По волнам нашей памяти
Вечерний спектакль, будний день, а на парадной лестнице особняка Кочневой – куча детей. Бегают, скачут, чуть не в прятки играют. Ну, думаю, я попала... Аудитория, я бы сказала, допушкинского возраста. Одна молодая мама пришла даже с грудничком. А самая юная (об руку с мужем) принесла будущего наследника непосредственно в животике. Знают ли они, что сказки Пушкина не такие уж безобидно детские? И не заглушит ли малышня артистов?..
Корабельщики. Ведущие актеры «Пушкинской школы» буквально купаются в сказочной стихии.
ФОТО предоставлено пресс-службой театра «Пушкинская школа»
В зале, однако, дети присмирели, но тихо сидеть им долго не пришлось. На сцену ворвались здоровенные дядьки (натурально: тридцать три богатыря), и началась веселая забава, в которую время от времени и юные зрители вовлекались. То их в хоровод втянут, то по ладошке хлопнут, в ладушки играя... Но главное удовольствие дети получали от знакомых стихов, зазвучавших вдруг непривычно, по-новому.
«Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет...» – знакомство с Пушкиным чуть не у каждого начиналось именно с этих простых и мгновенно запоминающихся строк. В спектакле роли корабельщиков (а также богатырей, лиц сказочных и театральных) доверены ведущим артистам труппы. Недавние студенты Театральной академии, сегодня они уже «сами с усами» – солидные папы, игравшие и Гамлета, и Арбенина, и Бориса Годунова. Здесь они резвятся от души, словно родных чад развлекают.
Рефрен о плавании туда-сюда по синему морю артисты разнообразят пластически (персонажи совершают путешествия то под парусом, то на гребных, то на моторных судах) и музыкально. Их остроумно (и неназойливо!) поддерживает саундтрек, сложенный Сергеем Патраманским из народной, оперной, балетной и современной музыки – от матросского «Яблочка» до «Желтой субмарины», «Детей капитана Гранта», «Человека-амфибии» и «ум-па-па-ум-па-па».
Этот пестрый мелос Пушкину не противоречит, не раздражает, напротив – ласкает слух, мчит, как говорится, по волнам нашей памяти. Прием, казалось бы, из капустника, но поскольку он виртуозно разыгран «первыми сюжетами» театра, то воспринимается вполне органично.
История о том, как царь Салтан бросил любимую жену и новорожденного сына, читается тоже с учетом нашего современного опыта – как семейная. Царя-подкаблучника держат в цепких объятиях ткачиха, повариха и сватья баба Бабариха. А толкает их на всяческие козни персонаж Никандра Кирьянова, обозначенный в программке как Коршун, но олицетворяющий прямо-таки мировое зло. Его схватка с Царевной-лебедь (Юлия Скороход) поставлена в лучших традициях «Лебединого озера» – как классический дуэт. Гвидону удалось спасти красавицу, но погубить чародея не так-то просто. Его фигура разрастается до образа вечного беса (актер поднаторел на этом амплуа, сыграв Мефистофеля в спектакле «Фауст и другие»), оставаясь в пределах сказочно-комических.
В «Сказке о царе Салтане» (как, впрочем, и в «Сказках Пушкина», поставленных ранее) смешное существует рядом с трагическим. Простые вещи обретают философский смысл. Прозрачные, кристально ясные стихи, предназначенные для взрослой аудитории, и детьми принимаются восторженно. Давно я не видела в театральном зале таких сияющих счастливых глаз. Так что будущая мама, пришедшая в «Пушкинскую школу» накануне рождения первенца, с педагогической точки зрения совершенно права. А артисты – ей в ответ и в поддержку – сцену освобождения младенца из засмоленной бочки («вышиб дно и вышел вон») разыгрывают как метафору появления человека на свет. И отношения с природой выстраивают гармонично – и с морем-океаном, и с белкой, которая песенки поет, и с насекомыми, которые становятся народными мстителями, и с ветром, что кораблик подгоняет...
Все это авторы спектакля вычитали у поэта, которому служат верой и правдой. Тем, как видно, и хороша «Пушкинская школа», что и артистам, и зрителям учиться в ней не только полезно, интересно, но и радостно.
Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 190 (5563) от 12.10.2015.
Комментарии