работами на «промышленный дизайн». Туда брали 90 человек.
На экзамене надо было сделать графический «композиционный замес» из элементов архитектуры Мраморного дворца. Рисунок удался, и меня приняли.
- Очень по-разному выпускники «Мухи» оценивают годы, проведенные в училище. Как было у вас?
- Слишком много было научного коммунизма, мало цветоведения и шрифтов. Но композиции меня научили.
- Что вы делали на дипломе?
- Блок питания космонавтов на космической станции. Его выставляли в Центре управления полетами.
- И вас позвали работать в хорошее место?
- Мне светил Череповецкий металлургический комбинат. Вовремя подсказали, что там буду заниматься формой и цветом кнопок на станках. И красить стенгазеты. Устроилась художником-оформителем в универмаг «Купчинский».
- Во времена тотального дефицита?
- Оформлять было действительно нечего, рисовала ценники. Но план они выполняли, я получала неплохие деньги. Помните роман Ильи Штемлера «Универмаг»? Товар «налево», перекупщики, видела все эти сюжеты изнутри. Через два года меня пристроили в «Русские самоцветы».
- Получили престижную работу?
- Фантазии молодых художников быстро подрезали: это порвет колготки, это «штамповка» не возьмет и т. д. Когда кончилась советская власть, я попала на осколок «Самоцветов», там делали крупные украшения по израильской технологии. Из ювелирного воска вырезается форма, наплавляются детали, все покрывается толстым слоем серебра 925-й пробы. Получаются браслеты, гривны, крупные серьги. Это было мое. Возможно, сказалась наследственность, мой дед работал в селе Красном-на-Волге под Костромой, которое славится своими ювелирами.
- Из того, что сделали, что вам кажется самым достойным?
- Коллекция украшений «Дома Санкт-Петербурга» к 300-летию города. Это не буквальное воспроизведение вида зданий, а передача настроения от города.
- Почему бросили ювелирное искусство?
- Надоело работать на дядю и дышать восковыми испарениями. Хотелось рисовать и работать самостоятельно.
- И стали изображать ангелов с соломенными шевелюрами.
- До них было еще далеко. Нашла в Павловском парке группу художников, которые по выходным торговали «цветами и котами». Меня приняли в их закрытое сообщество. Два рабочих дня кормили меня и дочку всю неделю.
Но конфликты с соседями по парку начались быстро: они выпивали, а мне это органически претит. Кроме того, мои картины лучше покупали, а взрослым мужикам конкурент был совершенно не нужен. Пришлось уйти из парка и предложить свои работы в разные галереи. Рисовала смешные женские лица, таких тетенек с красными лицами. Их покупали.
- Почему появились ангелы?
- Это поиск гармонии в мире «жести». Это изображения детей, еще не испорченных отношениями типа «только бизнес и ничего личного». У них, как у кошек, все честно, светло и наивно. Кот голоден - он тебя любит, сыт - и ухом не шелохнет. Взрослые люди мне не нравятся, боюсь, что они не искренни.
- Названия картин с ангелами как появляются?
- Мастихином тронешь уголок глаз, и получается ангел наивный или озорной. Отсюда названия - «Я вернулся», «Пустите меня к вам ненадолго».
- Соломенные прически откуда?
- Из сказок, мультиков, русского фольклора...
- Сейчас вы известны как автор ангелов, заказов много?
- Мои покупатели, их немного, но это мои друзья. Одному картина помогла выйти из трудной жизненной ситуации, другому помогла пережить смерть ребенка...
- Человеческие истории, часто трагические, не давят на вас как на художника?
- Наоборот, вдохновляют. Продолжаю рисовать ангелов такими же светлыми, с таким же позитивным посылом. Все еще получается.
Материалы рубрики
Вкус петровской эпохи: Екатериновка - прорыв ресторанного дела
В Чувашии пройдет фестиваль «Вышитая Россия»
Вернисаж: выставки в Петербурге с 25 марта
Вас приглашают. Куда сходить в Петербурге с 25 марта
Самое читаемое



Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?
Комментарии