Почерк гения. В Эрмитаже открылась выставка, посвященная Микеланджело

В Итальянском кабинете Малого Эрмитажа открылась выставка с интригующим названием «Изучая Микеланджело». Она представляет одно из исследований творчества великого мастера.

Почерк гения. В Эрмитаже открылась выставка, посвященная Микеланджело | ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Открытия в области искусствоведения нередко - сенсация, а процесс исследований похож на детектив, основанный на опыте, знаниях, находках и интуиции.

В данном случае речь идет об исполненной темперой на деревянной доске картине «Распятие Христа» из частного собрания Италии.

С именем Микеланджело ее связал авторитетный итальянский искусствовед Лионелло Пуппи. Он предположил, что эту работу мастер написал для своего близкого друга - поэтессы Виттории Колонна, маркизы ди Пескара. Они обменивались письмами, посвящали друг другу стихи. Из воспоминаний современников известно, что скульптор создал для нее не одно произведение.

Картина, о которой мы говорим, маркизе нравилась, а ее история прослеживалась до начала XIX века. Во время наполеоновских войн произведение исчезло, считалось утраченным. Сохранились гравюры, показывающие композицию, а также рисунок, сделанный рукой Микеланджело. Он прибыл в наш город из Британского музея, в собрании которого хранится.

Исследователи не раз делали попытки идентифицировать «Распятие Христа», строили гипотезы и их отвергали. Лионелло Пуппи сопоставил картину из частного собрания с рисунком из Британского музея. Очевидно, что они совпадают в размерах, повторяют композицию с небольшими изменениями в деталях. Рентген показал изменения, сделанные автором в процессе работы. Еще один факт свидетельствует о том, что исследователь, скорее всего, не ошибся. В нижней части картины есть надпись, выполненная в зеркальном отражении. Виттория Колонна писала, что смотрит на нее в зеркало.

Кроме картины из итальянского частного собрания и рисунка Британского музея на выставке присутствует произведение итальянского последователя Микеланджело «Распятый Христос» из ГМИИ имени Пушкина. В состав выставки вошло также написанное на доске «Распятие с Мадонной, апостолом Иоанном и Марией Магдалиной» из собрания Эрмитажа. При подготовке к выставке картину исследовали в лаборатории научно-технической экспертизы музея, реставраторы раскрыли авторский красочный слой, обнаружилась дата написания - 1575 год и подпись автора. В научный оборот вошло новое для истории искусства имя фламандского художника Хедрика Болидануса.

В Итальянском кабинете присутствует портрет главного героя выставки.

— Скульптурные портреты Микеланджело восходят к бронзовым бюстам, которые были сделаны после его смерти, - рассказывает заведующий отделом западноевропейского искусства Эрмитажа Сергей Андросов. - Не исключено, что на них он изображен по посмертной маске: худой, изнуренный болезнью, с острой бородкой. Бюст, который мы показали, не похож на другие, но производит впечатление сделанного с натуры. В том, что это Микеланджело, сомнений нет. Я пришел к выводу, что портрет, скорее всего, сделан после смерти Микеланджело, но человеком, который его знал. Самая подходящая кандидатура - Джованни Антонио Дозио. Он работал в Риме, входил в круг Микеланджело.

#Микеланджело #Эрмитаж #выставка #музей

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 187 (6296) от 09.10.2018 под заголовком «Почерк гения».


Комментарии