На «Пушкинской, 10» можно увидеть «Искусство глазами коллекционера»

В арт-центре «Пушкинская, 10» открылась выставка «Искусство глазами коллекционера. Николай Кононихин». Она представляет собой отчет о 20-летней деятельности известного собирателя ленинградского-петербургского искусства второй половины ХХ века.

На «Пушкинской, 10» можно увидеть «Искусство глазами коллекционера» | РЕПРОДУКЦИЯ. ФОТО АВТОРА

РЕПРОДУКЦИЯ. ФОТО АВТОРА

В предисловии к выставке Кононихин пишет, что начинал свою коллекционерскую деятельность «без советников. Был путь по мастерским художников, сначала случайный». Он ориентировался на собственный вкус и интуицию. Заинтересованность в малоизвестных именах открывала многие двери, его стали передавать из рук в руки, от одного художника или его наследников к другому. Заодно рассказывая о «трудах и днях». Так сложилась коллекция, которую Кононихин делит на несколько глав: советский импрессионизм, ученики Александра Осьмеркина, группа «одиннадцати», ленинградская литография, круг Павла Кондратьева, ленинградский андеграунд.

Как у любого собирателя произведений, созданных сравнительно недавно, предпочтения Кононихина субъективны. Но за короткое время ему удалось выстроить историю ленинградского искусства, когда художники, пользуясь академической выучкой, подхватили идеи русского авангарда. Свидетельство качества собранного «материала» - постоянные приглашения для участия в выставках в музеях Петербурга.

Для «пушкинцев» Кононихин отобрал 60 картин и литографий 50 художников. К открытию выставки коллекционер выпустил альбом о своем собрании, где представлены 300 произведений 100 авторов и собственные тексты об истории некоторых приобретений, в частности «Пасхи» Завена Аршакуни и «Натюрморта с цепью» Валерия Ватенина.

На вопрос «Санкт-Петербургских ведомостей», трудно ли было выбирать произведения для выставки, Кононихин ответил отрицательно. И пояснил, что у него есть необычная для коллекционера черта. Приобретая картину, он сразу пытается представить, как она будет смотреться в выставочном зале, а не на стенах в собственной квартире. По этой причине картины хранятся «на стойках», а жилище не превращается в музей, совершенно непригодный для нормальной жизни.

На просьбу назвать самое-самое на выставке Кононихин назвал «Красный дом» Ивана Годлевского и «Весну» Виктора Тетерина, оба ученика Осьмеркина, а также «Автопортрет» Юлии Ивановой и коллаж «ДТП» Бориса Стародубцева с раздавленной игрушкой-грузовичком. О последней работе следует сказать отдельно. В свое время художник Евгений Рухин выпросил ее у автора. Когда в мастерской случился пожар, погубивший Рухина, на «грузовичке» отпечатался след сапога пожарного. Коллаж вернулся Стародубцеву, а позже был приобретен Кононихиным.

На вопрос о том, нужен ли Петербургу музей частных коллекций нового искусства, Кононихин ответил, что поддерживает эту идею. По его мнению, это должно быть государственное учреждение. И потому, что так надежнее, и потому, что музейщики, не обладающие личными коллекциями, будут объективнее при создании общей экспозиции. Кононихин добавил, что создание такого музея поддерживают его коллеги. Иное дело, что у каждого из них существует разное понимание, дарить коллекцию или предоставлять ее на время, отводить всем по одинаковому залу или строить для каждой коллекции индивидуальное пространство.

В любом случае выставка на «Пушкинской, 10» может стать поводом для обсуждения данной темы.

#искусство #коллекция #выставка

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 050 (6403) от 20.03.2019 под заголовком «Под сапогом пожарного».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 Августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 Августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 Августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 Июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 Июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 Июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 Июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 Июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 Июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 Июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 Июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 Июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?