Победивший время
В Музее Академии художеств открылась выставка Евсея Моисеенко, приуроченная к 100-летию со дня рождения мастера.

ФОТО предоставлено организаторами выставки
Его жизнь была связана с Академией художеств, с Институтом им. Репина, где он учился, откуда ушел на войну, куда вернулся, обогащенный и отягощенный опытом сражений и горького плена. В институте он затем долгие годы преподавал - до самой смерти в 1988 году.
В подходе к любой теме Евсей Евсеевич Моисеенко был особенным. Кто может однозначно ответить на вопрос, считать ли Моисеенко официальным или неофициальным художником? Да, у него было признание, выставки, множество государственных наград. Но разве укладывается его творчество в прокрустово ложе соцреализма? На официальных выставках, нередко приуроченных к очередному юбилею (Ленина ли, революции, комсомола), доминировали тематические картины. Набор сюжетов и тем был ограничен: история - в основном «романтика революции» и Великая Отечественная война, современность в героическом аспекте, будь то полеты в космос, БАМ, трудовые будни рабочих и колхозников. В исторических полотнах Евсея Моисеенко «Красные пришли», «Комиссар», «Черешня», «Песня» притягивает стремление художника найти глубинные причины происходящего, «дойти до самой сути».
Когда смотришь на полотна Моисеенко, становится ясно, что сюжет и тема вовсе не мешают поискам оригинального пластического языка, решению чисто живописных задач, а также искренности и человечности.
Его называли неисправимым романтиком, который, несмотря на телесные и душевные раны, не сломался. Люди, которых он писал, такие же - хлебнувшие горя, но не сломавшиеся. «Партизаны», «Ополченцы», «Матери, сестры», «Победа» - картины, вошедшие в историю советского искусства. О войне он говорил без пафоса - с искренней болью, как очевидец, участник событий. «Я вспоминал ребят-ополченцев, страшно хотелось показать их реально, сделать психологическую вещь, углубиться в характеры», - рассказывал художник о своей картине «Ополченцы».
«Темы Гражданской и Великой Отечественной войн то последовательно, то почти одновременно приходили в мою жизнь художника из далекого детства, из фронтовой юности. Что такое вообще картина? Это определенный пласт жизни, конкретное событие в субъективной, глубоко личной оценке художника. Как мог я оценивать события в стране? Прежде всего с точки зрения моей биографии, моей родословной», - рассказывал Евсей Моисеенко. В этом, пожалуй, и ответ на вопрос, почему его живопись не кажется сейчас антиквариатом, задевает за живое. Человек рассказывает в своей живописи о том, что испытал сам.
В картине «Победа» - радость и горе рядом. «Как тут не вспомнить косяки картин, живописующих это незабываемое событие! Праздничные фейерверки, шелк и бархат знамен, медь литавр, ликующие толпы людей на площадях... У Моисеенко никакой ходульной, привычной романтики. Самый будничный эпизод из войны - два солдата в момент боя на лестничной площадке... «Да победа ли это?» - помню, озадаченно перешептывался кое-кто из зрителей, всматриваясь в эту картину, на первой выставке. Победа. Победа, которая ни на минуту не дает забыть о миллионах и миллионах убитых, о той страшной цене, которой оплачено наше торжество», - писал о картине Федор Абрамов.
Сейчас, когда пытаются пересмотреть историю, нивелировать ценность победы в войне, нам стоит прислушаться к этим словам, внимательно всмотреться в его картины.
Выставка открыта до 15 января.
Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 238 (5855) от 20.12.2016.
Самое читаемое



Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?
Комментарии