Победивший время

В Музее Академии художеств открылась выставка Евсея Моисеенко, приуроченная к 100-летию со дня рождения мастера.

Победивший время | ФОТО предоставлено организаторами выставки

ФОТО предоставлено организаторами выставки

Его жизнь была связана с Академией художеств, с Институтом им. Репина, где он учился, откуда ушел на войну, куда вернулся, обогащенный и отягощенный опытом сражений и горького плена. В институте он затем долгие годы преподавал - до самой смерти в 1988 году.

В подходе к любой теме Евсей Евсеевич Моисеенко был особенным. Кто может однозначно ответить на вопрос, считать ли Моисеенко официальным или неофициальным художником? Да, у него было признание, выставки, множество государственных наград. Но разве укладывается его творчество в прокрустово ложе соцреализма? На официальных выставках, нередко приуроченных к очередному юбилею (Ленина ли, революции, комсомола), доминировали тематические картины. Набор сюжетов и тем был ограничен: история - в основном «романтика революции» и Великая Отечественная война, современность в героическом аспекте, будь то полеты в космос, БАМ, трудовые будни рабочих и колхозников. В исторических полотнах Евсея Моисеенко «Красные пришли», «Комиссар», «Черешня», «Песня» притягивает стремление художника найти глубинные причины происходящего, «дойти до самой сути».

Когда смотришь на полотна Моисеенко, становится ясно, что сюжет и тема вовсе не мешают поискам оригинального пластического языка, решению чисто живописных задач, а также искренности и человечности.

Его называли неисправимым романтиком, который, несмотря на телесные и душевные раны, не сломался. Люди, которых он писал, такие же - хлебнувшие горя, но не сломавшиеся. «Партизаны», «Ополченцы», «Матери, сестры», «Победа» - картины, вошедшие в историю советского искусства. О войне он говорил без пафоса - с искренней болью, как очевидец, участник событий. «Я вспоминал ребят-ополченцев, страшно хотелось показать их реально, сделать психологическую вещь, углубиться в характеры», - рассказывал художник о своей картине «Ополченцы».

«Темы Гражданской и Великой Отечественной войн то последовательно, то почти одновременно приходили в мою жизнь художника из далекого детства, из фронтовой юности. Что такое вообще картина? Это определенный пласт жизни, конкретное событие в субъективной, глубоко личной оценке художника. Как мог я оценивать события в стране? Прежде всего с точки зрения моей биографии, моей родословной», - рассказывал Евсей Моисеенко. В этом, пожалуй, и ответ на вопрос, почему его живопись не кажется сейчас антиквариатом, задевает за живое. Человек рассказывает в своей живописи о том, что испытал сам.

В картине «Победа» - радость и горе рядом. «Как тут не вспомнить косяки картин, живописующих это незабываемое событие! Праздничные фейерверки, шелк и бархат знамен, медь литавр, ликующие толпы людей на площадях... У Моисеенко никакой ходульной, привычной романтики. Самый будничный эпизод из войны - два солдата в момент боя на лестничной площадке... «Да победа ли это?» - помню, озадаченно перешептывался кое-кто из зрителей, всматриваясь в эту картину, на первой выставке. Победа. Победа, которая ни на минуту не дает забыть о миллионах и миллионах убитых, о той страшной цене, которой оплачено наше торжество», - писал о картине Федор Абрамов.

Сейчас, когда пытаются пересмотреть историю, нивелировать ценность победы в войне, нам стоит прислушаться к этим словам, внимательно всмотреться в его картины.

Выставка открыта до 15 января.



Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 238 (5855) от 20.12.2016.


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 Июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?

Лариса Малеванная: «Купчинскую квартиру выстроили  в Румынии – это дешевле»
22 Января 2019

Лариса Малеванная: «Купчинскую квартиру выстроили в Румынии – это дешевле»

Народная артистка России празднует сегодня юбилей – 80 лет. Наш автор пообщался с актрисой.

Делатель судеб. К 100-летию Игоря Владимирова
10 Января 2019

Делатель судеб. К 100-летию Игоря Владимирова

Его учеников-актеров было так много, что из них в Ленинграде с нуля был создан новый театр – Молодежный, который жив и сегодня.

Михаил Пиотровский. Что мы приносим в Петербург
19 Декабря 2018

Михаил Пиотровский. Что мы приносим в Петербург

Глава Эрмитажа – о прошедшем Дне музея и о том, что можно делать на Дворцовой площади.

«Иллюстратор» на фоне истории
13 Декабря 2018

«Иллюстратор» на фоне истории

Книга известного петербургского кинематографиста Дмитрия Долинина построена на воспоминаниях художника-иллюстратора Петра Воскресенского. Разберем ее составляющие.

Хирург запустил «Русский реактор» в Петербурге
08 Октября 2018

Хирург запустил «Русский реактор» в Петербурге

Фильм, снятый лидером Всероссийского мотоклуба «Ночные волки», представили в День рождения президента России.

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы
01 Августа 2018

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы

Как случается с любой более-менее резонансной литературной наградой, от Нобелевской премии до «Большой книги», одни коллеги поздравляли московскую писательницу с победой, другие шумно негодовали.

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»
02 Июня 2018

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»

Директор Эрмитажа - об автономности культуры, уголовных делах, связанных с хищениями в музее и о прошедшем Юридическом форуме.

Александр Петров, родившийся заново
01 Февраля 2018

Александр Петров, родившийся заново

Саша Петров поставил исповедальное поэтически-музыкальное шоу «#Зановородиться» по собственным стихам и издал книгу, которая вышла в январе.

Топ-100 от РОСФОТО
17 Июля 2017

Топ-100 от РОСФОТО

Свое 15-летие музейно-выставочный центр РОСФОТО отмечает выставкой ста лучших фотографий из собственной коллекции.

Сказать всё, никого не обидев
12 Июля 2017

Сказать всё, никого не обидев

Музей работает для всех, но ему важна понимающая аудитория. Есть люди, которые все понимают, ориентироваться надо на них. Сегодня это важно.

Юность покоряет олимп в Петербурге
20 Июня 2017

Юность покоряет олимп в Петербурге

На XXII международном фестивале «Музыкальный олимп» выступили лауреаты самых престижных конкурсов последних лет из семнадцати стран, среди которых значились не только США и Германия, но также Египет, ...