Под колесом истории

На сцене театра «Балтийский дом» – премьера «Зойкиной квартиры» Михаила Булгакова.

Под колесом истории | В роли Аллы Вадимовны, одной из «манекенщиц» нехорошей Зойкиной квартиры, — Алла Елинцева. ФОТО Николая ФИЛИППОВА предоставлено пресс-службой «Балтийского дома»

В роли Аллы Вадимовны, одной из «манекенщиц» нехорошей Зойкиной квартиры, — Алла Елинцева. ФОТО Николая ФИЛИППОВА предоставлено пресс-службой «Балтийского дома»

Об актуальности текстов советского классика сказано уже немало. Но каждое обращение к ним добавляет в наше восприятие его наследия новые оттенки, нюансы и смыслы. Булгаковская премьера популярного сценического коллектива – из этого ряда. Режиссер Юрий Ядровский предложил свой вариант прочтения пьесы как некой мистерии «из жизни дельцов нэпманского пошиба в наши дни».

Для этого он очистил едва ли не самую грандиозную сцену северной столицы от всякого быта (сценография – Ирина Бируля), предельно обнажив пространство. О месте действия в «нехорошей квартире» Зои Денисовны Пельц (Наталья Парашкина) напоминают лишь мобильные зеркальные ширмы, преобразующиеся по ходу спектакля то в имитацию деталей обстановки, то в некий лабиринт дверей. В нем и мечутся те персонажи, которыми автор населил не то швейную мастерскую, не то дом свиданий. Здесь есть где разыграться мечтам о накоплении первоначального капитала, есть где провести досуг после честно отработанного дня.

Над сценой в прологе «парит» некая железная круглая конструкция. Под ней мы видим некие фигуры, словно придавленные этим «колесом». Но круг воспаряет, превращаясь в грандиозную световую подвеску... И мы погружаемся в сюжет, который разворачивается в нэпмановской Москве 90-летней давности.

Поначалу кажется, будто вот-вот всю сцену заволочет дымом от «угара нэпа». Но нет. Чем дальше движется действие, тем все очевиднее становится, что видим мы суету, подгоняемую постоянно звучащей музыкой (композитор – Роман Рязанцев). Это напоминает судорожные попытки убежать от реальности, спрятаться в уголок просторной квартирки, тихонечко зарабатывая на разгуле инстинктов активных «строителей социализма». Среди которых есть, конечно, и VIP-персоны вроде Гусь-Ремонтного (Леонид Алимов) – этакая сценическая «калька»-образ с тех чиновников эпохи 1990-х, в карманы которых деньги лились рекой. И строится вся жизнь таких типов и других обитателей Зойкиной квартиры вокруг червончиков, которые время от времени в буквальном смысле вылетают из карманов всех и каждого. Аллюзия на то, что мы пережили лет этак двадцать назад, настолько очевидна, что становится не по себе.

Актуальность текста булгаковской пьесы изящно и с подтекстом озвучена актерами. Перед нами не характеры – маски, скрывающие истинные лица тех, кто прибился к Зойкиной квартире. Многие из них маскируются то париками, то иными бытовыми деталями имиджа, чем увеличивают ощущение фантасмагории. Зрительный зал реагирует сдержанным смехом, подсознательно понимая, что увиденная на сцене мистерия разгула низких желаний и жажды наживы добром кончиться не может.

Не надо обладать проницательностью завзятого театрала. Достаточно самых общих знаний об истории, чтобы вспомнить о том, что нэп закончился в СССР очень быстро. Новизна версии булгаковской пьесы в исполнении коллектива «Балтдома» заключается в том, что в ней вся нэпмановская суета выглядит неотвратимо обреченной. Не с точки зрения объективных политических и экономических процессов, а с точки зрения логики человеческого поведения. Ибо, сколько веревочке ни виться, конец всегда будет один. И Зойкино предприятие кончается печально.

Тогда-то и начинает свое финальное движение тот самый круг из пролога, который вдруг превращается в некую мозаику-витраж, обращенный плоскостью в зрительный зал. И ты понимаешь, что перед тобою то самое колесо истории, которое проехалось и по нэпу, и по лихим девяностым. А чтобы никто из зрителей не сомневался, в финальной точке сценического действия прожектора «стреляют» направленными лучами прямо в глаза публике. Нейтральный белый цвет начинает стремительно краснеть. Метафора очевидна: колесо истории направлено отныне на нас. Падает занавес.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 027 (5644) от 16.02.2016.


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?