Пласидо Доминго в Петербурге сыграл две роли

Пласидо Доминго выступил на фестивале «Звезды белых ночей» в двух ролях - певца, исполнив Жермона в «Травиате» Верди с Валерием Гергиевым за пультом, и дирижера - в концертном исполнении «Валькирии» Вагнера.

Пласидо Доминго в Петербурге сыграл две роли | Мариинский театр. фотограф Наташа Разина, 2018

Мариинский театр. фотограф Наташа Разина, 2018

Певцов, продолжающих радовать красотой своего голоса после 70, - почти нет. Пласидо Доминго - 77. Да, он обманул возраст и время - перешел из знаменитого тенора в уже не менее знаменитые баритоны. Но и баритоном он поет не менее чарующе и чувственно, не менее полнозвучно, с той же статью и особенно - страстью. Музыка - ее бесконечные ритмы, гармонии и тембры - вошла в его плоть и кровь. Он - исключение и отнюдь не рассчитывает на поблажки и снисхождения, явно готовый принять и критику. А критиковать его желающие, разумеется, находятся. Одну из забавных претензий предъявила одна из злобных британских критикесс, написавшая после его недавнего «Макбета» в Берлинской государственной опере о том, что он «поет как тенор». Доминго в свои семьдесят семь поет так, как иной баритон не споет и в сорок. К тому же многолетняя теноровая «начинка» лишь обогащает баритоновый тембр.

Конечно, Доминго - живая легенда, на которую приходят просто посмотреть, чтобы «не только в телевизоре». Его по-прежнему невероятно интересно слушать. На «Звездах белых ночей», своем любимом петербургском фестивале друга-дирижера Валерия Гергиева, Доминго представил себя в двух амплуа - Жоржа Жермона в самой популярной вердиевской опере «Травиата», которую любят даже те, кто почти ничего не знает об опере, и дирижера в опере, о которой знают далеко не все - в «Валькирии» Вагнера, интеллектуального антипода Верди.

Постановка «Травиаты» Клаудией Шолти, дочерью прославленного дирижера сэра Георга Шолти, - это буквально аттракцион, представляющий собой конструкцию карусели, придуманную художником-постановщиком Изабеллой Байуотер. Пласидо Доминго этот аттракцион сильно облагородил своими манерами. Не покидало ощущение, будто он в партии отца Жермона играет постаревшего Альфреда, ставшего отцом. Много лет назад этот отец пережил подобный роман с «падшей» и тщетно пытается уберечь сына от ошибок своей молодости.

Доминго был превосходен и безупречен когда-то в партии Альфреда, об этом сегодня можно узнать не только по аудиозаписям, но и по выдающемуся фильму-опере «Травиата», поставленному Франко Дзеффирелли. Партию Виолетты Валери в нем исполняет Тереза Стратас - очень эмоционально, психологически достоверно, вызывая слезы в зале.

Оксана Шилова показала себя настоящей певицей-актрисой, виртуозно выстроившей драматургию своей роли. Она напоминает Стратас глубиной перевоплощения, представив образ в развитии. От беспечной, забывшей о существовании непродажных отношений дамы с камелиями она проходит путь до финала оперы, постигая подлинный смысл духовной любви. В этом постижении ей помогал не только великий Пласидо, но и тенор Мигран Агаджанян в партии Альфреда. И маэстро Гергиев, предлагая контрастом к безумной карусели удовольствий тенденцию к медленным темпам, словно вызывая певцов на исповедь и стремясь остановить адскую круговерть наслаждений.

В «Валькирии» Вагнера, исполненной в Концертном зале, маэстро Доминго напомнил нам о том, что такое старый добрый оперный театр с чувственным, очень выразительным, слегка «растрепанным» оркестром, который в данном случае отменно выполнял функцию хлопотливого аккомпанемента. Периодически приходилось ловить себя на мысли о том, что замечаешь прежде всего певцов. Разве что на кульминациях оркестровых, где голоса смолкали, вдруг выяснялось, что вообще-то на сцене сидит еще большой оркестр. Таков дирижер Доминго, ставящий во главу угла их величеств Певца и особенно Певицу.

А солисты на «Валькирию» были собраны очень сильные, многие из них - мирового класса. Меццо-сопрано Екатерина Семенчук предстала в ипостаси богини Фрики, сиречь мстительной древнегреческой Геры, постоянно уличавшей в супружеских изменах своего благоверного Зевса, у Вагнера - Вотана. В «Валькирии» Фрика восстала против кровосмесительного союза полюбивших друг друга брата и сестры - Зигмунда (тенор Михаил Векуа) и Зиглинды (сопрано Елена Стихина). Сцена Фрики с Вотаном (Владимир Феляуэр) стала одной из ярчайших кульминаций оперы, где Семенчук показала, как ювелирно владеет вокальной речью, пользуясь и камерными красками, и лавой своего феноменального меццо. Сегодня Екатерина уже покорила, кажется, все главные оперные сцены мира - от Мариинского театра до Метрополитен. Ее ждут и в Вене, и в Париже, и в Лос-Анджелесе, ибо такие настоящие меццо рождаются раз в несколько десятилетий.

«Откалиброваны» были и сестры-валькирии, которыми стали первые солистки Мариинки, включая Оксану Шилову и Анну Кикнадзе. Покорила слушательские сердца сопрано Татьяна Павловская, которая очень неожиданно после Моцарта и Верди взялась за вагнеровский репертуар, пополнив его после Эльзы в «Лоэнгрине» Брунгильдой и достойно выдержав испытание этой тяжелейшей партией.

Открытием вечера стала дебютантка в партии Зиглинды - Елена Стихина, знакомая маэстро Доминго по победе на его конкурсе «Опералия». Елена продемонстрировала широкий спектр вокальных возможностей. Она делала Зиглинду чрезвычайно мягкой, женственной и покорной, но менялась до неузнаваемости в сценах, где речь заходила о жертвенной любви, перекрывая грохочущий оркестр своим зычным и очень красивым сопрано.

В театре не стали сдвигать начало этой почти 6-часовой оперы на час, начав ее ровно в семь. Маэстро Доминго начал почти вовремя, однако вторая часть вагнеровской тетралогии все равно завершилась глубоко за полночь. Самые преданные вагнерианцы и поклонники Пласидо выдержали это испытание до победного конца - до ритуального костра, которым маэстро Доминго окружил спящую Брунгильду, чтобы она досталась самому отважному из отважных. Может быть, он ее и расколдует, когда приедет дирижировать следующую часть тетралогии - «Зигфрида»?

Материал был опубликован в газете под № 122 (6231) от 10.07.2018 под заголовком «Под музыку Доминго».

#Музыка #Звезды белых ночей #Мариинский театр

Комментарии