Почем музыка, Николай Андреич?

Конфликт между комитетом по культуре Петербурга и гражданами, которые требуют доступного всем возрастам музыкального образования, привел к появлению обращения в социальных сетях «Защитим школу им. Н. А. Римского-Корсакова!». На сегодня оно собрало более 6 тысяч подписей. Переговоры председателя комитета Константина Сухенко и руководства школы во главе с ее многолетним директором Татьяной Орловой, поддерживающей интересы учащихся, идут трудно.

Почем музыка, Николай Андреич? | ФОТО Molodec/shutterstock.com

ФОТО Molodec/shutterstock.com

Школа была создана в далеком 1918 году, имеет богатую историю, работала в блокадном Ленинграде. Ее структура в годы советской власти много раз менялась, там учились дети и взрослые, потом только взрослые, потом снова дети и взрослые. В 1991 году учебное заведение получило нынешнее название – Санкт-Петербургская детская музыкальная школа им. Н. А. Римского-Корсакова, сохранив отделение для взрослых.

Стоимость обучения на бюджетном отделении сейчас одинаковая как для школьников, так и для тех, кто учится в городских вузах: от 250 до 500 рублей в месяц в зависимости от инструмента. Естественно, в школу приходят студенты из немузыкальных вузов и училищ. Они учатся музыке поздними вечерами, когда заканчиваются занятия для школьников.

Во что это обходится бюджету, легко понять. Обучение на платном или самоокупаемом отделении, куда принимают работающих взрослых, стоит 8 тысяч рублей в месяц. Понятно, что это неподъемная сумма для большинства студентов.

Именно поэтому предложение комитета по культуре в целях экономии бюджетных средств прекратить дотируемое обучение студентов вызвало бурные протесты. Можно понять и руководство школы, которое опасается потерять опытных преподавателей, многие служили в петербургских музыкальных театрах. Сотни учащихся старше 16 лет покинут школу, оставив преподавателей «без часов».

В то же время слова авторов обращения «студенты безусловно должны иметь возможность заниматься музыкой» не выглядят бесспорными. Фактически они означают просьбу легализовать право студентов на получение на бюджетной основе двух образований – какого-то, куда студент попал в силу разных обстоятельств, и музыкального, к которому, видимо, лежит душа.

И тогда в полный рост встает принципиальный вопрос – где заканчиваются обязательства государства и начинается личная ответственность граждан? Или, говоря «высоким штилем», заинтересовано ли государство во всестороннем развитии студенческой личности, привлечении этой личности к занятиям разумным, добрым и, будем надеяться, вечным.

В данном случае граница между обязательствами и ответственностью может быть наглядно «монетизирована» – в широком диапазоне от 500 до 8 тысяч рублей. Где именно она пройдет, сейчас и обсуждают комитет по культуре и руководство музыкальной школы имени Римского-Корсакова.

По словам председателя комитета по культуре Константина Сухенко, он очень рассчитывает на взаимопонимание и мирное решение конфликта без оргвыводов.


Прямая речь

Борис БЕРЕЗОВСКИЙ,
президент Филармонического общества Петербурга:

– На мой взгляд, любая государственная музыкальная школа для детей, в том числе музыкальная школа им. Н. А. Римского-Корсакова, призвана, простите за казенный язык, работать для народного хозяйства. Иными словами, учить музыке детей, чтобы выявить среди них будущих профессиональных певцов, скрипачей, пианистов и т. д.

Плата родителей за обучение школьников – символическая, она несопоставима с бюджетными расходами на поддержание деятельности музыкальных школ. Для чего ее требуют? Только для того, чтобы родители следили за учебой своих чад. Образно говоря, чем дороже платит папа, тем шире ремень висит в шкафу и чаще используется по своему второму назначению. Сам проходил подобные уроки в юности.

Но, если взрослый человек решил научиться играть на гитаре, он должен за это платить. Другой вопрос – сколько именно? Безусловно, занятия для взрослых должны сохраниться, тем более что школа имени Н. А. Римского-Корсакова – единственная в своем роде, уникальное наследие существовавшей в СССР системы ВШОМО – вечерних школ общего музыкального образования.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 023 (5640) от 10.02.2016.


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 Августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 Августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 Августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 Июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 Июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 Июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 Июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 Июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 Июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 Июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 Июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 Июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?