Под колесом истории

На сцене театра «Балтийский дом» – премьера «Зойкиной квартиры» Михаила Булгакова.

Под колесом истории | В роли Аллы Вадимовны, одной из «манекенщиц» нехорошей Зойкиной квартиры, — Алла Елинцева. ФОТО Николая ФИЛИППОВА предоставлено пресс-службой «Балтийского дома»

В роли Аллы Вадимовны, одной из «манекенщиц» нехорошей Зойкиной квартиры, — Алла Елинцева. ФОТО Николая ФИЛИППОВА предоставлено пресс-службой «Балтийского дома»

Об актуальности текстов советского классика сказано уже немало. Но каждое обращение к ним добавляет в наше восприятие его наследия новые оттенки, нюансы и смыслы. Булгаковская премьера популярного сценического коллектива – из этого ряда. Режиссер Юрий Ядровский предложил свой вариант прочтения пьесы как некой мистерии «из жизни дельцов нэпманского пошиба в наши дни».

Для этого он очистил едва ли не самую грандиозную сцену северной столицы от всякого быта (сценография – Ирина Бируля), предельно обнажив пространство. О месте действия в «нехорошей квартире» Зои Денисовны Пельц (Наталья Парашкина) напоминают лишь мобильные зеркальные ширмы, преобразующиеся по ходу спектакля то в имитацию деталей обстановки, то в некий лабиринт дверей. В нем и мечутся те персонажи, которыми автор населил не то швейную мастерскую, не то дом свиданий. Здесь есть где разыграться мечтам о накоплении первоначального капитала, есть где провести досуг после честно отработанного дня.

Над сценой в прологе «парит» некая железная круглая конструкция. Под ней мы видим некие фигуры, словно придавленные этим «колесом». Но круг воспаряет, превращаясь в грандиозную световую подвеску... И мы погружаемся в сюжет, который разворачивается в нэпмановской Москве 90-летней давности.

Поначалу кажется, будто вот-вот всю сцену заволочет дымом от «угара нэпа». Но нет. Чем дальше движется действие, тем все очевиднее становится, что видим мы суету, подгоняемую постоянно звучащей музыкой (композитор – Роман Рязанцев). Это напоминает судорожные попытки убежать от реальности, спрятаться в уголок просторной квартирки, тихонечко зарабатывая на разгуле инстинктов активных «строителей социализма». Среди которых есть, конечно, и VIP-персоны вроде Гусь-Ремонтного (Леонид Алимов) – этакая сценическая «калька»-образ с тех чиновников эпохи 1990-х, в карманы которых деньги лились рекой. И строится вся жизнь таких типов и других обитателей Зойкиной квартиры вокруг червончиков, которые время от времени в буквальном смысле вылетают из карманов всех и каждого. Аллюзия на то, что мы пережили лет этак двадцать назад, настолько очевидна, что становится не по себе.

Актуальность текста булгаковской пьесы изящно и с подтекстом озвучена актерами. Перед нами не характеры – маски, скрывающие истинные лица тех, кто прибился к Зойкиной квартире. Многие из них маскируются то париками, то иными бытовыми деталями имиджа, чем увеличивают ощущение фантасмагории. Зрительный зал реагирует сдержанным смехом, подсознательно понимая, что увиденная на сцене мистерия разгула низких желаний и жажды наживы добром кончиться не может.

Не надо обладать проницательностью завзятого театрала. Достаточно самых общих знаний об истории, чтобы вспомнить о том, что нэп закончился в СССР очень быстро. Новизна версии булгаковской пьесы в исполнении коллектива «Балтдома» заключается в том, что в ней вся нэпмановская суета выглядит неотвратимо обреченной. Не с точки зрения объективных политических и экономических процессов, а с точки зрения логики человеческого поведения. Ибо, сколько веревочке ни виться, конец всегда будет один. И Зойкино предприятие кончается печально.

Тогда-то и начинает свое финальное движение тот самый круг из пролога, который вдруг превращается в некую мозаику-витраж, обращенный плоскостью в зрительный зал. И ты понимаешь, что перед тобою то самое колесо истории, которое проехалось и по нэпу, и по лихим девяностым. А чтобы никто из зрителей не сомневался, в финальной точке сценического действия прожектора «стреляют» направленными лучами прямо в глаза публике. Нейтральный белый цвет начинает стремительно краснеть. Метафора очевидна: колесо истории направлено отныне на нас. Падает занавес.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 027 (5644) от 16.02.2016.


Комментарии