Пласидо Доминго в Петербурге сыграл две роли

Пласидо Доминго выступил на фестивале «Звезды белых ночей» в двух ролях - певца, исполнив Жермона в «Травиате» Верди с Валерием Гергиевым за пультом, и дирижера - в концертном исполнении «Валькирии» Вагнера.

Пласидо Доминго в Петербурге сыграл две роли | Мариинский театр. фотограф Наташа Разина, 2018

Мариинский театр. фотограф Наташа Разина, 2018

Певцов, продолжающих радовать красотой своего голоса после 70, - почти нет. Пласидо Доминго - 77. Да, он обманул возраст и время - перешел из знаменитого тенора в уже не менее знаменитые баритоны. Но и баритоном он поет не менее чарующе и чувственно, не менее полнозвучно, с той же статью и особенно - страстью. Музыка - ее бесконечные ритмы, гармонии и тембры - вошла в его плоть и кровь. Он - исключение и отнюдь не рассчитывает на поблажки и снисхождения, явно готовый принять и критику. А критиковать его желающие, разумеется, находятся. Одну из забавных претензий предъявила одна из злобных британских критикесс, написавшая после его недавнего «Макбета» в Берлинской государственной опере о том, что он «поет как тенор». Доминго в свои семьдесят семь поет так, как иной баритон не споет и в сорок. К тому же многолетняя теноровая «начинка» лишь обогащает баритоновый тембр.

Конечно, Доминго - живая легенда, на которую приходят просто посмотреть, чтобы «не только в телевизоре». Его по-прежнему невероятно интересно слушать. На «Звездах белых ночей», своем любимом петербургском фестивале друга-дирижера Валерия Гергиева, Доминго представил себя в двух амплуа - Жоржа Жермона в самой популярной вердиевской опере «Травиата», которую любят даже те, кто почти ничего не знает об опере, и дирижера в опере, о которой знают далеко не все - в «Валькирии» Вагнера, интеллектуального антипода Верди.

Постановка «Травиаты» Клаудией Шолти, дочерью прославленного дирижера сэра Георга Шолти, - это буквально аттракцион, представляющий собой конструкцию карусели, придуманную художником-постановщиком Изабеллой Байуотер. Пласидо Доминго этот аттракцион сильно облагородил своими манерами. Не покидало ощущение, будто он в партии отца Жермона играет постаревшего Альфреда, ставшего отцом. Много лет назад этот отец пережил подобный роман с «падшей» и тщетно пытается уберечь сына от ошибок своей молодости.

Доминго был превосходен и безупречен когда-то в партии Альфреда, об этом сегодня можно узнать не только по аудиозаписям, но и по выдающемуся фильму-опере «Травиата», поставленному Франко Дзеффирелли. Партию Виолетты Валери в нем исполняет Тереза Стратас - очень эмоционально, психологически достоверно, вызывая слезы в зале.

Оксана Шилова показала себя настоящей певицей-актрисой, виртуозно выстроившей драматургию своей роли. Она напоминает Стратас глубиной перевоплощения, представив образ в развитии. От беспечной, забывшей о существовании непродажных отношений дамы с камелиями она проходит путь до финала оперы, постигая подлинный смысл духовной любви. В этом постижении ей помогал не только великий Пласидо, но и тенор Мигран Агаджанян в партии Альфреда. И маэстро Гергиев, предлагая контрастом к безумной карусели удовольствий тенденцию к медленным темпам, словно вызывая певцов на исповедь и стремясь остановить адскую круговерть наслаждений.

В «Валькирии» Вагнера, исполненной в Концертном зале, маэстро Доминго напомнил нам о том, что такое старый добрый оперный театр с чувственным, очень выразительным, слегка «растрепанным» оркестром, который в данном случае отменно выполнял функцию хлопотливого аккомпанемента. Периодически приходилось ловить себя на мысли о том, что замечаешь прежде всего певцов. Разве что на кульминациях оркестровых, где голоса смолкали, вдруг выяснялось, что вообще-то на сцене сидит еще большой оркестр. Таков дирижер Доминго, ставящий во главу угла их величеств Певца и особенно Певицу.

А солисты на «Валькирию» были собраны очень сильные, многие из них - мирового класса. Меццо-сопрано Екатерина Семенчук предстала в ипостаси богини Фрики, сиречь мстительной древнегреческой Геры, постоянно уличавшей в супружеских изменах своего благоверного Зевса, у Вагнера - Вотана. В «Валькирии» Фрика восстала против кровосмесительного союза полюбивших друг друга брата и сестры - Зигмунда (тенор Михаил Векуа) и Зиглинды (сопрано Елена Стихина). Сцена Фрики с Вотаном (Владимир Феляуэр) стала одной из ярчайших кульминаций оперы, где Семенчук показала, как ювелирно владеет вокальной речью, пользуясь и камерными красками, и лавой своего феноменального меццо. Сегодня Екатерина уже покорила, кажется, все главные оперные сцены мира - от Мариинского театра до Метрополитен. Ее ждут и в Вене, и в Париже, и в Лос-Анджелесе, ибо такие настоящие меццо рождаются раз в несколько десятилетий.

«Откалиброваны» были и сестры-валькирии, которыми стали первые солистки Мариинки, включая Оксану Шилову и Анну Кикнадзе. Покорила слушательские сердца сопрано Татьяна Павловская, которая очень неожиданно после Моцарта и Верди взялась за вагнеровский репертуар, пополнив его после Эльзы в «Лоэнгрине» Брунгильдой и достойно выдержав испытание этой тяжелейшей партией.

Открытием вечера стала дебютантка в партии Зиглинды - Елена Стихина, знакомая маэстро Доминго по победе на его конкурсе «Опералия». Елена продемонстрировала широкий спектр вокальных возможностей. Она делала Зиглинду чрезвычайно мягкой, женственной и покорной, но менялась до неузнаваемости в сценах, где речь заходила о жертвенной любви, перекрывая грохочущий оркестр своим зычным и очень красивым сопрано.

В театре не стали сдвигать начало этой почти 6-часовой оперы на час, начав ее ровно в семь. Маэстро Доминго начал почти вовремя, однако вторая часть вагнеровской тетралогии все равно завершилась глубоко за полночь. Самые преданные вагнерианцы и поклонники Пласидо выдержали это испытание до победного конца - до ритуального костра, которым маэстро Доминго окружил спящую Брунгильду, чтобы она досталась самому отважному из отважных. Может быть, он ее и расколдует, когда приедет дирижировать следующую часть тетралогии - «Зигфрида»?

Материал был опубликован в газете под № 122 (6231) от 10.07.2018 под заголовком «Под музыку Доминго».

#Музыка #Звезды белых ночей #Мариинский театр

Комментарии

Самое читаемое

#
#
Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы
01 Августа 2018

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы

Как случается с любой более-менее резонансной литературной наградой, от Нобелевской премии до «Большой книги», одни коллеги поздравляли московскую писательницу с победой, другие шумно негодовали.

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»
02 Июня 2018

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»

Директор Эрмитажа - об автономности культуры, уголовных делах, связанных с хищениями в музее и о прошедшем Юридическом форуме.

Сказать всё, никого не обидев
12 Июля 2017

Сказать всё, никого не обидев

Музей работает для всех, но ему важна понимающая аудитория. Есть люди, которые все понимают, ориентироваться надо на них. Сегодня это важно.

Уроки танца не кончаются
13 Июня 2017

Уроки танца не кончаются

Состоялся 275-й выпуск Академии русского балета им. А. Я. Вагановой. По давней традиции, в июне выпускники демонстрируют свои таланты на сцене Мариинского театра в рамках фестиваля «Звезды белых ночей...

Гений места движет фестиваль
25 Мая 2017

Гений места движет фестиваль

XXV, международный фестиваль «Дворцы Санкт-Петербурга» откроется 31 мая в Эрмитажном театре концертным исполнением оперы «Сельская честь» Масканьи.

Великая Победа глазами потомков
19 Мая 2017

Великая Победа глазами потомков

В нарядном недавно отреставрированном Доме журналиста на Невском вчера было непривычно, по-школьному, шумно...

Вся ночь впереди
19 Мая 2017

Вся ночь впереди

Завтра в 10-й раз в Петербург придет «Ночь музеев» - одно из главных культурных событий года.

Гранатовый браслет из Гатчины
02 Мая 2017

Гранатовый браслет из Гатчины

В Гатчине подвели итоги XXIII кинофестиваля «Литература и кино».

Кармен-сюита
25 Апреля 2017

Кармен-сюита

Удивительное дело: ни в одной другой экранизации не было так очевидно, что эти двое совершенно не созданы друг для друга...

Уважение рождается в борьбе
09 Марта 2017

Уважение рождается в борьбе

Благодаря музею Исаакий стал гражданской святыней, обрел значение, которое выдвинуло его в первый ряд памятников Петербурга. Музеи всегда оказываются на передовой линии борьбы за цивилизацию. Они подч...

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит
02 Февраля 2017

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит

Я написал письмо Патриарху Кириллу. Пресс-секретарь Святейшего сообщил, что Патриарх готов встречаться и обсуждать эти вопросы.

Как сэкономить на культуре
15 Декабря 2015

Как сэкономить на культуре

Посещение музеев, особенно всей семьей, обычно влетает в копеечку и для многих становится роскошью. Сегодня мы расскажем о том, как можно сэкономить, напомним о бесплатных днях и льготах.