Поэт Михаил Яснов рассказал, как рождаются стихи для детей

В книжном магазине «Порядок слов» состоялась первая встреча из цикла «Как говорить с детьми о поэзии». Ведущим был Михаил Яснов, детский писатель и переводчик.

Поэт Михаил Яснов рассказал, как рождаются стихи для детей | Иллюстрация cosma/shutterstock.com

Иллюстрация cosma/shutterstock.com

Михаил Давидович признался, что ужасно не любит монологи: именно поэтому встреча прошла в форме беседы, позволившей учителям, родителям и просто интересующимся современной литературой задать писателю вопросы и получить ответы на главный из них - как же знакомить ребенка с волшебным миром рифм?

Прежде всего Михаил Яснов рассказал о том, как рождаются его стихи. Оказывается, сначала было слово - забавное, остроумное, случайно произнесенное слово ребенка задает сюжет будущему стихотворению. Например, однажды, когда поэт был в гостях, он услышал, как малыш обратился к своей маме: «А где моя туфляндия?». В честь загадочной туфляндии сложились строки:

Проснувшись, крикнул маме я:
- Прощай, моя Пижамия!
Да здравствует Туфляндия!..
А мама мне в ответ:
- По курсу - Свитерляндия!
Шляпляндии - привет!
- Ура Большой Пальтонии!
Шарфанции - виват!..
А если вы не поняли,
То я не виноват!

Интересно, что история детской авторской поэзии в России начинается с 1637 года: тогда в Азбуке Василия Бурцова-Протопопова было напечатано поучение «молодым отрочатам». Конечно, поучение сложно соотнести с привычными для нас шуточными стихотворениями для малышей, тем не менее это было первое стихотворное произведение, предназначенное детям. Как заметил Яснов, в этом плане Россия обогнала многие страны Западной Европы: там детские стихи стали появляться веком позже, когда детство стало восприниматься как особый феномен, требующий пристального внимания и подробного изучения. Михаил Давыдович также подчеркнул, что у нас принято любое бытовое действие сопрягать с какой-либо стихотворной присказкой (вспомним, к каким словесным ухищрениям прибегают мамы, чтобы накормить или собрать свое чадо на прогулку), в то время как на Западе, по его словам, такой поэтической «привычки» не существует.

По мнению Яснова, главная проблема детской литературы отнюдь не в том, что «нечего читать». Писатель опровергает это клише: за последние пятнадцать лет выросло поколение замечательных детских писателей - в основном прозаиков и по большей части женщин. Проблема же заключается в том, что сегодня отсутствует литературный «навигатор»: где узнавать о новинках, об авторах, о культурных мероприятиях для всей семьи? Был у нас чудесный журнал «Детская литература», но он, увы, не прижился на постсоветском пространстве.

Яснов не согласен и с тем, что нынешние дети не читают. Нет, дети читают - другое дело, что многие стихи, которые еще полвека назад наизусть знали советские школьники, не всегда понятны сегодняшнему младшекласснику. Вот, например, в стихотворении Самуила Маршака «Дети нашего двора» ребята играют в «конницу Чапаева» - что это за игра? Да и кто такой для них Чапаев?

- Я обычно советую молодым поэтам: чтобы стихи жили долго, необходимо работать не с реалиями, а с языком, - говорит Яснов. - Зачем писать о компьютере, если завтра, возможно, его уже не будет?

Писатель уверен, что знакомство ребенка с миром поэзии начинается с библиотеки его родителей. Именно поэтому так важно, чтобы эта библиотека в принципе существовала - с «живыми», не электронными, а печатными книгами, которые пахнут типографской краской и приятно шуршат бумажными страничками.


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?