Погрузиться в полярную ночь можно на ледоколе «Красин»

Кажется, нет на Земле более неподходящей среды для живых организмов, чем скованные льдом арктические воды. Принято было считать, что с наступлением полярной ночи эти моря и вовсе превращаются в безжизненную пустыню. Но многолетние исследования, проходившие в рамках международной программы Mare Incognitum при участии петербургских ученых, убедили в обратном. Снимки, полученные в ходе тех экспедиций, представлены на выставке, открывшейся при поддержке Генерального консульства Королевства Норвегия в Санкт-Петербурге на ледоколе «Красин» (филиал Музея Мирового океана).

Погрузиться в полярную ночь можно на ледоколе «Красин» | ФОТО Александра ДРОЗДОВА

ФОТО Александра ДРОЗДОВА

Перешагнув порог помещения, приютившего выставку «Полярная ночь. Жизнь и свет в темноте ночи», попадаешь... во мрак. И когда с фонариком, который дают у входа, переходишь от одного фотопланшета к другому, возникает впечатление, будто сам погрузился в толщу ледяных вод и наблюдаешь за морскими обитателями.

Вот крохотный калянус - мелкий рачок, составляющий значительную часть рациона морских рыб. И его родственник криль, другое малоприметное древнее (ему больше 130 млн лет) существо, которым тоже любят полакомиться рыбки. А вот моллюски букцинум, скользящие по морскому дну. На одних снимках мы видим колонию одноклеточных существ (зоопланктон), составляющих самую большую на Земле мигрирующую массу живых организмов, на других - планктон, светящийся в глубоких морских водах и на мелководье...

Одним из первых жизнь в полярной ночи разглядел норвежский ученый Йорген Берге, возглавивший международную программу Mare Incognitum. Исследования, проводимые несколько лет в ее рамках, объединили специалистов академических центров и университетов Норвегии, Польши, Шотландии, США. Российскую науку в этих проектах представляли главным образом сотрудники Санкт-Петербургского государственного университета (СПбГУ).

«Ученые и раньше изучали таящийся во мраке живой морской мир, хотя не очень успешно, - говорит Сергей Аплонов, проректор по научной работе этого вуза. - Но в последние годы, когда появилось более совершенное оборудование, а уровень международной кооперации вырос, наука шагнула в этом смысле далеко вперед. И что важно, в изучении арктических морей мы тесно сотрудничаем со специалистами из Норвегии, накопившими богатый опыт исследований в таких областях, как морская геология, управление биоресурсами, экология и т. д.».

У петербуржцев, правда, тоже есть чему поучиться, как показал проходивший в СПбГУ три года назад Арктический конгресс, на который съехались ученые из разных стран мира, представители 80 университетов. Поэтому речь идет, скорее, о полезном обмене научными данными.

И не случайно выставка (это обновленная часть экспозиции, появившейся в музее Арктического университета Норвегии), которая посвящена взаимодействию между живыми организмами и криосферой, ледяной оболочкой Земли, разместилась на «Красине». История спасения экспедиции Умберто Нобиле, прославившая ледокол, стала одним из ярких примеров российско-норвежского сотрудничества. А недалеко от превратившегося в музей судна несколько лет назад был открыт памятник Амундсену, которого современники величали «полярным Наполеоном»...

Научные работы, в которых были задействованы разные суда и морские станции, проходили недалеко от архипелага Шпицберген, где активность живых систем в ночном мраке особенно показательна. К тому же, по словам профессора Андрея Грановича, доктора биологических наук, зав. кафедрой зоологии беспозвоночных СПбГУ, это традиционный район рыбного промысла, - так что работы касались еще и решения прикладных задач, связанных с восполнением биоресурсов.

«Эти экспедиции дали поразительные результаты, - считает доцент той же кафедры Наталья Шунатова, принимавшая в них участие. - Оказалось, в темный период, когда фотосинтез в Арктике замедляется, живые сообщества не замирают, как многие думали раньше, а даже наращивают биомассу. С наступлением полярной ночи включаются механизмы перераспределения накопленной ранее энергии, которая нужна для существования биоценоза, то есть совокупности живых организмов, и некоторые из них начинают ею щедро делиться».

Представленные на выставке (она будет действовать до конца февраля) снимки, которые открывают для петербуржцев этот загадочный, как космос, светящийся в ночном мраке ледяной мир, и были сделаны во время подобных «прогулок».

Последний из проектов, выполнявшихся на средства международных грантов и Российского фонда фундаментальных исследований (РФФИ), в 2018 году был завершен (некоторое участие в этих работах принимали и биологи из Петрозаводского государственного университета). Но междисциплинарные исследования, проводимые вместе с норвежскими университетами, несомненно, продолжатся, убежден Сергей Аплонов.

В том числе в рамках программ Арктического центра СПбГУ, который откроется в феврале. Ведь это нужно не только для более глубокого научного погружения в труднодоступные морские экосистемы, но и для понимания процессов, происходящих в эпоху потепления климата и таяния полярных льдов.

#ледокол #музей #выставка

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 007 (6360) от 17.01.2019 под заголовком «Погружение в полярную ночь».


Комментарии