«Послание к человеку»-2018: русский дух в программе фестиваля

Проходящий в нашем городе фестиваль «Послание к человеку» предоставил заинтересованному зрителю возможность ознакомиться с самыми свежими работами отечественных кинематографистов в национальном конкурсе документальных фильмов.

«Послание к человеку»-2018: русский дух в программе фестиваля | Предоставлено пресс-службой фестиваля

Предоставлено пресс-службой фестиваля

Судя по полупустому залу, этот конкурс показался публике не самой замечательной точкой притяжения. А зря: именно здесь можно погадать на будущее этого жанра в нашей стране. Знакомство с зарубежными лентами и режиссерами — прекрасная сторона «Послания к человеку». Но возможность посмотреть на свою жизнь изнутри, глазами соотечественников, для которых актуальны те же проблемы, что и для зрителя, представляется более важным процессом. Просто потому, что нам вместе здесь жить.

Понятное дело, что любой режиссер видит свою реальность. Но не у всех получается убедить зрителя в результативности своих поисков и просто внятно смонтировать и преподнести отснятый материал.

В сопроводительных материалах к 18-минутной ленте «Новая Москва» Тамары Дондурей, выпускницы Мастерской документального кино и документального театра Марины Разбежкиной и Михаила Угарова, значится уточнение: фильм-эссе. Признаки жанра наличествуют — образность, свободная композиция, фрагментарность. Но вот с последней явный перебор. Части фильма настолько «не склеиваются», что в результате получился плохо смешанный винегрет, пусть из вполне качественных составляющих. Разговор с потерявшейся во времени поэтессой, рефлексии московского таксиста и живописный застольный обмен мнениями двух интеллигентных кумушек золотого возраста никак не складываются в эту самую «новую Москву», готовую проститься с уходящим поколением. Получившийся продукт, скорее, можно отнести по части режиссерских забав, которые, судя по звуку шагов удалявшихся из зала зрителей, не все могут оценить с пониманием.

Глубин жанра — и вовсе не в положительном смысле — достигла в своем дебюте «Признаки жизни» режиссер Наталья Касьянова, тоже выпускница мастерской Разбежкиной — Угарова. Лента о сосуществовании «города будущего» Иннополиса, построенного в Татарии и населенного молодыми IT-специалистами, с соседними деревнями, жители которых обслуживают его инфраструктуру, могла бы стать захватывающей историей. На экране же в течение часа транслировалась такая скука, что трудно было подавить зевоту. «Очень сложно ловить живые моменты, — как на духу заявила Касьянова. — Мне там было очень скучно жить».

Если режиссеру-дебютанту, снимающему документальное кино, скучен предмет его исследования, что же остается зрителям? Разве что следить за обменом мнениями в местном интернет-сообществе, скриншоты которого иногда оказываются в кадре. «Там люди ртом не говорят, — пояснила режиссер. — Всем нужно сидеть в чатах. В чате больше жизни».

Благодаря двум другим лентам день, проведенный в зале, был прожит не зря. Татьяна Соболева в фильме «Дядя Саша, или Полет над Россией» дает портрет нашего чудаковатого соотечественника-интеллигента, который более тридцати лет назад вместе с женой-искусствоведом сбежал из Москвы в глушь Ивановской области и вырастил там девятерых детей — в вере и убеждении о необходимости реставрации монархии в России. Дети выросли и вернулись в столицу — впрочем, навещают родителей и демонстрируют им глубокую любовь и почитание. Забросили свою деревню и местные жители. Теперь дядя Саша вместе с супругой доживают свое в окружении крайне немногочисленных соседей, домашней живности, пустых домов, гниющих лодок и заброшенных могил.

Герой много балагурит — этакая смесь легкой придури с матерщинкой. Но в речах этих можно найти немало смысла — подчас весьма горького. Татьяна Соболева создала никак не умилительную картину. Лента акварельна, но сурова: физический крах мира дяди Саши неизбежен. Но где-то там, в метафизическом мире, этот чудак всегда будет наводить мост, перекрикиваясь через «философскую» речку с соседом-самогонщиком, который и дал этому водному потоку такое определение. Режиссеру веришь бесповоротно — вот он, наш русский архетип.

«Стоянка на дороге ветра» — дебютная работа Наталии Харламовой. Она в прошлом году окончила все ту же Мастерскую документального кино и документального театра Разбежкиной и Угарова. Задумывавшаяся изначально картина о тувинских гонках на лошадях на фоне неожиданной смерти главного героя трансформировалась в философский и жесткий бытовой фильм о прощании с ушедшим человеком и одновременно о его связи с оставшимися здесь. Надежда, боль, страх, гнев — движения человеческой души препарируются на глазах у зрителя, как и только что освежеванная баранья туша.

Смотреть картину нелегко: гнетуща тувинская буря, венчающая обряд прощания с духом почившего. А быт местного населения физиологичен и неприятен. Но удивительным образом на таком фоне взгляду открывается настоящий космос с его универсальным нравственным законом. В разговоре с «Санкт-Петербургскими ведомостями» Наталия Харламова отметила: «Одно из моих первых впечатлений о Туве: там совершенно другая реальность, не похожая ни на что. Там все другое. Я из тех, кто желает Туве подольше остаться иной, не становиться туристической республикой».

Тем не менее и тувинский документальный эпос Харламовой, и холерический по темпераменту «среднерусский» фильм Татьяны Соболевой раскрывают нам неожиданную, неизвестную, но в то же время «повседневную» Россию. Уходя от частного к общему и являясь настоящим, без подделок, документальным кино. Правдивым и интересным — каким оно и должно быть.

#послание к человеку #кинофестиваль #культура

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 175 (6274) от 21.09.2018 под заголовком «Побег в Россию».


Комментарии