По волнам нашей памяти

Вечерний спектакль, будний день, а на парадной лестнице особняка Кочневой – куча детей. Бегают, скачут, чуть не в прятки играют. Ну, думаю, я попала... Аудитория, я бы сказала, допушкинского возраста. Одна молодая мама пришла даже с грудничком. А самая юная (об руку с мужем) принесла будущего наследника непосредственно в животике. Знают ли они, что сказки Пушкина не такие уж безобидно детские? И не заглушит ли малышня артистов?..

По волнам нашей памяти | Корабельщики. Ведущие актеры «Пушкинской школы» буквально купаются в сказочной стихии.<br>ФОТО предоставлено пресс-службой театра «Пушкинская школа»

Корабельщики. Ведущие актеры «Пушкинской школы» буквально купаются в сказочной стихии.
ФОТО предоставлено пресс-службой театра «Пушкинская школа»

В зале, однако, дети присмирели, но тихо сидеть им долго не пришлось. На сцену ворвались здоровенные дядьки (натурально: тридцать три богатыря), и началась веселая забава, в которую время от времени и юные зрители вовлекались. То их в хоровод втянут, то по ладошке хлопнут, в ладушки играя... Но главное удовольствие дети получали от знакомых стихов, зазвучавших вдруг непривычно, по-новому.

«Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет...» – знакомство с Пушкиным чуть не у каждого начиналось именно с этих простых и мгновенно запоминающихся строк. В спектакле роли корабельщиков (а также богатырей, лиц сказочных и театральных) доверены ведущим артистам труппы. Недавние студенты Театральной академии, сегодня они уже «сами с усами» – солидные папы, игравшие и Гамлета, и Арбенина, и Бориса Годунова. Здесь они резвятся от души, словно родных чад развлекают.

Рефрен о плавании туда-сюда по синему морю артисты разнообразят пластически (персонажи совершают путешествия то под парусом, то на гребных, то на моторных судах) и музыкально. Их остроумно (и неназойливо!) поддерживает саундтрек, сложенный Сергеем Патраманским из народной, оперной, балетной и современной музыки – от матросского «Яблочка» до «Желтой субмарины», «Детей капитана Гранта», «Человека-амфибии» и «ум-па-па-ум-па-па».

Этот пестрый мелос Пушкину не противоречит, не раздражает, напротив – ласкает слух, мчит, как говорится, по волнам нашей памяти. Прием, казалось бы, из капустника, но поскольку он виртуозно разыгран «первыми сюжетами» театра, то воспринимается вполне органично.

История о том, как царь Салтан бросил любимую жену и новорожденного сына, читается тоже с учетом нашего современного опыта – как семейная. Царя-подкаблучника держат в цепких объятиях ткачиха, повариха и сватья баба Бабариха. А толкает их на всяческие козни персонаж Никандра Кирьянова, обозначенный в программке как Коршун, но олицетворяющий прямо-таки мировое зло. Его схватка с Царевной-лебедь (Юлия Скороход) поставлена в лучших традициях «Лебединого озера» – как классический дуэт. Гвидону удалось спасти красавицу, но погубить чародея не так-то просто. Его фигура разрастается до образа вечного беса (актер поднаторел на этом амплуа, сыграв Мефистофеля в спектакле «Фауст и другие»), оставаясь в пределах сказочно-комических.

В «Сказке о царе Салтане» (как, впрочем, и в «Сказках Пушкина», поставленных ранее) смешное существует рядом с трагическим. Простые вещи обретают философский смысл. Прозрачные, кристально ясные стихи, предназначенные для взрослой аудитории, и детьми принимаются восторженно. Давно я не видела в театральном зале таких сияющих счастливых глаз. Так что будущая мама, пришедшая в «Пушкинскую школу» накануне рождения первенца, с педагогической точки зрения совершенно права. А артисты – ей в ответ и в поддержку – сцену освобождения младенца из засмоленной бочки («вышиб дно и вышел вон») разыгрывают как метафору появления человека на свет. И отношения с природой выстраивают гармонично – и с морем-океаном, и с белкой, которая песенки поет, и с насекомыми, которые становятся народными мстителями, и с ветром, что кораблик подгоняет...

Все это авторы спектакля вычитали у поэта, которому служат верой и правдой. Тем, как видно, и хороша «Пушкинская школа», что и артистам, и зрителям учиться в ней не только полезно, интересно, но и радостно.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 190 (5563) от 12.10.2015.


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 Августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 Августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 Августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 Июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 Июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 Июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 Июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 Июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 Июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 Июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 Июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 Июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?