Поэзия спасает человека

Что такое, по-вашему, рай? Волшебный сад, где волки и овцы мирно сосуществуют? Вечная весна? Место, где нет ни смерти, ни страданий? Для петербургского поэта Александра Кушнера «Рай - это место, где Пушкин читает Толстого».

Поэзия спасает человека  | ФОТО cosma/shutterstock.com

ФОТО cosma/shutterstock.com

14 сентября ему исполняется 80 лет. А 15-го в Капелле пройдет его творческий вечер, названием которого и стала процитированная выше строка из его стихотворения.

За несколько дней до юбилея поэт встретился с журналистами в ТАСС. Ему не дашь ни восьмидесяти, ни даже семидесяти. Светлая, почти детская улыбка, живой и заинтересованный взгляд, мягкая доброжелательность в общении.

Присутствовавший на встрече Яков Гордин, главный редактор журнала «Звезда» и давний друг Александра Семеновича, представил выпущенную к юбилею поэта издательством «Арка» книгу «Избранные стихи».

- Последнее время у нас богато на события в литературном мире. В прошлом году мы отметили круглую дату со дня рождения Иосифа Бродского, только что прошел бурный фестиваль памяти Сергея Довлатова. Но это события с трагическим оттенком, ведь оба писателя рано ушли из жизни. И вот наконец мы празднуем юбилей живого классика - бодрого, трудоспособного, веселого. В новую книгу вошли избранные стихи Александра Кушнера, написанные в разные годы. Помимо таланта, внедрения в русскую и мировую культуру он обладает еще одним уникальным свойством: пишет всегда, не снижая своего уровня. Это свидетельствует о его необыкновенной творческой энергии. Я убежден, что поэзия никогда не исчезнет. Потому что она - одно из естественных проявлений человеческого духа и интеллекта.

Александр Кушнер подхватил мысль своего товарища, сказав, что тоже свято верит: с поэзией ничего дурного не случится: - Да, бывают перепады. То поднимается волна интереса к поэзии, то спадает. В 1960-е годы об этом говорила Анна Ахматова. Правда, она не понимала, как можно читать стихи на стадионе в «Лужниках»: «Это ведь Колизей какой-то». Она полагала, что стихи лучше всего читать дома под настольной лампой.

Вопросы поэту попросили задавать в письменном виде - он не очень хорошо слышит.

Конечно, всех интересует его отношение к юбилею - «этой тяжелой дате», как он пошутил.

- Что поделаешь? - сказал Александр Семенович. - Надо набраться мужества и пережить эту дату. Среди русских поэтов почти никто не доживал до восьмидесяти. Пожалуй, только Петр Вяземский, который дожил до 86. Самое интересное, что лучшие свои стихи он написал в старости - о старости: «Все ближние мои давно уж на покое». Но стихи написаны твердым пером. У человека всегда есть и всегда будут претензии к своему времени. Но нам не стоит жаловаться, нам повезло. В наши дни человек живет дольше. Моя бабушка умерла в 72 года. И мне она казалась очень старой. А недавно я видел сюжет по телевизору о человеке, который в 87 лет прыгает с парашютом. Поразительно. И мне захотелось прыгнуть. Хотя, я думаю, стихи - это как прыжок с парашютом. Ты все время рискуешь - получится ли?

У Кушнера спросили, может ли поэзия спасти мир.

- Нет, друзья, - ответил он с сожалением. - Против ИГИЛ (запрещенная в России террористическая организация. - Прим. ред.) поэзия бессильна. И против атомной бомбы - тоже. Но поэзия может спасти и спасает каждого человека в отдельности. Она помогает ему жить, дарит утешение - великое утешение. В этом смысле поэта можно сравнить со священником.

Как сказал Александр Семенович, поэзия - это не работа. Это счастливый труд. Что касается тем, которые волнуют поэта, то они остаются неизменными.

- XX век, XXI век - какая, в сущности, разница? Поэзия не публицистика, не газетная статья. Главное - вечные темы: любовь, природа, жизнь, смерть. Это и есть поэзия. Но в каждом стихотворении на вечную тему должно быть что-то новое, хоть чуть-чуть. Одна из главных тем в его поэзии - Петербург. Столько стихотворений о городе, сколько написал он, не написал никто.

В одном из самых своих знаменитых стихотворений Александр Кушнер написал: «Времена не выбирают, / В них живут и умирают. /Большей пошлости на свете /Нет, чем клянчить и пенять./ Будто можно те на эти,/ Как на рынке, поменять...».

- Мое детство пришлось на годы войны, юность совпала с хрущевской оттепелью, когда люди стали возвращаться из лагерей, - вспомнил поэт. - Поэтому я так спокойно отношусь к любым сложностям, которые есть сейчас. Я помню страшные времена. Советский человек вообще обладает одним преимуществом в сравнении с человеком, живущим на Западе. Он знает о том, насколько ужасной может быть жизнь. Помнит о тех, кто погиб до него. И не жалуется.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 167 (5784) от 09.09.2016.


Комментарии



Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?