По волнам нашей памяти

Вечерний спектакль, будний день, а на парадной лестнице особняка Кочневой – куча детей. Бегают, скачут, чуть не в прятки играют. Ну, думаю, я попала... Аудитория, я бы сказала, допушкинского возраста. Одна молодая мама пришла даже с грудничком. А самая юная (об руку с мужем) принесла будущего наследника непосредственно в животике. Знают ли они, что сказки Пушкина не такие уж безобидно детские? И не заглушит ли малышня артистов?..

По волнам нашей памяти | Корабельщики. Ведущие актеры «Пушкинской школы» буквально купаются в сказочной стихии.<br>ФОТО предоставлено пресс-службой театра «Пушкинская школа»

Корабельщики. Ведущие актеры «Пушкинской школы» буквально купаются в сказочной стихии.
ФОТО предоставлено пресс-службой театра «Пушкинская школа»

В зале, однако, дети присмирели, но тихо сидеть им долго не пришлось. На сцену ворвались здоровенные дядьки (натурально: тридцать три богатыря), и началась веселая забава, в которую время от времени и юные зрители вовлекались. То их в хоровод втянут, то по ладошке хлопнут, в ладушки играя... Но главное удовольствие дети получали от знакомых стихов, зазвучавших вдруг непривычно, по-новому.

«Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет...» – знакомство с Пушкиным чуть не у каждого начиналось именно с этих простых и мгновенно запоминающихся строк. В спектакле роли корабельщиков (а также богатырей, лиц сказочных и театральных) доверены ведущим артистам труппы. Недавние студенты Театральной академии, сегодня они уже «сами с усами» – солидные папы, игравшие и Гамлета, и Арбенина, и Бориса Годунова. Здесь они резвятся от души, словно родных чад развлекают.

Рефрен о плавании туда-сюда по синему морю артисты разнообразят пластически (персонажи совершают путешествия то под парусом, то на гребных, то на моторных судах) и музыкально. Их остроумно (и неназойливо!) поддерживает саундтрек, сложенный Сергеем Патраманским из народной, оперной, балетной и современной музыки – от матросского «Яблочка» до «Желтой субмарины», «Детей капитана Гранта», «Человека-амфибии» и «ум-па-па-ум-па-па».

Этот пестрый мелос Пушкину не противоречит, не раздражает, напротив – ласкает слух, мчит, как говорится, по волнам нашей памяти. Прием, казалось бы, из капустника, но поскольку он виртуозно разыгран «первыми сюжетами» театра, то воспринимается вполне органично.

История о том, как царь Салтан бросил любимую жену и новорожденного сына, читается тоже с учетом нашего современного опыта – как семейная. Царя-подкаблучника держат в цепких объятиях ткачиха, повариха и сватья баба Бабариха. А толкает их на всяческие козни персонаж Никандра Кирьянова, обозначенный в программке как Коршун, но олицетворяющий прямо-таки мировое зло. Его схватка с Царевной-лебедь (Юлия Скороход) поставлена в лучших традициях «Лебединого озера» – как классический дуэт. Гвидону удалось спасти красавицу, но погубить чародея не так-то просто. Его фигура разрастается до образа вечного беса (актер поднаторел на этом амплуа, сыграв Мефистофеля в спектакле «Фауст и другие»), оставаясь в пределах сказочно-комических.

В «Сказке о царе Салтане» (как, впрочем, и в «Сказках Пушкина», поставленных ранее) смешное существует рядом с трагическим. Простые вещи обретают философский смысл. Прозрачные, кристально ясные стихи, предназначенные для взрослой аудитории, и детьми принимаются восторженно. Давно я не видела в театральном зале таких сияющих счастливых глаз. Так что будущая мама, пришедшая в «Пушкинскую школу» накануне рождения первенца, с педагогической точки зрения совершенно права. А артисты – ей в ответ и в поддержку – сцену освобождения младенца из засмоленной бочки («вышиб дно и вышел вон») разыгрывают как метафору появления человека на свет. И отношения с природой выстраивают гармонично – и с морем-океаном, и с белкой, которая песенки поет, и с насекомыми, которые становятся народными мстителями, и с ветром, что кораблик подгоняет...

Все это авторы спектакля вычитали у поэта, которому служат верой и правдой. Тем, как видно, и хороша «Пушкинская школа», что и артистам, и зрителям учиться в ней не только полезно, интересно, но и радостно.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 190 (5563) от 12.10.2015.

Комментарии

Самое читаемое

#
#
Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы
01 Августа 2018

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы

Как случается с любой более-менее резонансной литературной наградой, от Нобелевской премии до «Большой книги», одни коллеги поздравляли московскую писательницу с победой, другие шумно негодовали.

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»
02 Июня 2018

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»

Директор Эрмитажа - об автономности культуры, уголовных делах, связанных с хищениями в музее и о прошедшем Юридическом форуме.

Сказать всё, никого не обидев
12 Июля 2017

Сказать всё, никого не обидев

Музей работает для всех, но ему важна понимающая аудитория. Есть люди, которые все понимают, ориентироваться надо на них. Сегодня это важно.

Уроки танца не кончаются
13 Июня 2017

Уроки танца не кончаются

Состоялся 275-й выпуск Академии русского балета им. А. Я. Вагановой. По давней традиции, в июне выпускники демонстрируют свои таланты на сцене Мариинского театра в рамках фестиваля «Звезды белых ночей...

Гений места движет фестиваль
25 Мая 2017

Гений места движет фестиваль

XXV, международный фестиваль «Дворцы Санкт-Петербурга» откроется 31 мая в Эрмитажном театре концертным исполнением оперы «Сельская честь» Масканьи.

Великая Победа глазами потомков
19 Мая 2017

Великая Победа глазами потомков

В нарядном недавно отреставрированном Доме журналиста на Невском вчера было непривычно, по-школьному, шумно...

Вся ночь впереди
19 Мая 2017

Вся ночь впереди

Завтра в 10-й раз в Петербург придет «Ночь музеев» - одно из главных культурных событий года.

Гранатовый браслет из Гатчины
02 Мая 2017

Гранатовый браслет из Гатчины

В Гатчине подвели итоги XXIII кинофестиваля «Литература и кино».

Кармен-сюита
25 Апреля 2017

Кармен-сюита

Удивительное дело: ни в одной другой экранизации не было так очевидно, что эти двое совершенно не созданы друг для друга...

Уважение рождается в борьбе
09 Марта 2017

Уважение рождается в борьбе

Благодаря музею Исаакий стал гражданской святыней, обрел значение, которое выдвинуло его в первый ряд памятников Петербурга. Музеи всегда оказываются на передовой линии борьбы за цивилизацию. Они подч...

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит
02 Февраля 2017

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит

Я написал письмо Патриарху Кириллу. Пресс-секретарь Святейшего сообщил, что Патриарх готов встречаться и обсуждать эти вопросы.

Как сэкономить на культуре
15 Декабря 2015

Как сэкономить на культуре

Посещение музеев, особенно всей семьей, обычно влетает в копеечку и для многих становится роскошью. Сегодня мы расскажем о том, как можно сэкономить, напомним о бесплатных днях и льготах.