Под родную крышу

В музее-заповеднике «Павловск» завершилась реставрация Пиль-башни — одного из самых романтических сооружений Павловского парка.

Под родную крышу | ФОТО Александра ДРОЗДОВА

ФОТО Александра ДРОЗДОВА

Для посетителей башня откроется в следующем сезоне, необходимо время для климат-контроля. Но и сегодня ничто не мешает увидеть памятник. Листва облетела, обнажив прямые как стрела дорожки парка. Пиль-башня как на ладони.

Павильон построен в 1790-х годах по проекту Бренны. Для него выбрали место в отдалении от дворца у плотины в долине реки Славянки. Раньше там стояла лесопилка — «пильная мельница». Предполагается, отсюда пошло название нового сооружения. Башню выложили из кирпича, фасады украсили фресковой живописью, имитирующей разрушающуюся каменную кладку. В отделке можно узнать руку мастера живописных обманок Пьетро Гонзаго.

Башня — блестящая архитектурная затея. Использовалась она, скорее всего, для укрытия от непогоды. Императрица Мария Федоровна любила там читать и писать письма. Для этого в комнате на втором этаже была небольшая библиотека, стояли кожаные диваны, горел огонь в мраморном камине.

Позже облик сооружения изменил Воронихин. Мельницу и ветхие строения разобрали, построили каменный мост, плотина превратилась в каскад. Перестроили и лестницу, ведущую на второй этаж.

Пиль-башню капитально ремонтировали в 1939 году. В годы оккупации в ней размещалось подразделение испанской Голубой дивизии. Памятник лишился дверей, окон, камина, живописного плафона, настенной живописи и в значительной степени — лепного убранства.

После войны, уже в 1970-е годы, реставраторы заменили перекрытия, усилили кирпичные стены, восстановили интерьер и покрыли соломой крышу.

С тех пор прошло без малого полстолетия, от работы реставраторов мало что сохранилось. Разрушили памятник вандалы, на этот раз свои отечественные: сломали и сорвали решетки и двери, изуродовали надписями стены. Доступ в павильон пришлось закрыть.

Нынешняя реставрация длилась десять месяцев. О ней для читателей нашей газеты рассказала архитектор ГМЗ «Павловск» Людмила Лаппо.

— Старинный паркет Пиль-башни сгорел при пожаре. При реставрации в 1970-е годы был положен паркет XVIII века из Зубовского корпуса Екатерининского дворца, четыре полутораметровых щита из драгоценных пород дерева: палисандр, амарант, черный мореный дуб, клен. Они сложены так, что не заметны швы. Теперь паркет открыт, можно сказать, заново, расчищен от слоев грязи.

Зеркала и камины «родные» для сооружения. Их привели в порядок. От первоначальной лепнины остался веночек на правой стене, остальное воссоздавали по образцам и сохранившимся осколкам в 1970 году. На этот раз лепнину расчистили и покрасили.

Подлинные живописные полотна украдены в войну. Живописный плафон при предыдущей реставрации воспроизведен с картины Буше в Эрмитаже.

Крыша павильона тростниковая. Тростник отечественный, его нарубили, пропитали антисептиками. По старым технологиям крышу наслаивали слой за слоем, один поверх другого. Время покажет, как тростниковая кровля будет вести себя в дальнейшем.

Проблема в том, как сохранить памятник. Пока рядом с ним в строительном вагончике ночует охрана, на фасаде башни установлены видеокамеры. Парк на ночь закрывается. Но когда это мешало вандалам?

Реставрация Пиль-башни не единственное радостное событие нынешней осени в ГМЗ «Павловск». Директор музея-заповедника Вера Дементьева рассказала о программе «Возвращение». Речь идет о восполнении утрат, понесенных «Павловском» во время музейных распродаж в 1920 — 1930-е годы и во время войны. Возвращаются книги, вещи.

Только что на историческое место в Павловском дворце вернулась картина, написанная немецкой художницей Анной-Доротеей Тербуш-Лисиевской «Молодая девушка перед зеркалом» (на снимке внизу). У этой картины, как и у ее автора, необычная судьба.

2Pod-35.jpgСедьмой ребенок в семье, Анна-Доротея отличалась способностями к живописи, училась у отца — художника-портретиста. Вышла замуж, родила семерых детей, двадцать лет прожила в браке. В сорок четыре года она бросила семью и уехала в Штутгарт, где работала при дворе герцога Вюртембергского. За короткое время написала восемнадцать портретов и была избрана почетным членом Академии художеств.

Спустя четыре года, собрав свои лучшие работы, художница отправилась покорять Париж. В Королевской академии не поверили, что автором таких работ может быть женщина. Однако через два года в возрасте пятидесяти лет Анна-Доротея стала членом академии. Художница дружила с Дидро. Есть версия, что их связывали романтические отношения. Они жили вместе, она писала портрет философа. Эти отношения стали основой фильма «Распутник» режиссера Агийона, где роль художницы исполнила Фанни Ардан.

Тербуш написала около двух сотен картин. Судьба многих неизвестна. Полотно «Молодая девушка перед зеркалом» в 1768 году русский посол в Париже князь Голицын купил у автора через посредство Дидро для императорского Эрмитажа. По повелению Павла I картину передали в Павловский дворец. В 1928 году во время музейных распродаж она ушла с аукциона в Берлине за 3000 немецких марок. Многие десятилетия о судьбе полотна было ничего не известно. Музей купил его при содействии банка «ВТБ» у частного лица. После долгих скитаний «Девушка перед зеркалом» заняла свое историческое место в Павловском дворце.

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 207 (5333) от 05.11.2014.


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 Августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 Августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 Августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 Июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 Июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 Июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 Июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 Июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 Июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 Июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 Июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 Июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?