На «Пушкинской, 10» можно увидеть «Искусство глазами коллекционера»

В арт-центре «Пушкинская, 10» открылась выставка «Искусство глазами коллекционера. Николай Кононихин». Она представляет собой отчет о 20-летней деятельности известного собирателя ленинградского-петербургского искусства второй половины ХХ века.

На «Пушкинской, 10» можно увидеть «Искусство глазами коллекционера» | РЕПРОДУКЦИЯ. ФОТО АВТОРА

РЕПРОДУКЦИЯ. ФОТО АВТОРА

В предисловии к выставке Кононихин пишет, что начинал свою коллекционерскую деятельность «без советников. Был путь по мастерским художников, сначала случайный». Он ориентировался на собственный вкус и интуицию. Заинтересованность в малоизвестных именах открывала многие двери, его стали передавать из рук в руки, от одного художника или его наследников к другому. Заодно рассказывая о «трудах и днях». Так сложилась коллекция, которую Кононихин делит на несколько глав: советский импрессионизм, ученики Александра Осьмеркина, группа «одиннадцати», ленинградская литография, круг Павла Кондратьева, ленинградский андеграунд.

Как у любого собирателя произведений, созданных сравнительно недавно, предпочтения Кононихина субъективны. Но за короткое время ему удалось выстроить историю ленинградского искусства, когда художники, пользуясь академической выучкой, подхватили идеи русского авангарда. Свидетельство качества собранного «материала» - постоянные приглашения для участия в выставках в музеях Петербурга.

Для «пушкинцев» Кононихин отобрал 60 картин и литографий 50 художников. К открытию выставки коллекционер выпустил альбом о своем собрании, где представлены 300 произведений 100 авторов и собственные тексты об истории некоторых приобретений, в частности «Пасхи» Завена Аршакуни и «Натюрморта с цепью» Валерия Ватенина.

На вопрос «Санкт-Петербургских ведомостей», трудно ли было выбирать произведения для выставки, Кононихин ответил отрицательно. И пояснил, что у него есть необычная для коллекционера черта. Приобретая картину, он сразу пытается представить, как она будет смотреться в выставочном зале, а не на стенах в собственной квартире. По этой причине картины хранятся «на стойках», а жилище не превращается в музей, совершенно непригодный для нормальной жизни.

На просьбу назвать самое-самое на выставке Кононихин назвал «Красный дом» Ивана Годлевского и «Весну» Виктора Тетерина, оба ученика Осьмеркина, а также «Автопортрет» Юлии Ивановой и коллаж «ДТП» Бориса Стародубцева с раздавленной игрушкой-грузовичком. О последней работе следует сказать отдельно. В свое время художник Евгений Рухин выпросил ее у автора. Когда в мастерской случился пожар, погубивший Рухина, на «грузовичке» отпечатался след сапога пожарного. Коллаж вернулся Стародубцеву, а позже был приобретен Кононихиным.

На вопрос о том, нужен ли Петербургу музей частных коллекций нового искусства, Кононихин ответил, что поддерживает эту идею. По его мнению, это должно быть государственное учреждение. И потому, что так надежнее, и потому, что музейщики, не обладающие личными коллекциями, будут объективнее при создании общей экспозиции. Кононихин добавил, что создание такого музея поддерживают его коллеги. Иное дело, что у каждого из них существует разное понимание, дарить коллекцию или предоставлять ее на время, отводить всем по одинаковому залу или строить для каждой коллекции индивидуальное пространство.

В любом случае выставка на «Пушкинской, 10» может стать поводом для обсуждения данной темы.

#искусство #коллекция #выставка

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 050 (6403) от 20.03.2019 под заголовком «Под сапогом пожарного».


Комментарии