Главная городская газета

По волнам нашей памяти

Каждый день
свежий pdf-номер газеты
в Вашей почте

Бесплатно
Свежие материалы Культура

Запах «Счастья» в Летнем саду

Как связаны «Пирамида», «Коронный», «Прекрасное ожерелье» и картины из овощей - в нашем специальном материале. Читать полностью

Выставка буддийского искусства открылась в Петербурге

Вниманию посетителей готовы представить порядка ста уникальных произведений IX - XVIII веков. Читать полностью

Фестиваль «Михайловское» прошел в Пушкинских Горах

Студенты Пушкинского театрального центра представили пушкиноогорцам свои премьерные спектакли. Читать полностью

«Петербург» в Театре на Васильевском

С драматургом Юлией Тупикиной - автором популярной пьесы - встретился автор «СПб ведомостей». Читать полностью

Первая балетная школа России отпраздновала юбилей

В течение трех дней на сцене Мариинского театра сдавали экзамен выпускники Академии русского балета имени А. Я. Вагановой.
Читать полностью

«Петербург-2103» как мост в будущее

На выставке, открывшейся в ЦВЗ «Манеж», представленные проекты отвечали на один вопрос: куда движутся архитектура и градостроительная практика Петербурга?

Читать полностью
По волнам нашей памяти | Корабельщики. Ведущие актеры «Пушкинской школы» буквально купаются в сказочной стихии.<br>ФОТО предоставлено пресс-службой театра «Пушкинская школа»

Корабельщики. Ведущие актеры «Пушкинской школы» буквально купаются в сказочной стихии.
ФОТО предоставлено пресс-службой театра «Пушкинская школа»

Вечерний спектакль, будний день, а на парадной лестнице особняка Кочневой – куча детей. Бегают, скачут, чуть не в прятки играют. Ну, думаю, я попала... Аудитория, я бы сказала, допушкинского возраста. Одна молодая мама пришла даже с грудничком. А самая юная (об руку с мужем) принесла будущего наследника непосредственно в животике. Знают ли они, что сказки Пушкина не такие уж безобидно детские? И не заглушит ли малышня артистов?..

В зале, однако, дети присмирели, но тихо сидеть им долго не пришлось. На сцену ворвались здоровенные дядьки (натурально: тридцать три богатыря), и началась веселая забава, в которую время от времени и юные зрители вовлекались. То их в хоровод втянут, то по ладошке хлопнут, в ладушки играя... Но главное удовольствие дети получали от знакомых стихов, зазвучавших вдруг непривычно, по-новому.

«Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет...» – знакомство с Пушкиным чуть не у каждого начиналось именно с этих простых и мгновенно запоминающихся строк. В спектакле роли корабельщиков (а также богатырей, лиц сказочных и театральных) доверены ведущим артистам труппы. Недавние студенты Театральной академии, сегодня они уже «сами с усами» – солидные папы, игравшие и Гамлета, и Арбенина, и Бориса Годунова. Здесь они резвятся от души, словно родных чад развлекают.

Рефрен о плавании туда-сюда по синему морю артисты разнообразят пластически (персонажи совершают путешествия то под парусом, то на гребных, то на моторных судах) и музыкально. Их остроумно (и неназойливо!) поддерживает саундтрек, сложенный Сергеем Патраманским из народной, оперной, балетной и современной музыки – от матросского «Яблочка» до «Желтой субмарины», «Детей капитана Гранта», «Человека-амфибии» и «ум-па-па-ум-па-па».

Этот пестрый мелос Пушкину не противоречит, не раздражает, напротив – ласкает слух, мчит, как говорится, по волнам нашей памяти. Прием, казалось бы, из капустника, но поскольку он виртуозно разыгран «первыми сюжетами» театра, то воспринимается вполне органично.

История о том, как царь Салтан бросил любимую жену и новорожденного сына, читается тоже с учетом нашего современного опыта – как семейная. Царя-подкаблучника держат в цепких объятиях ткачиха, повариха и сватья баба Бабариха. А толкает их на всяческие козни персонаж Никандра Кирьянова, обозначенный в программке как Коршун, но олицетворяющий прямо-таки мировое зло. Его схватка с Царевной-лебедь (Юлия Скороход) поставлена в лучших традициях «Лебединого озера» – как классический дуэт. Гвидону удалось спасти красавицу, но погубить чародея не так-то просто. Его фигура разрастается до образа вечного беса (актер поднаторел на этом амплуа, сыграв Мефистофеля в спектакле «Фауст и другие»), оставаясь в пределах сказочно-комических.

В «Сказке о царе Салтане» (как, впрочем, и в «Сказках Пушкина», поставленных ранее) смешное существует рядом с трагическим. Простые вещи обретают философский смысл. Прозрачные, кристально ясные стихи, предназначенные для взрослой аудитории, и детьми принимаются восторженно. Давно я не видела в театральном зале таких сияющих счастливых глаз. Так что будущая мама, пришедшая в «Пушкинскую школу» накануне рождения первенца, с педагогической точки зрения совершенно права. А артисты – ей в ответ и в поддержку – сцену освобождения младенца из засмоленной бочки («вышиб дно и вышел вон») разыгрывают как метафору появления человека на свет. И отношения с природой выстраивают гармонично – и с морем-океаном, и с белкой, которая песенки поет, и с насекомыми, которые становятся народными мстителями, и с ветром, что кораблик подгоняет...

Все это авторы спектакля вычитали у поэта, которому служат верой и правдой. Тем, как видно, и хороша «Пушкинская школа», что и артистам, и зрителям учиться в ней не только полезно, интересно, но и радостно.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в наших группах ВКонтакте и Facebook