Главная городская газета

Победивший время

Каждый день
свежий pdf-номер газеты
в Вашей почте

Бесплатно
Свежие материалы Культура

Выставка буддийского искусства открылась в Петербурге

Вниманию посетителей готовы представить порядка ста уникальных произведений IX - XVIII веков. Читать полностью

Фестиваль «Михайловское» прошел в Пушкинских Горах

Студенты Пушкинского театрального центра представили пушкиноогорцам свои премьерные спектакли. Читать полностью

«Петербург» в Театре на Васильевском

С драматургом Юлией Тупикиной - автором популярной пьесы - встретился автор «СПб ведомостей». Читать полностью

Первая балетная школа России отпраздновала юбилей

В течение трех дней на сцене Мариинского театра сдавали экзамен выпускники Академии русского балета имени А. Я. Вагановой.
Читать полностью

«Петербург-2103» как мост в будущее

На выставке, открывшейся в ЦВЗ «Манеж», представленные проекты отвечали на один вопрос: куда движутся архитектура и градостроительная практика Петербурга?

Читать полностью

Дары географов: внутри коллекции РГО в Петербурге

Древние рукописи и русский лубок, одна из первых карт Петербурга, монгольские скульптуры и японские дагерротипы - все это можно увидеть в музее петербургского отделения Русского географического общества. Читать полностью
Победивший время | ФОТО предоставлено организаторами выставки

ФОТО предоставлено организаторами выставки

В Музее Академии художеств открылась выставка Евсея Моисеенко, приуроченная к 100-летию со дня рождения мастера.

Его жизнь была связана с Академией художеств, с Институтом им. Репина, где он учился, откуда ушел на войну, куда вернулся, обогащенный и отягощенный опытом сражений и горького плена. В институте он затем долгие годы преподавал - до самой смерти в 1988 году.

В подходе к любой теме Евсей Евсеевич Моисеенко был особенным. Кто может однозначно ответить на вопрос, считать ли Моисеенко официальным или неофициальным художником? Да, у него было признание, выставки, множество государственных наград. Но разве укладывается его творчество в прокрустово ложе соцреализма? На официальных выставках, нередко приуроченных к очередному юбилею (Ленина ли, революции, комсомола), доминировали тематические картины. Набор сюжетов и тем был ограничен: история - в основном «романтика революции» и Великая Отечественная война, современность в героическом аспекте, будь то полеты в космос, БАМ, трудовые будни рабочих и колхозников. В исторических полотнах Евсея Моисеенко «Красные пришли», «Комиссар», «Черешня», «Песня» притягивает стремление художника найти глубинные причины происходящего, «дойти до самой сути».

Когда смотришь на полотна Моисеенко, становится ясно, что сюжет и тема вовсе не мешают поискам оригинального пластического языка, решению чисто живописных задач, а также искренности и человечности.

Его называли неисправимым романтиком, который, несмотря на телесные и душевные раны, не сломался. Люди, которых он писал, такие же - хлебнувшие горя, но не сломавшиеся. «Партизаны», «Ополченцы», «Матери, сестры», «Победа» - картины, вошедшие в историю советского искусства. О войне он говорил без пафоса - с искренней болью, как очевидец, участник событий. «Я вспоминал ребят-ополченцев, страшно хотелось показать их реально, сделать психологическую вещь, углубиться в характеры», - рассказывал художник о своей картине «Ополченцы».

«Темы Гражданской и Великой Отечественной войн то последовательно, то почти одновременно приходили в мою жизнь художника из далекого детства, из фронтовой юности. Что такое вообще картина? Это определенный пласт жизни, конкретное событие в субъективной, глубоко личной оценке художника. Как мог я оценивать события в стране? Прежде всего с точки зрения моей биографии, моей родословной», - рассказывал Евсей Моисеенко. В этом, пожалуй, и ответ на вопрос, почему его живопись не кажется сейчас антиквариатом, задевает за живое. Человек рассказывает в своей живописи о том, что испытал сам.

В картине «Победа» - радость и горе рядом. «Как тут не вспомнить косяки картин, живописующих это незабываемое событие! Праздничные фейерверки, шелк и бархат знамен, медь литавр, ликующие толпы людей на площадях... У Моисеенко никакой ходульной, привычной романтики. Самый будничный эпизод из войны - два солдата в момент боя на лестничной площадке... «Да победа ли это?» - помню, озадаченно перешептывался кое-кто из зрителей, всматриваясь в эту картину, на первой выставке. Победа. Победа, которая ни на минуту не дает забыть о миллионах и миллионах убитых, о той страшной цене, которой оплачено наше торжество», - писал о картине Федор Абрамов.

Сейчас, когда пытаются пересмотреть историю, нивелировать ценность победы в войне, нам стоит прислушаться к этим словам, внимательно всмотреться в его картины.

Выставка открыта до 15 января.



Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в наших группах ВКонтакте и Facebook