Почем музыка, Николай Андреич?

Конфликт между комитетом по культуре Петербурга и гражданами, которые требуют доступного всем возрастам музыкального образования, привел к появлению обращения в социальных сетях «Защитим школу им. Н. А. Римского-Корсакова!». На сегодня оно собрало более 6 тысяч подписей. Переговоры председателя комитета Константина Сухенко и руководства школы во главе с ее многолетним директором Татьяной Орловой, поддерживающей интересы учащихся, идут трудно.

Почем музыка, Николай Андреич? | ФОТО Molodec/shutterstock.com

ФОТО Molodec/shutterstock.com

Школа была создана в далеком 1918 году, имеет богатую историю, работала в блокадном Ленинграде. Ее структура в годы советской власти много раз менялась, там учились дети и взрослые, потом только взрослые, потом снова дети и взрослые. В 1991 году учебное заведение получило нынешнее название – Санкт-Петербургская детская музыкальная школа им. Н. А. Римского-Корсакова, сохранив отделение для взрослых.

Стоимость обучения на бюджетном отделении сейчас одинаковая как для школьников, так и для тех, кто учится в городских вузах: от 250 до 500 рублей в месяц в зависимости от инструмента. Естественно, в школу приходят студенты из немузыкальных вузов и училищ. Они учатся музыке поздними вечерами, когда заканчиваются занятия для школьников.

Во что это обходится бюджету, легко понять. Обучение на платном или самоокупаемом отделении, куда принимают работающих взрослых, стоит 8 тысяч рублей в месяц. Понятно, что это неподъемная сумма для большинства студентов.

Именно поэтому предложение комитета по культуре в целях экономии бюджетных средств прекратить дотируемое обучение студентов вызвало бурные протесты. Можно понять и руководство школы, которое опасается потерять опытных преподавателей, многие служили в петербургских музыкальных театрах. Сотни учащихся старше 16 лет покинут школу, оставив преподавателей «без часов».

В то же время слова авторов обращения «студенты безусловно должны иметь возможность заниматься музыкой» не выглядят бесспорными. Фактически они означают просьбу легализовать право студентов на получение на бюджетной основе двух образований – какого-то, куда студент попал в силу разных обстоятельств, и музыкального, к которому, видимо, лежит душа.

И тогда в полный рост встает принципиальный вопрос – где заканчиваются обязательства государства и начинается личная ответственность граждан? Или, говоря «высоким штилем», заинтересовано ли государство во всестороннем развитии студенческой личности, привлечении этой личности к занятиям разумным, добрым и, будем надеяться, вечным.

В данном случае граница между обязательствами и ответственностью может быть наглядно «монетизирована» – в широком диапазоне от 500 до 8 тысяч рублей. Где именно она пройдет, сейчас и обсуждают комитет по культуре и руководство музыкальной школы имени Римского-Корсакова.

По словам председателя комитета по культуре Константина Сухенко, он очень рассчитывает на взаимопонимание и мирное решение конфликта без оргвыводов.


Прямая речь

Борис БЕРЕЗОВСКИЙ,
президент Филармонического общества Петербурга:

– На мой взгляд, любая государственная музыкальная школа для детей, в том числе музыкальная школа им. Н. А. Римского-Корсакова, призвана, простите за казенный язык, работать для народного хозяйства. Иными словами, учить музыке детей, чтобы выявить среди них будущих профессиональных певцов, скрипачей, пианистов и т. д.

Плата родителей за обучение школьников – символическая, она несопоставима с бюджетными расходами на поддержание деятельности музыкальных школ. Для чего ее требуют? Только для того, чтобы родители следили за учебой своих чад. Образно говоря, чем дороже платит папа, тем шире ремень висит в шкафу и чаще используется по своему второму назначению. Сам проходил подобные уроки в юности.

Но, если взрослый человек решил научиться играть на гитаре, он должен за это платить. Другой вопрос – сколько именно? Безусловно, занятия для взрослых должны сохраниться, тем более что школа имени Н. А. Римского-Корсакова – единственная в своем роде, уникальное наследие существовавшей в СССР системы ВШОМО – вечерних школ общего музыкального образования.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 023 (5640) от 10.02.2016.


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Лариса Малеванная: «Купчинскую квартиру выстроили  в Румынии – это дешевле»
22 Января 2019

Лариса Малеванная: «Купчинскую квартиру выстроили в Румынии – это дешевле»

Народная артистка России празднует сегодня юбилей – 80 лет. Наш автор пообщался с актрисой.

Делатель судеб. К 100-летию Игоря Владимирова
10 Января 2019

Делатель судеб. К 100-летию Игоря Владимирова

Его учеников-актеров было так много, что из них в Ленинграде с нуля был создан новый театр – Молодежный, который жив и сегодня.

Михаил Пиотровский. Что мы приносим в Петербург
19 Декабря 2018

Михаил Пиотровский. Что мы приносим в Петербург

Глава Эрмитажа – о прошедшем Дне музея и о том, что можно делать на Дворцовой площади.

«Иллюстратор» на фоне истории
13 Декабря 2018

«Иллюстратор» на фоне истории

Книга известного петербургского кинематографиста Дмитрия Долинина построена на воспоминаниях художника-иллюстратора Петра Воскресенского. Разберем ее составляющие.

Хирург запустил «Русский реактор» в Петербурге
08 Октября 2018

Хирург запустил «Русский реактор» в Петербурге

Фильм, снятый лидером Всероссийского мотоклуба «Ночные волки», представили в День рождения президента России.

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы
01 Августа 2018

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы

Как случается с любой более-менее резонансной литературной наградой, от Нобелевской премии до «Большой книги», одни коллеги поздравляли московскую писательницу с победой, другие шумно негодовали.

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»
02 Июня 2018

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»

Директор Эрмитажа - об автономности культуры, уголовных делах, связанных с хищениями в музее и о прошедшем Юридическом форуме.

Александр Петров, родившийся заново
01 Февраля 2018

Александр Петров, родившийся заново

Саша Петров поставил исповедальное поэтически-музыкальное шоу «#Зановородиться» по собственным стихам и издал книгу, которая вышла в январе.

Топ-100 от РОСФОТО
17 Июля 2017

Топ-100 от РОСФОТО

Свое 15-летие музейно-выставочный центр РОСФОТО отмечает выставкой ста лучших фотографий из собственной коллекции.

Сказать всё, никого не обидев
12 Июля 2017

Сказать всё, никого не обидев

Музей работает для всех, но ему важна понимающая аудитория. Есть люди, которые все понимают, ориентироваться надо на них. Сегодня это важно.

Юность покоряет олимп в Петербурге
20 Июня 2017

Юность покоряет олимп в Петербурге

На XXII международном фестивале «Музыкальный олимп» выступили лауреаты самых престижных конкурсов последних лет из семнадцати стран, среди которых значились не только США и Германия, но также Египет, ...

Уроки танца не кончаются
13 Июня 2017

Уроки танца не кончаются

Состоялся 275-й выпуск Академии русского балета им. А. Я. Вагановой. По давней традиции, в июне выпускники демонстрируют свои таланты на сцене Мариинского театра в рамках фестиваля «Звезды белых ночей...