Под эгидой баса. В Мариинском театре стартовал седьмой фестиваль Ильдара Абдразакова
Седьмой фестиваль Ильдара Абдразакова (12+) открылся в Концертном зале Мариинского театра. Ильдар и участники первой «Летней школы» под его руководством подготовили большую программу русских и зарубежных арий и романсов в сопровождении рояля.
ФОТО Евгений Евтюхов/Фонд И. Абдразакова
Открытие этого фестиваля состоялось в июле, продолжится лишь в ноябре, причем не в привычных двух столицах, а на Южном Урале, в таких городах, как Сатка, Миасс, Челябинск, а завершится в Уфе, на родине Ильдара Абдразакова. Там выступят лучшие молодые певцы, прошедшие строгий отбор экспертов во главе с самим басом. Фестивальный марш-бросок по России не только высвечивает названия городов, редко, а то и совсем не звучащие в культурном медиапространстве, но прежде всего собирает талантливую вокальную молодежь провинции, отыскивая самородки, вовлекая их в бурный водоворот будущих оперно-концертных событий.
Открытие фестиваля ознаменовало одновременно и закрытие «Летней школы» — первого десятидневного образовательного проекта Фонда Ильдара Абдразакова, состоявшего из лекций и мастер-классов. К участию в большом концерте открытия допустили двенадцать человек — участников школы, каждый из которых ошеломил высоким уровнем профессиональной подготовки и большим творческим потенциалом. Любой существующий международный вокальный конкурс формирует свою репутацию, отражая вкусы членов жюри во главе с его председателем. Голоса и исполнительские способности участников концерта под художественным руководством Ильдара Абдразакова показали, о каком молодом поколении оперы грезит наш любимый башкирский бас. Когда на встрече после концерта певец обратился к своим молодым коллегам как к «детишкам», вспомнилась Елена Образцова, которая на своих конкурсах называла юную оперную поросль «ребятишками». Но если Елена Васильевна получила возможность окружить себя молодежью уже в последней фазе исполнительской карьеры, то у Ильдара встречи с начинающими певцами начались и продолжаются тогда, когда его успехи как солиста пребывают на самом пике. В нем оказался еще очень силен ген отцовства, о котором он не преминул сказать недавно даже на вручении Государственной премии, заметив, что «полностью выполнил демографический план в своей семье».
Такой радости за состояние вокальной школы давно не доводилось испытывать на концертах. Первые же выступавшие дали понять, что такое для Ильдара Абдразакова и его команды «настоящий оперный голос», оперная «порода». А этот певец знает толк в лучших из лучших, ибо пел на всех первых оперных сценах мира в звездных составах. Право выступить первым дали корейскому басу Канг Чан Соль с романсом «Благославляю вас, лес» Чайковского, в котором он показал прекрасный, ясный русский язык, интонационную глубину, аристократизм. А вот в «Полководце» из «Песен и плясок смерти» Мусоргского ему не хватило понимания поэтических тонкостей текста Голенищева-Кутузова. Ираида Николаева в «Серенаде» Чайковского очаровала красками тембра, теплотой и проникновенностью, а в арии «Старый муж» из «Алеко» Рахманинова она взорвала зал чувственностью и сокрушительной эмоциональностью.
Меццо-сопрано Ирина Полещук покорила в «На сон грядущий» зрелостью интерпретации, а в арии Леоноры из «Фаворитки» Доницетти и вовсе осчастливила поклонников этого вокального амплуа рождением новой звезды, напомнив об искусстве Элины Гаранчи. Искушенное отборочное жюри не могло не заметить и голос еще одной меццо-сопрано Юлии Вакулы, которая представила на суд публики арию Изабеллы из «Итальянки в Алжире» Россини и вторую арию Далилы из «Самсона и Далилы» Сен-Санса. У знатоков оперы ее тембр и манера вызвали в памяти имя легендарной Мэрилин Хорн. По ее царственной и неспешной походке к месту выступления стало понятно, что во время «Летней школы» на каком‑то из мастер-классов молодая певица взяла на заметку совет о том, как горделиво надо себя держать перед зрителем.
Сопрано Ирина Мулярчик повторила подвиг конкурса «Большой оперы», драматично и проникновенно исполнив здесь сложнейшую арию Чио-Чио-сан Un bel di vedremo из «Мадам Баттерфляй» Пуччини. А вот в «Диссонансе» Рахманинова при всей кажущейся выстроенности драматургии исполнения ей с пианистом несколько не хватило органики и осмысленности.
Прилив энтузиазма опероманов вызывали представители мужского цеха, которые дали понять, что не оскудели страна и мир на сильные и яркие мужские голоса. Елисей Лаптев сверкнул артистизмом в «Семинаристе» Мусоргского, явив развернутую сценку в лицах. В «Песне Варяжского гостя» из «Садко» Римского-Корсакова то, чего пока не хватает в его вокальной «мускулатуре», он компенсировал артистизмом интонирования. Сенсацией стал узбекский бас Султонбек Абдурахимов в каватине Алеко и романсе «Христос воскрес» Рахманинова. Не только голосом, но и внешне он оказался почти как двойник похож на своего кумира Ильдара Абдразакова, на чьих записях и учится. Тенор был всего один — Константин Чурсин, но и он в лирико-драматическом амплуа со своим красивым и романтическим тембром дорогого стоил в ариозо Германа «Прости, небесное созданье» из «Пиковой дамы» Чайковского.
В финальном концерте точку поставил Ильдар Абдразаков серией романсов Рахманинова вместе со своей любимой пианисткой Мзией Бахтуридзе. Аккомпанировавшая ряду других участников вместе с младшим коллегой Евгением Сергеевым, Мзия изумляла точностью, тонкостью и безграничной музыкальностью звука, позволявшей самым интимным и сокровенным смыслам проникать в подсознание слушателей.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 131 (7707) от 18.07.2024 под заголовком «Под эгидой баса».
Комментарии